публикации

Утверждено решением XXIII конференции Саратовского РО РОДП «ЯБЛОКО»

КОНЦЕПЦИЯ реформирования и развития Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО»

«12» апреля 2008 года   

Настоящая концепция разработана по результатам обобщения материалов 4-х заседаний-семинаров активистов партии «ЯБЛОКО, состоявшихся в марте-апреле 2008 года в Саратовском региональном отделении партии. По решению XXIII конференции Саратовского РО РОДП «ЯБЛОКО» концепция предлагается для рассмотрения и обсуждения на федеральном Бюро партии, в региональных отделениях РОДП «ЯБЛОКО», на XV съезде партии «ЯБЛОКО».

I. Общеполитические аспекты.

Разработчики концепции считают, что сегодня перед партией «ЯБЛОКО» стоит три основные проблемы, которые должны обрести формализуемый и понятный набор задач и соответствующий последним перечень конкретных и достижимых с точки зрения успешности тактических действий. Одновременно заявленные проблемы рассматриваются и как исходные обстоятельства соответствующих трех целей, стоящих перед партией в течение ближайшего «большого» избирательного цикла «2008-2012».

Пары «проблема-цель» представляются следующими:

1. «Проблема №1. Уровень: Российская Федерация»

Развитие Российского Федерации по пути унитарного, недемократического, авторитарного государства:

а) с государственно-корпоративной рыночной экономикой, безжалостно эксплуатирующей окружающую среду,

б) с неэффективной социальной сферой,

в) с несбалансированной по отраслевому и территориальному принципам экономикой,

г) с консервацией огромного разрыва между богатыми и бедными слоями населения, и

д) со сложившейся полуторопартийной политической системой, осложненной все более усиливающейся нетранспарентностью выборов органов власти и наличием на политической арене псевдодемократических партий, материально и организационно поддерживаемых правящими кругами.

«Цель»

Признание возможности и необходимости в существующих условиях политической борьбы со стороны партии «ЯБЛОКО» как

- легальной демократической политической партии,

- партии, отрицающей «улично-революционный» метод как главный способ мобилизации сторонников и достижения власти,

- партии, нацеленной на участие в выборах всех уровней,

- оппозиционной партии (оппонирование правящей партии во всех законодательных органах, запрет на заключение коалиционных соглашений с правящей партией, не вхождение в структуры федеральной и региональных органов исполнительной власти по принципу партийной принадлежности к РОДП «ЯБЛОКО»),

- партии, признающей возможности программно-политического и, возможно, кадрового сотрудничества с государственной властью в лице Президента РФ и исполнительной властью разных уровней (лишь на индивидуальной основе с сохранением партийности).

2. «Проблема №2. Уровень: Демократическое движение в РФ»

Слабость и минимальная поддержка избирателями существующих политических сил разных «оттенков» демократического политического спектра (от социал-демократов до либералов), выступающих за:

а) демократическое, федеративное, правовое государство с реальным разделением властей,

б) за экологоориентированное государство,

в) за сбалансированную рыночную экономику со свободным частным предпринимательством,

г) за социально справедливое и сбалансированное распределение доходов в обществе,

д) за реальную многопартийность и честные выборы.

«Цель»

Трансформация, активизация и массовизация демократического движения с учетом:

- включения в движение всех желающих проявлять политическую активность и имеющих демократические убеждения людей,

- изменения политического лица демократического движения в России (модификация с частичным сохранением текущей программной основы),

- смена имиджа демократических политических сил в глазах избирателей как «немодных, неэффективных, непатриотичных, вороватых, заумных» на имидж «модных, эффективных, патриотичных, честных, понятных»,

- необходимости объединения людей с демократическими ценностями из разных партий в единую политическую силу - объединенную демократическую партию,

- оформления данного движения как организованной партии парламентского типа.

3. «Проблема №3. Уровень: Партия ЯБЛОКО»

Наличие ряда неразрешаемых при сохранении текущей оранизационно-политической конфигурации партии «ЯБЛОКО» затруднений, в том числе:

а) сохранение на протяжении уже второго избирательного цикла за партией «ЯБЛОКО» (претендующей на статус и позиционирующей себя как парламентская партия) внепарламентского статуса, крайне осложняющего работу партии в соответствии с заявляемыми амбициями;

б) отсутствие за все 15 лет жизни партии, результатов на выборах российского парламента по партийным спискам, достигающих хотя бы 10% (подобный результат на региональных выборах достигался партией в очень ограниченном количестве случаев),

в) невозможность как сейчас, так и ранее (еще до утери федеральной парламентской фракции) получения если не большинства, то хотя бы значимого (блокирующего) пакета голосов в Государственной Думе РФ,

г) продолжающееся долгое время обесценивание в глазах существующих сторонников перспективы поддержки на выборах именно партии «ЯБЛОКО»,

д) отсутствие в 2000-х годах и крайне слабая вероятность в будущем появления новых политических лидеров внутри партии, имеющих как минимум федеральную известность.

