Бюро Регионального Совета Саратовского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО»

Обращение к руководящим органам Саратовской области

3 июля 2008 года   

Уважаемые руководители органов власти Саратовской области,
муниципальных образований Саратовской области,
федеральных структур, действующих на территории Саратовской области!

Скоро пятнадцать лет, как действует Конституция Российской Федерации. Среди прочих общеобязательных норм она предусматривает:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (статья 2).
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3).»
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (статья 33).

В верности указанным принципам постоянно публично клянутся руководители любого уровня Российской Федерации, в том числе и работающие на территории Саратовской области. Но, к сожалению, обещания и реальные дела далеко не всегда совпадают. Результатом этого зачастую являются социальная напряжённость, неверие жителей в уважение к их мнению со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, социальная апатия и, как следствие, недостаточно эффективное и динамичное развитие нашей области. В ряде случаев приходится сталкиваться и с серьёзными бюджетными потерями.

Примеров можно приводить множество, но ограничимся лишь некоторыми.

Более 10 лет мы, также как и множество других общественных объединений, отдельных неравнодушных активистов, призываем власти всех уровней принять и реализовать программы установки приборов учёта энергоресурсов как на входе в дом, так и поквартирно, для того, чтобы обеспечить право жителей оплачивать действительно потреблённые ими ресурсы, а ни некие мифические начисления. Но только в этом году, когда бюджет области вынужден вторично расходовать сотни миллионов рублей на погашение так называемой «корректировки», на властном уровне стала понятной (и то – пока только на уровне декларативного согласия) необходимость реализовать эти предложения.

К сожалению, время безболезненного решения этих проблем бездарно упущено: ведь еще в 1995 – 2000 годах, когда граждане оплачивали лишь 20-40% стоимости коммунальных услуг, а муниципальные бюджеты 80-60% установка приборов учета даже за счет бюджета оправдала бы себя и принесла существенную прибыль бюджету за один год. Но одновременно это заставило бы локальных монополистов – поставщиков энергоресурсов действительно решать проблемы качества городских коммуникаций, а не списывать все на некие неизбежные потери. Это было бы действительно рыночным подходом к решению социальных проблем. Зато теперь тысячи граждан обкладывают многотысячными обязанностями оплачивать установку приборов учёта на входах в дом, не организованную властями своевременно в угоду локальным монополистам.

Характерно, что и сегодня, несмотря на многочисленные обращения различных общественных и политических сил в комиссию, пытающуюся найти решение проблемы корректировок, не включены представители общественности.

Много слов произносится на всех уровнях власти о необходимости борьбы с коррупцией, необходимости уничтожения её источников. Однако уже в течение многих лет игнорируются предложения многих общественных и политических организаций – разработать, утвердить и реализовать муниципальные программы межевания придомовых территорий. Это сразу же позволило бы получить солидную прибавку в муниципальные бюджеты даже при не обременительных ставках налогообложения. Одновременно с этим был бы перекрыт такой источник коррупции как принятие решений о землеотводе под строительство новых домов и зданий. К тому же был бы уничтожен источник принявших угрожающе массовый характер поджогов существующих строений, как самого дешёвого способа решения проблемы сноса старых строений при строительстве новых. Но решение не принимается, и программы не разрабатываются. В этом отношении поражает стабильность и преемственность курса властей независимо от смены лиц, власть осуществляющих.

Масса предложений было подано в последние годы по наименее болезненному преобразованию МУ ДЕЗов и аналогичных им структур, а также к переходу на управление жилищным фондом со стороны Управляющих Компаний. Но как всегда все они были благополучно или проигнорированы или безнаказанно заболтаны со стороны власть предержащих. А сейчас мы сталкиваемся с формированием системы ещё более откровенного, чем ранее выкачивания денег из карманов граждан, в обмен за мифические услуги, следы оказания которых невозможно найти. Под прикрытием лозунгов о рыночной экономике фактически формируются новые локальные монополисты в области ЖКХ, откровенно плюющие на требования законов и не уважающие платящих им граждан, абсолютно никому не подотчётные. Но состояние жилищного фонда от этого не улучшается и проблемы, стоящие перед жителями области в связи с этим не уменьшаются.

Можно также привести примеры исключительно формального, а не сущностно заинтересованного взаимодействия властей с общественностью при проведении реформы школьного образования, решения экологических, градостроительных и иных социально значимых проблем, стоящих перед областью и её муниципальными образованиями.

Общественность недовольна массовыми случаями т.н. «реагирования на обращения граждан», когда это реагирование в нарушение всех требований права и закона сводится к изложению в «ответах» норм права, своего рода ликбезу, но никаких конкретных выводов, обязательств или предложений к дальнейшему сотрудничеству в «ответах», как правило, нет. Становится жалко денег налогоплательщиков, используемых на почтовое отправление таких «ответов». Может быть, стоит взимать с руководителей, подписавших такие «ответы», хотя бы стоимость этих самых почтовых отправлений?

Исходя из вышесказанного, мы вынуждены констатировать, что в последние годы все более наглядным становится очевидное равнодушие властей всех уровней к направляемым к ним обращениям и предложениям различных общественных организаций, политических партий и групп граждан. Вследствие этого или принимаются недостаточно выверенные решения или вовсе не принимается то, что давно назрело. Одновременно с этим власть лишает себя возможности опираться на взаимодействие с действительно озабоченными положением дел в городах и районах области гражданскими объединениями в угоду формального взаимодействия с группами «приятными во всех отношениях», готовыми лишь поддерживать и одобрять то, что им предлагается. Отказываясь использовать возможности гражданских объединений для достижения общих результатов и разрешения стоящих вопросов наиболее простыми и эффективными способами, граждан невольно подталкивают либо к занятию непримиримой оппозиции, либо к неверию в силы гражданского общества и в собственные силы. Это осложняется принятием отнюдь не самых оптимальных решений.

Уважаемые руководители органов власти!
Призываем Вас: «Выполняйте нашу Конституцию!», уважайте граждан России.
Только вместе с жителями области, созданными ими общественными организациями, политическими партиями и инициативными группами Вы сможете найти решение стоящих перед всеми нами непростых задач.


Председатель Саратовского РО
РОДП «ЯБЛОКО» Д.В. Коннычев

 

См. также: