публикации

Необходимость перехода от заявленных приоритетов к реальному их исполнению

РЕЗОЛЮЦИЯ участников Круглого стола общественных организаций по теме: «Новые подходы в семейной политике и решении проблем сиротства, развитие гражданского сектора социальных услуг и системы общественного контроля в социальной сфере»

29 мая 2008 мая   

Участники круглого стола, констатируют:

- что в России сохраняется тяжелейший кризис семьи, что захлестнувший страну поток новых и новых социальных сирот не ослабевает, заполняя интернатные учреждения, и что, несмотря на осознание этой проблемы на высшем политическом уровне страны, не предпринимается реальных мер по реформированию существующей административно-ведомственной системы, работающей по принципу «семи нянек», продолжающей массовое «производство сирот» и заинтересованной в сохранении контингента воспитанников сиротских учреждений;

- что сохраняется монополия ведомств на предоставление социальных услуг, а призывы к привлечению в эту сферу гражданских инициатив остаются благим пожеланием;

- что продолжаются серьезные нарушения прав детей, постоянно находящихся в закрытых для общественности учреждениях различного типа;

- что существующий на местах в ряде регионов и муниципалитетов успешный опыт организации профилактики сиротства и «вывода» детей из интернатных учреждений, включая опыт применения социального патроната и патронатного воспитания, не распространяется должным образом по причине отсутствия обобщающих этот опыт обязывающих федеральных норм и более того:

- что принятый в апреле 2008 г. и вступающий в силу 1 сентября Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» приведет к ликвидации этих угрожающих стабильности и благополучию СИСТЕМЫ замечательных инициатив ряда российских регионов и муниципалитетов, поскольку он фактически аннулирует все правовые акты субъектов РФ (42 региона), являющиеся основанием для организации в регионах профессиональной работы по патронатному воспитанию и социальному патронату.

Участники Круглого стола заявляют:

- такое торможение необходимых реформ недопустимо;

- для исправления ситуации достаточно проявить Политическую Волю и довести ее до реального исполнения на федеральном уровне и на уровне руководства субъектов Российской Федерации;

и предлагают комплекс законодательных и управленческих мер по вопросам:

- организации в субъектах Федерации гражданского контроля учреждений социальной сферы и гражданского контроля за ходом осуществляемых реформ;

- создания работоспособных моделей позитивного реагирования на любые формы семейного и детского неблагополучия, включая реорганизацию интернатных учреждений;

- диверсификации субъектов предоставления социальных услуг за счет привлечения на этот рынок общественных и некоммерческих организаций с созданием системы социального заказа в этой сфере.

О заявляемых приоритетах

Выступая на посвященной защите прав детей в России подготовительной сессии Комитета ООН по правам ребенка в июне 2005 года, Директор Представительства ЮНИСЕФ в России и Белоруссии Карл де Рой сказал: «Ситуация поистине парадоксальна: Россия сталкивается с тяжелейшими проблемами детства и семьи, в России есть специалисты высшего мирового уровня, предлагающие необходимые реформы, существует потрясающе результативный пилотный опыт, по образцу которого может быть организована работа повсеместно, и есть очень много по-настоящему хороших людей, желающих изменить положение дел к лучшему. И всё это не работает по одной причине, по причине отсутствия должной Политической Воли».

Обнадеживает то, что в последние два года ряд важнейших приоритетов в этой сфере был заявлен на высшем политическом уровне в стране. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. Президент России В.В. Путин уделил особое внимание проблемам семьи, детства, демографии и в том числе сказал: «Поручаю Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях…». Очевидно, что для решения этой задачи необходимо не только активно развивать альтернативное семейное устройство и реформировать интернатную систему, надо также сократить приток все новых и новых социальных сирот, то есть принять кардинальные меры по преодолению общего кризиса семьи, что в свою очередь необходимо для выхода нашей страны из демографического тупика.