«Цель».

Формирование на базе партии «ЯБЛОКО» де-факто новой партии, объединяющей демократов разных оттенков политического спектра с учетом:

- наличия в ней развитой фракционной системы (левых демократов, демократов-центристов, правых демократов, зеленых демократов),

- ее создания на существующей юридической базе обновленной партии «ЯБЛОКО»,

- ее создания на территориально-сетевой, а также кадровой базе обновленной партии «ЯБЛОКО» и присоединяющихся партий и движений,

- поиска основной референтной группы (групп), из которой должен быть сформирован во многом новый «костяк» партии,

- отмены и «запрещение воспроизводства» во время избирательной кампании концепции «полезности для нашего избирателя присутствия в парламенте хотя бы в виде минимальной фракции»,

- отстаивания концепции «борьбы за большинство мест во всех представительных органах власти (федерального, регионального и местного уровня), выборы в которые осуществляются по партийным спискам, либо по смешанной системе»,

- признания необходимости присутствия членов партии в органах государственной исполнительной власти и исполнительных органах местного самоуправления до тех пор, пока формирование этих органов производится не на партийной основе.

 

II. Политические задачи.

Шаги для достижения указанных целей представляются возможными через реализацию нескольких механизмов. Возможно, они могут представляться на первый взгляд члена партии, обремененного инерционным восприятием истории партии «ЯБЛОКО», сложившихся в ней практик и межличностных связей, совершенно радикальными и мало приемлемыми. Однако значимость и трудность стоящих перед партией задач требуют новых подходов.

Далее предлагаемые механизмы изложены в краткой форме.

1. Переименование партии. Разработчики концепции убеждены (и это не раз подтверждалось мировой практикой), что дважды проигрывавшая на выборах партия должна, если она хочет достигнуть успехов в будущем, самым явным образом для избирателя изменить свое политическое лицо. Наилучший шаг, наиболее логичный, и, наверное, единственно возможный в условиях снижения интереса к политике в обществе, ограниченного сегодня подчас ознакомлением с партиями лишь в избирательном бюллетене перед голосованием - изменение наименование и логотипа.

Чем раньше это будет сделано, тем больше времени будет на «раскрутку» нового названия и тем раньше на промежуточных региональных выборах (октябрь 2008 года, март и октябрь 2009 года, март и октябрь 2010 года, март 2011 года) откроется новое «окно возможностей» для улучшения результата партии. Кроме того, именно смена наименования позволит самым активным образом стимулировать объединительные процессы на базе партии «ЯБЛОКО», по крайней мере, в регионах, устранив барьеры в инерционном восприятии «ЯБЛОКО» в глазах демократов из других партий.

Предлагаемое название партии: Российская объединенная демократическая партия.

Данное название существует сейчас в уставе, но лишь как краткое. Необходимо сделать его основным, предусмотрев следующие сокращенные наименования: партия «Объединенные демократы», «Объединенные демократы России».

2. Демократические совещания. Начиная с лета-осени 2008 года партии «ЯБЛОКО» следует по «нулевому варианту» (отбросив как претензии к политическим практикам 1990-х годов, так и события противостояния на выборах 2000-х годов) инициировать проведение в регионах демократических совещаний. В них должны принять участие на равноправной основе региональные лидеры либо активисты следующих партий и не зарегистрированных как партий политических движений: РОДП «ЯБЛОКО» (переименованное в РОДП), СПС, РПР, РНДС, ГС, ДПР, ОГФ. Цель совещаний: вхождение в состав Российской объединенной демократической партии на условиях

- представительства в руководящих органах региональных отделений;

- формирование обновленной программы действий с учетом опыта и предложений вновь вступающих членов;

- возможность продолжения членства в своих движениях;

- возможного формирования в дальнейшем на общепартийном уровне соответствующих фракций.

Определенные, иногда значительные, а иногда и принципиальные претензии к федеральным лидерам данных структур зачастую не соответствуют кадровому общедемократическому потенциалу их активистов и возможностям сотрудничества с ними. Напротив, плюсы сотрудничества с ними уже неоднократно была реализованы Саратовским региональным отделением партии «ЯБЛОКО» (в виде совместных акций и совместного участия в выборах со многими из них в формате объединенного списка РОДП «ЯБЛОКО» в Саратовскую областную Думу в декабре 2007 г., в Саратовскую городскую Думу в марте 2006 г.).

