Виктор Андреев ЗАЯВЛЕНИЕ |
1. 2 октября 2007 года министром обороны Российской Федерации А. Сердюковым подписан приказ №400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663» (далее – «Приказ Министра обороны №400»). Указанным Приказом утверждена и введена в действие с 1 января 2008 года Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее – «Инструкция о призыве»), текст которой приведён в Приложении №1 к Приказу Министра обороны №400 (п.1 Приказа Министра обороны №400). 2. Приказ Министра обороны №400 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 года (№10454). 3. Приказ Министра обороны №400 официально опубликован в «Российской газете», №284 за 19 декабря 2007 года и №288 за 22 декабря 2007 года, его текст прилагается к настоящему заявлению. 4. По мнению заявителей, отдельные положения Инструкции о призыве, утвержденной приказом Министра обороны №400, противоречат федеральному законодательству и нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, в связи с чем подлежат признанию судом недействующими, по следующим основаниям.
6. Информация
о гражданине, содержащаяся в заполненной должным образом анкете, содержит персональные
данные о нём, как это понятие определено в п.1 ст.3 Федерального закона «О персональных
данных». Согласно п.1 ст.6 указанного Закона, обработка персональных данных может
осуществляться исключительно с согласия субъектов персональных данных, за исключением
случаев, предусмотренных в п.2 ст.6 Федерального закона «О персональных данных»,
в частности, в случае обработки персональных данных на основании федерального
закона, устанавливающего её цель, условия получения персональных данных и круг
субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего
полномочия оператора (подп.1 п.2 ст.6 Федерального закона «О персональных данных»),
либо договора (подп.2 п.2 ст.6 Федерального закона «О персональных данных»). 8. Исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в документах воинского учета, установлен в п.4 ст.8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». К ним не относится, в частности, такая информация как предпочтения, отдаваемые тем или иным школьным дисциплинам, успеваемость в школе и внешкольной деятельности и прочие сведения, которые должны содержаться в заполненной анкете по форме приложения №4 к Инструкции о призыве, подлежащей представлению руководителем образовательного учреждения в военный комиссариат согласно подп. «б» п.9 Инструкции о призыве. По мнению заявителей, передача данной информации, составляющей их персональные данные, в военные комиссариаты, в отсутствие соответствующей установленной законом обязанности, нарушает их право как субъектов персональных данных самостоятельно принимать решение о предоставлении кому бы то ни было своих персональных данных для последующей обработки (п.1 ст.6 Федерального закона «О персональных данных»). Таким образом, оспариваемое положение подп.«б» п.9 Инструкции о призыве нарушает права заявителей на неприкосновенность персональных данных, противоречит федеральному законодательству о защите персональных данных и подлежит признанию судом недействующим. 9. Кроме того, соответствующая обязанность руководителя образовательного учреждения, предусмотренная подп.«б» п.9 Инструкции о призыве, не входит в компетенцию образовательного учреждения как она определена в п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании». Помимо этого, оспариваемое положение подп.«б» п.9 Инструкции о призыве нарушает Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (28 января 1981 года, Страсбург, Сборник европейских договоров №108), ратифицированную Российской Федерацией (Федеральный закон от 19 декабря 2005 года №160-ФЗ), и, соответственно, являющуюся неотъемлемой составной частью российской правовой системы (ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации). 10. Согласно абзацу четвертому п.26 Инструкции о призыве, граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья, при наличии соответствующего заявления их родителей, до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены военным комиссаром или лицом, его замещающим, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование; на медицинское обследование до начала призыва могут быть также направлены граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учёт не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, при необходимости уточнения диагноза. 11. Учитывая ссылку на «установленный порядок» в тексте первого предложения абзаца четвертого п.26 Инструкции о призыве, а также характер правоотношений, регулируемых данным пунктом Инструкции о призыве, применению подлежит Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 января 2004 года №20, от 31 декабря 2004 года №886, от 30 апреля 2005 года №274, от 26 января 2007 года №46, от 9 ноября 2007 года №767. В соответствии с п.19 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе, имеющего бульшую юридическую силу, с учётом того, что данный нормативный правовой акт утвержден постановлением высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации – Правительства Российской Федерации, направление гражданина в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения, с обязательным составлением по итогам такого уточнения диагноза либо лечения акта исследования состояния здоровья, допускается исключительно на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара, но не лица, замещающего военного комиссара. 12. По этому основанию абзац четвертый п.26 Инструкции о призыве в части слов «или лицом, его замещающим,» (в первом предложении) подлежит признанию недействующим в связи с противоречием нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу – постановлению Правительства Российской Федерации. 13. Согласно п.47 Инструкции о призыве, на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. 14. Предельного срока пребывания призывников на сборном пункте в порядке п.47 Инструкции о призыве не предусмотрено, однако прямо запрещен возврат таких призывников в военные комиссариаты (второе предложение абзаца первого п.47 Инструкции о призыве). Таким образом, призывники, находящиеся в резерве на сборном пункте, могут неограниченно долго (в том числе дольше 48 часов) находиться на сборном пункте, ни направляясь в войска, ни возвращаясь домой либо в военный комиссариат, при этом с ними беспрестанно проводится воспитательная и культурно-массовая работа, включая лекции и беседы об истории России, ее Вооруженных Силах и боевых традициях, а также встречи с ветеранами войны и труда, а также военнослужащими (п.48 Инструкции о призыве). 15. Зачисление призывников в резерв с оставлением их на неопределенный срок на не приспособленном для долгого пребывания граждан сборном пункте фактически представляет собой незаконное лишение свободы без судебного решения, прямо запрещенное как российским законодательством (ч.2 ст.22 Конституции Российской Федерации), так и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией (п.1 ст.5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). 16. Таким образом, оспариваемое положение п.47 Инструкции о призыве как произвольно ограничивающее право на свободу и личную неприкосновенность призывников, зачисленных в резерв и оставленных на сборном пункте, является незаконным и подлежит признанию судом недействующим. 17. Согласно абзацу второму п.18 Инструкции о призыве, в случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учёт. Таким образом, указанному правомочию военного комиссара по извещению органа внутренних дел корреспондирует обязанность данного органа, то есть сотрудников милиции, по установлению местонахождения и насильственному доставлению в военный комиссариат лица, уклоняющегося, по мнению председателя комиссии по постановке граждан на воинский учет, от постановки на воинский учет, на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет. 18. Такое насильственное доставление является по сути ограничением конституционного и закрепленного в международных договорах о защите прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, права граждан на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции РФ, п.1 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), которое, согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, допускается на основании нормативного правового акта исключительно в форме федерального закона. 19. Вместе с тем, федеральное законодательство не содержит права органов внутренних дел по доставлению лиц на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет. Так, ст.27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет доставление как принудительное препровождение физического лица уполномоченным лицом в служебное помещение органа внутренних дел, органа местного самоуправления, подразделения воинской части или органа управления внутренних войск, военной комендатуры, пограничного органа, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органа, осуществляющего контртеррористическую операцию, суда, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Таким образом, доставление в иных целях, кроме как для составления протокола об административном правонарушении, в том числе для участия в заседании комиссии по постановке граждан на воинский учет, действующим федеральным законодательством не предусмотрено, вследствие чего положение абзаца второго п.18 Инструкции о призыве подлежит признанию судом недействующим. 20. 10 сентября 2007 года принят приказ «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденный совместно министром обороны Российской Федерации (№366), Министерством внутренних дел Российской Федерации (№789) и Федеральной регистрационной службой (№197), подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – «Приказ №366/789/197»). Указанным Приказом утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее – «Инструкция о взаимодействии»), текст которой приведён в Приложении к Приказу №366/789/197 (п.1 Приказа №366/789/187). 21. Приказ №366/789/187 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 октября 2007 года (№10315). 22. Приказ №366/789/187 официально опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №45 за 5 ноября 2007 года, его текст прилагается к настоящему заявлению. 23. По мнению заявителей, отдельные положения Инструкции о взаимодействии, утвержденной Приказом №366/789/197, противоречат федеральному законодательству, в связи с чем подлежат признанию судом недействующими, по следующим основаниям. 24. Так, согласно подп.«а» п.4 Инструкции о взаимодействии, военные комиссары ежегодно (до 15 января) составляют и направляют в органы внутренних дел и в военный комиссариат соответствующего субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года. В такой список могут быть внесены и фамилии заявителей, таким образом, данное положение подп.«а» п.4 Инструкции о взаимодействии напрямую затрагивает их права и законные интересы. 25. Вместе с тем, военные комиссары не вправе на законных основаниях по своему усмотрению определять, кто из граждан «уклонился от исполнения воинской обязанности» и незаконно распространять такую информацию среди органов внутренних дел и вышестоящих военных комиссариатов. 26. Согласно ч.1 ст.328 Уголовного кодекса Российской Федерации, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы образует состав преступления. Признать гражданина виновным в совершении преступления, в том числе незаконно уклонившимся от призыва на военную службу, вправе исключительно суд, но не военный комиссар, что вытекает из требований Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.49) и федерального законодательства (чч.1,2 ст.8 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ст.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Таким образом, оспариваемое положение подп. «а» п.4 Инструкции о взаимодействии нарушает принципы осуществления правосудия исключительно судом, но не военными комиссариатами, и презумпции невиновности, создавая условия для нарушения законных прав лиц, подлежащих призыву на военную службу, в том числе заявителей. 27. Заявители по настоящему делу являются гражданами Российской Федерации мужского пола, которые подлежат призыву либо могут быть призваны для прохождения действительной военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации, в связи с этим оспариваемые положения Инструкции о призыве и Инструкции о взаимодействии затрагивают их права и законные интересы, возлагают на них дополнительные обязанности по основаниям, изложенным в настоящем заявлении. 28. Досудебный порядок обращения заявителей к заинтересованным лицам по делам об оспаривании нормативных правовых актов не является обязательным согласно федеральному законодательству. Заявленные требования не подлежат денежной оценке. 29. Настоящее заявление оплачено государственной пошлиной в федеральный бюджет в размере 100 рублей (абзац второй подп.6 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации), соответствующая квитанция прилагается. Исходя из вышеизложенного, ПРОСИМ: 1. Принять настоящее заявление к рассмотрению Верховного Суда Российской Федерации. 2. Обязать заинтересованные лица представить отзывы по настоящему заявлению в суд и представителю заявителей, заявителям не позднее 10 дней до даты заседания Верховного Суда Российской Федерации по настоящему заявлению.
4. Признать подпункт «б» пункта 9 в части слов «от руководителей образовательных учреждений, в которых граждане обучаются, - заполненные анкеты на этих граждан согласно приложению №4 к настоящей Инструкции», абзац второй пункта 18, абзац четвертый пункта 26 в части слов «или лицом, его замещающим,» (в первом предложении), пункт 47 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663», а также приложение №4 к указанной Инструкции, недействующими с 1 января 2008 года.
6. Обязать заинтересованные лица обеспечить опубликование текста вступившего в законную силу решения суда по данному заявлению в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». «27» марта 2008 года Заявитель В.А. Андреев
См. также:
|
|