Известны также высказывания В.В. Путина о стратегической важности привлечения гражданских инициатив: «Во-первых, нужны новые механизмы включённости институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования социальных программ, а также в процедуру оценки их эффективности. По большому счёту, уже сейчас мы должны вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий власти в области социальной политики. Второе - это создание реальной конкурентной среды в социальной сфере. До тех пор пока государство здесь фактически конкурирует само с собой, мы будем топтаться на месте - ну на самом деле, никакой конкуренции нет» (выступление на заседании Президентского совета по национальным проектам и демографии, 28.02.2008).

О необходимости принятия системных мер по решению проблем семейного и детского неблагополучия, социального сиротства и по привлечению к решению этих задач энергии гражданского общества также не раз высказывался и Д.А. Медведев. На встрече с членами и экспертами Общественной палаты РФ 30 ноября 2007 года тогдашний Первый заместитель Председателя Правительства, а ныне Президент России подчеркнул необходимость замены интернатных форм воспитания детей семейными формами, указал, что число лишений родительских прав у нас «запредельно», высказался в поддержку патронатного воспитания и ювенальной юстиции, а в конце встречи, говоря о важности институтов общественного контроля, отметил, что «тот высочайший в ряде государств уровень охраны детства, укрепления семьи, которого они достигли, на мой взгляд, прежде всего связан с развитием институтов общественного контроля, а не с тем, что в какой-то момент государство поумнело и решило все эти функции принять на себя...».

О реальной ситуации и значимости некоммерческого сектора

К сожалению, на сегодня, в противовес заявляемым на высшем политическом уровне приоритетам, в Российской Федерации не только не сформулирована ясная государственная политика в сфере развития общественных инициатив, но и действует существенно дискриминационное законодательство, эти инициативы подавляющее. Также и в вопросах организации защиты детства и семьи, несмотря на известные принимаемые меры и выделяемые средства, сохраняется «застойная» ситуация. Число детей, находящихся в интернатных учреждениях, в большинстве регионов остается стабильным и исчисляется тысячами, число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в 2007 году превысило 120 тысяч, число лишений родителей родительских прав существенно возросло в сравнении с 2006 годом, сохраняется высокий процент возвратов детей из приемных и опекунских семей, количество выпускников детских домов и интернатов не имеющих собственного жилья возросло с 55 000 до 75 000 человек, а по неофициальным данным около 90 000 ребят не имеют и не получили положенного по закону жилья. Увеличение материальной поддержки приемных семей, что само по себе можно только приветствовать, не решает проблемы. Как сказано в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год: «В отчетном году не было предпринято никаких системных мер для того, чтобы затормозить приток детей в интернатные учреждения, а в перспективе добиться сокращения их общей численности». И далее из того же Доклада: «Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей».

В то же время удивительные результаты достигаются там, где удалось организовать работу по профессиональному принципу, когда каждого ребенка, нуждающегося в помощи и защите государства, и каждую конкретную неблагополучную семью «ведут» коллективы специалистов, работающие по комплексным индивидуальным программам в тесном контакте с правоустанавливающими инстанциями: органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, судами.

Например, опыт показывает, что для организации ранней профилактики семейного и детского неблагополучия необходимо организовать первичное выявление проблемных ситуаций непосредственно во всех учреждениях «территории детства» (в детских поликлиниках, женских консультациях, родильных домах, в детских садах и школах и т.п. - см. в качестве образцаПриказ Министерства здравоохранения Пермского Края № 56 от 06.10.2006 «О предупреждении случаев социально-опасного положения и социального сиротства», устанавливающий введении штатных единиц социальных работников в ЛПУ Края, создание в каждой детской поликлинике или амбулаторно-поликлинических подразделениях ЛПУ отделения (кабинета) медико-социальной помощи). Раннее выявление и реагирование должны осуществляться также по месту жительства (создание в поселениях и микрорайонах «общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» - Саратовская область, «участковых локальных групп» - муниципалитет Чайковский Пермского Края, введение должности «участковый социальный работник» - Московская область…). В Пермском Крае решением Главы региона в каждом муниципалитете также введены оплачиваемые региональным бюджетом должности социальных работников - «специалистов по выявлению», работающих в тесном контакте с территориальными КДНиЗП.