Важность быстрейшего формирования объединенных партийных структур в регионах предопределяется множеством готовящихся в 2008-2010 региональных и местных выборов, в которых будут принимать участие партийные списки.

3. Известные политические фигуры. Следует отбросить определенный снобизм в отношении известных людей, выражающих поддержку демократическим идеям, но не существующим сегодня в качестве лидеров зарегистрированных политических структур. Взгляд на них, как на людей, не имеющих многотысячную поддержку активистов возглавляемых ими партий, с лихвой компенсируется эпизодическими (или частыми) выступлениями в СМИ, имеющими многомиллионные аудитории, и, соответственно, обладающими значительным личным рейтингом в глазах демократически ориентированных избирателей. Этот фактор заставляет отказаться от использования в дальнейшем пренебрежительного именования их как «медиаперсон» и совершенно не исключает возможность, а, наоборот, способствует привлечения и их, и их сторонников в ряды объединенной демократической партии, в том числе, на самые высокие партийные посты.

III. Меры по реорганизации внутрипартийной структуры.

Что касается реализации постановленных выше целей и задач с помощью такого, ослабленного, но существующего политического инструмента представления интересов демократически ориентированных избирателей и общественно-политических активистов, как партия «ЯБЛОКО», представляется необходимым самая глубокая реформа партии, а фактически, ее новое создание на базе ряда принципов:

а) демократизация внутрипартийной жизни в ее политическом аспекте через максимальное расширение коллегиальности процессов принятия решений и учета интересов региональных отделений;

б) в организационно-кадровом аспекте - напротив, повышение управляемости, организационного единства и подотчетности между различными уровнями партии (федеральным, региональным, местным, первичным);

в) в условиях либо информационной блокады, либо недоброжелательного освещения партии со стороны ангажированных СМИ - реализация курса на резкое увеличение численности, при этом реальной, а не формальной (реализованной в ряде случаев через номинальное, хотя и находящееся в правовом поле, привлечение клиентел по сетевому принципу - родственники, друзья и т.д. существующих членов партии, что имело известное место, когда перед региональными отделениями ставились задачи повышения численности, и они находили приемлемым именно такой способ); ближайшая цель, которая должна быть реализована в течение 2-х - 3-х лет - 100.000 членов партии;

г) прозрачность управления, в случае наличия аппаратных фигур в исполнительных структурах партии с политическими полномочиями, необходимость наделения данными полномочиями на гласных, вотируемых напрямую руководящими органами партии основах;

д) ориентация на постоянное ресурсное и кадровое участие всей партии в региональных и местных выборах там, где в них участвуют партийные списки.

Предлагаются следующие механизмы.

1. Преобразование съезда РОДП - «Общенациональный конгресс партии»

Необходимо изменить смысл и суть съезда партии как ее высшего органа для радикального повышения уровня представительства на нем актива региональных отделений, отказавшись от практики минимального количества делегатов.

Съезд необходимо проводить реже, как правило, перед проведением двух основных федеральных избирательных кампаний - по выборам Президента РФ и по выборам депутатов Государственной Думы

Такое преобразование приведет к соответствию формы и содержания - учтет понятные практически всем, кто имел опыт участия в качестве делегата съезда, естественные ограничения на возможность генерирования сколько-нибудь содержательных документов и продвижения непосредственно в зале заседания такого большого органа как съезд каких-либо новых содержательных идей. Практика съездов показывает, что это хотя и возможная, но крайне трудновыполнимая задача для отдельно взятого делегата, делегации отдельного региона, или даже делегаций нескольких регионов.

Подготовка основных документов и кадровых предложений - задача гораздо более способных к содержательной работе органов - Федерального Совета и Бюро партии.

При этом голосования на съезде должны носить фактически плебисцитарный характер по поддержке или отклонению представленных проектов документов и кандидатур на партийные должности.

Представляется, что у съезда совсем иные полномочия - дать возможность членам партии из регионов, наиболее активно проявляющих себя в работе, ощутить свою сопричастность. Что касается полномочий данного органа, представляется целесообразным оставить в перечне полномочия, прямо предусмотренные требованиями Закона РФ «О политических партиях», а именно:

а) принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений;

б) избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии;

в) выдвижение политической партией кандидата на должность Президента РФ, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления,

г) рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации партии.