Все проблемы детства и семьи России на современном историческом этапе суммируются простой фразой «жаловаться некому». Вот и необходимо создать эту доступную возможность и пожаловаться, и получить первичную консультацию прямо на месте - в поликлинике, детском саду, школе… В Пермском Крае это называется «первым уровнем профилактики», а в целом разработаны программы пяти уровней реабилитации семьи - от самого начального, равносильного, по сути, «родительскому всеобучу» сравнительно благополучных семей, и далее - по нарастанию кризиса семьи.

Необходимо также организация работы «горячих линий». Причем и указанные выше социальные работники учреждений «территории детства», и те, кто позвонил по «горячей линии», и вообще все, кто столкнулся с детской или семейной бедой, должны знать, что им есть куда обратиться в случае необходимости, что выявленными проблемными ситуациями готовы заняться нацеленные на эту работу органы и учреждения системы профилактики

Участники Круглого стола утверждают, что опыт многих некоммерческих негосударственных организаций показал, что их деятельность имеет очевидные достоинства: гибкость, мобильность, высокая инициативность, восприимчивость к изменяющимся условиям, а также глубокое и предметное знание положения дел на местах. Они имеют больше возможностей для осуществления контакта с конкретным ребенком, конкретной семьей, они оказывают адресную психологическую поддержку и материальную помощь, у них отсутствуют формализованные и бюрократизированные отношения. Некоммерческий сектор активизирует социальную инициативу людей, привлекает их к своей деятельности, непосредственно участвуя в формировании гражданского общества. Он объединяет и минимизирует конфликты между людьми, осуществляет максимальную специализацию и индивидуализацию в сфере оказания социальных услуг.

Сегодня, когда роль общественных институтов нашей страны возрастает, когда государство начинает осознавать, что без вовлечения самих членов общества в систему государственного управления невозможно решить стратегические проблемы нашей страны, встает вопрос о перераспределении полномочий и финансовых ресурсов нашего общества между государственными структурами и общественными организациями в сфере защиты прав детей, в том числе помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Это соответствует интересам государства, дополняет и создает необходимые условия для интеграции проблемы сиротства в общественные институты и расширяет возможности полноценной реализации всей системы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Предложения по реализации поставленных задач

В предлагаемом нами комплексе мер федерального и регионального уровня мы постарались обобщить имеющийся успешный российский опыт организации работы по защите детства и семьи и решению проблем сиротства, представить этот опыт в «тиражируемом» виде.

Наши предложения адресованы как различным ветвям власти федерального уровня, так и непосредственно руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на которых федеральным законодательством возложена ответственность за социальное благополучие в подведомственном им регионе.

Основная мысль, объединяющая сформулированные ниже предложения, состоит в том, что реализовать наши предложения на практике возможно достаточно быстро, так как уже были реализованы на практике в некоторых субъектах Российской Федерации.

В этой связи участники Круглого стола предлагают:

Организация гражданского (общественного) контроля учреждений

социальной сферы в субъектах РФ.

1. Создать в каждом субъекте Российской Федерации решением Руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ системы гражданского контроля в этой сфере. Данная инициатива была поддержана Уполномоченным по правам человека в РФ и Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике. На основе опыта Пермского края разработан проект соответствующего Положения «О порядке осуществления…». Также предлагается комплекс мер и мероприятий направленных на реализацию этой задачи в субъекте Российской Федерации.

2. Общественным и некоммерческим организациям разработать проект Федерального закона по осуществлению общественного контроля в детских учреждениях.

3. Разработать проекты стандартов ориентированных на конечный результат.

Для реализации указанных задач предлагается сформировать инициативную группу из представителей общественных организаций.

Организация работы по профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Реструктуризация интернатных учреждений.

Федеральным органам государственной власти и управления:

1. Разработать совместно с общественными и некоммерческими организациями Концепцию социальной политики в отношении семьи и детей.

2. Совместно с общественными и некоммерческими организациями разработать и принять нормативно-правовые акты Правительства РФ согласно ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве».