Предполагаемое видение формата для будущих съездов партии таково:

- количество участников: 1-2 тыс. человек (по 10-30 представителей от каждой регионального отделения), 1-2 тыс. гостей - членов партии, выразивших желание посетить съезд за свой счет;

- проведение съезда в большом зале, приспособленном для организации съезда как партийно-политического фестиваля;

- соответствующий PR-фон съезда и его последующего освещения в СМИ как базового мероприятия старта очередной избирательной кампании;

- компенсация дороговизны предлагаемого формата съезда как сокращением количества проводимых съездов, так и отнесением затрат на смету федеральной избирательной кампании, в рамках которой затраты в несколько млн. руб. представляются и возможными, и целесообразными с учетом пропагандистского эффекта.

Преимущества предлагаемого формата проведения съездов, апробированного широкой мировой практикой, практически не используется сегодня ни одной политической силой в РФ.

Кроме того, в случае необходимости (например, для экстренного решения вопроса об изменениях в Уставе партии в связи с изменениями законодательства), по решению органов, имеющих право назначать проведение съездов партии, съезд может быть созван в виде технического, в соответствии с существующей сегодня практикой минимального количества делегатов.

2. Преобразование Федерального Совета - «Ведущий орган партии»

Необходимо преобразование ФС из консультативного органа с крайне ограниченными уставными полномочиями в реально главный орган политического руководства, представления интересов регионов и выработки политики партии.

В ФС следует передать почти все полномочия съезда за исключением тех, которые остаются за съездом в соответствии с требованиями законодательства.

ФС становится (и прописывается в положениях Устава) коллегиальным руководящим органом партии по аналогии с Региональными Советами - коллегиальными руководящими органами региональных отделений.

Изменяется периодичность работы ФС - не менее 2-х раз в год после окончания каждого промежуточного (регионального) избирательного цикла по схеме «весна» - «осень» (май-июнь и ноябрь-декабрь).

ФС может формировать межрегиональные рабочие группы из членов ФС для дистанционного взаимодействия по различным направлениям.

Федеральный Совет состоит из двух частей:

а) экстерриториальной - формируемой по должности из избранных высших должностных лиц партии - Председателя Политического Совета партии (Сопредседателя Федерального Совета партии), Сопредседателей Федерального Совета партии, Председателя Исполнительного комитета партии, и членов Бюро партии;

б) территориальной - формируемой из избранных на конференциях региональных отделений членов ФС.

Общая численность территориальной части ФС (предлагается 120-150 человек) устанавливается решением съезда партии.

Меняется принцип комплектования территориальной части ФС. В этой части устанавливается представительство региональных отделений в количестве от 1-го до 3-х человек пропорционально в зависимости от результатов голосования (абсолютного числа голосов) за партийный список партии «ЯБЛОКО» в том или ином регионе на последних прошедших выборах в ГД ФС РФ. Если партия не участвовала в последней проводившейся в Российской Федерации избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы - по долям голосов, полученным на последней избирательной кампании по выборам ГД ФС РФ, в которой партия участвовала.

Предлагаемый принцип защищает справедливого распределения представительства интересов сторонников (избирателей) партии, но, с другой стороны, защищает интересы любого РО, обеспечивая минимальное представительство.

3. Бюро партии - «Сохранение статус-кво»

Бюро партии, на взгляд разработчиков Концепции, - сбалансированный и оптимально работающий в сегодняшних условиях орган партии.

Порядок его формирования и полномочия остаются прежними со следующей поправкой - по должности в него входят Председатель Политического Совета партии, Сопредседатели Федерального Совета, Председатель Исполнительного комитета.

4. Высшие должностные лица партии - «Повышение коллегиальности и представительства»

Предлагается упразднение поста Председателя РОДП и введение постов Сопредседателей Федерального Совета партии, избираемых Съездом партии. Также вводится пост Председателя Политического Совета партии. Председатель ПС может, по решению съезда, либо совмещать, либо не совмещать свою должность с должностью одного из Сопредседателей Федерального Совета.

В случае если Председатель Политического Совета не совмещает свою должность с должностью Сопредседателя Федерального Совета, он избирается на Съезде. В случае если Председатель Политического Совета совмещает свою должность с должностью Сопредседателя Федерального Совета, возможно по решению Съезда, два варианта его избрания:

- прямое избрание на Съезде партии;

- выборы Председателя решением Политического Совета партии.

Конкретное распределение полномочий высших должностных лиц партии, зафиксированное в Уставе РОДП, определяется Съездом партии.