3. Привлечь к участию в разработке поправок к ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» общественные и некоммерческие организации.

4. Начать подготовку и разработать совместно с общественными и некоммерческими организациями Федеральную целевую программу «Дети России», в том числе подпрограмму «Дети сироты» на 2012-2017гг.

5. Правительству РФ разработать и утвердить Типовое положение о региональной (включая территориальные) электронной базе данных детей, нуждающихся в помощи государства, определив в Положении порядок постановки на учет и снятия с учета в базе данных, порядок и круг специалистов, допущенных к этой конфиденциальной информации, и ответственность за ее разглашение (за основу взять опыт организации такой базы данных в Тюменской области, Пермского края.)

6. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», предусматривающем также установление требований по оказанию услуг, стандартизации услуг, стандартам организаций, Ростехрегулированию при участии Минздравсоцразвития и общественными организациями разработать и утвердить государственные структурные и функциональные стандарты (организационные механизмы, технологии, минимальные кадровые нормативы) в сфере оказания социальной поддержки и социального обслуживания, деятельности по опеке и попечительству, деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе при выявлении социально-проблемных ситуаций, разработке, назначении и реализации межведомственных индивидуальных программ профилактически-реабилитационных мероприятий в отношении семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении.

7. Регламентировать в федеральном законодательстве деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как координатора системы профилактики, а также в соответствии с требованиями направленным на защиту прав и интересов ребенка.

Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. руководствоваться Рекомендациями Министерства образования и науки от 25.06.2007 при осуществлении реформы деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте федерации, обратив особое внимание на ту часть Рекомендаций, где говорится о создании в регионах сетей учреждений по опеке и попечительству и о возможности привлечения к этой работе негосударственных учреждений. Цитируем: «Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальный орган опеки и попечительства вправе в установленном порядке поручить выполнение отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних образовательным учреждениям, учреждениям социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения и другим государственным, муниципальным и негосударственным учреждениям (далее - учреждения органа опеки и попечительства)».

2. Реализовать программы подготовки и переподготовки кадров для уполномоченных организаций (служб), включая развитие профильных специализаций «семейный психолог», «семейный реабилитолог», специалист по социально-правовому сопровождению и мониторингу ребенка, социальному патронату, специалист по семейному устройству и т.п.

3. Организовать эффективные и дееспособные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (опыт Саратовской и Московской областей).

Для реализации указанных задач предлагается сформировать рабочую группу из представителей организаций для их осуществления.

По развитию системы социального заказа, рынка социальных услуг и по участию некоммерческих организаций в этой деятельности.

1. Подготовить проекты законодательных инициатив по внесению изменений и дополнений в Федеральные законы направленные на осуществление равных возможностей и условий деятельности НКО и государственных организаций.

2. Принятие Федерального закона «О государственном социальном заказе». В рамках данного закона необходимо предусмотреть обязательность обеспечения равных экономических условий для участников открытых публичных конкурсов и исполнителей договоров социального заказа, включая равное налогообложение государственных (муниципальных) и негосударственных организаций.

3. Для развития сферы социальных услуг в области защиты прав ребёнка необходимо воссоздание и расширение применения механизма гранта - на федеральном и региональном уровне. С этой целью необходимо:

3.1 Разработать и принять пакет нормативных правовых актов, направленных на внедрение понятия гранта в Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, а также расширение возможностей применения данного понятия в Налоговом кодексе РФ и правоприменительной практике.

3.2 Разработать и внедрить в правоприменительную практику комплекс правовых норм и процедур, направленных на общественную экспертизу деятельности в сфере мониторинга и оценки социальных программ, а также в целом, в области социально ориентированной деятельности государственных и негосударственных органов и организаций.

4. Провести осенью 2008г. в Федеральной антимонопольной службе заседание по обсуждению возможных механизмов создания рынка социальных услуг в России, разработке и принятия нормативных и законодательных актов направленных на развитие конкуренции в данной сфере и привлечении к этой деятельности общественных и некоммерческих организаций.

Для реализации указанных задач предлагается сформировать рабочую группу из представителей организаций для их осуществления.