5. Политический Совет - «Коллективный интеллект, оперативный политический штаб»

Политический Совет призван заменить Президиум Бюро с расширением полномочий за счет их частичной передачи от сегодняшних полномочий Председателя партии. Оставшиеся полномочия Председателя партии перераспределяются между Председателем Политического Совета партии и Сопредседателями партии.

Является органом постоянно действующим (в еженедельном режиме, с учетом возможности дистанционного участия через телекоммуникационные сети) и определяющим политические позиции партии по всем текущим вопросам в перерывах между заседаниями Бюро.

Состав формируется из двух частей: по должности - избранные на съезде высшие должностные лица партии и доизбираемые (по решению съезда на основе представления Сопредседателями Федерального Совета) на съезде в количественном составе, определенном на съезде. Доизбираемая часть Политсовета не может превышать количественный состав членов Политсовета, входящего в него по должности.

6. Исполнительный комитет партии - «Полномочия и ответственность»

Предлагается введение внутрипартийного института - Исполнительного комитета РОДП, направленного по своему функциональному наполнению на реализацию решений политических органов партии. Исполнительный комитет партии подотчетен в своей работе Федеральному Совету партии, Бюро партии.

Состоит из Председателя Исполнительного комитета и членов Исполнительного комитета, ответственных за каждое основное направление работы. Председатель Исполнительного комитета избирается на Съезде партии. Он является финансовым уполномоченным партии как юридического лица. Члены Исполнительного комитета избираются по представлению Председателя Исполнительного комитета на заседании Федерального Совета. Бюро партии имеет право по представлению Председателя Исполкома временного отстранения того или иного члена Исполкома, с назначением исполняющего обязанности члена Исполкома до очередного (внеочередного заседания) Федерального Совета партии.

Члены Исполнительного комитета могут в персональном качестве входить, либо не входить в состав членов Федерального Совета, членов Бюро партии. Председатель Исполнительного комитета по должности входит в состав Федерального Совета и Бюро РОДП. По решению Съезда партии ему может быть либо разрешено, либо не разрешено входить с правом решающего голоса в состав Политического Совета партии. Председатель Исполкома партии не может совмещать свой пост с должностью Сопредседателя Федерального Совета, Председателя Политического Совета партии.

Примерный перечень членов Исполнительного комитета партии может выглядеть следующим образом:

- руководитель аппарата партии (эта должность, в случае, если руководитель аппарата является членом Бюро, может быть совмещена, либо не совмещена с должностью секретаря Бюро, избираемого по решению Бюро партии);

- руководитель финансового управления партии;

- руководитель центра политического анализа, прогнозирования и планирования партии;

- руководитель центра по организации избирательных кампаний партии;

- руководитель PR- и пресс-службы партии;

- руководитель интернет-центра партии.

Прямое вотирование руководителя каждого основного направления текущей работы партии позволит, с одной стороны, исключить в дальнейшем подозрения в «аппаратных интригах», «неуставного» перераспределения полномочий, а, с другой стороны, повысит эффективность и ответственность назначенных (избранных) руководителей «исполнительной власти внутри партии».

7. Реформа на региональном уровне - «Старт к объединению демократов»

В Уставе РОДП необходимо произвести следующие изменения: заменить посты Председателей РО на посты Председателей Регионального Совета РО; предусмотреть возможность для Конференций РО избирать по своему решению либо Председателей РС РО, либо Сопредседателей РС РО.

Председатель (либо Сопредседатели) РС РО избираются на Конференции регионального отделения и входят по должности в состав РС РО, Бюро РО.

Происходит перераспределение полномочий Регионального Совета РО, которому передается максимальное (возможное по закону) количество полномочий Конференции РО. Бюро РС изменяет свой статус на Бюро РО, продолжая оставаться постоянно действующим руководящим органом РО.

Необходимо на практике ввести в РО практику занятия должности, формально предусмотренной сегодня Уставом партии - руководителя аппарата РО. Руководитель аппарата РО должен назначаться решением Регионального Совета РО и утверждаться на этой должности Исполнительным комитетом партии. Руководитель аппарата РО является работником партии на постоянной основе, финансовым уполномоченным РО как юридического лица. Руководитель аппарата РО имеет право участия с правом совещательного голоса в заседаниях Исполнительного комитета партии (по приглашению Исполкома).

* * *

Инициаторы Концепции обращаются к делегатам XV съезда РОДП «ЯБЛОКО» с нижеследующим.

Представленные в Концепции соображения, с одной стороны, явно не исчерпывают все возможные и необходимые сегодня шаги по реформированию РОДП «ЯБЛОКО». С другой стороны, следует иметь в виду, что не все предложения могут быть приняты сразу - глубоко обновленческий характер некоторых из них может, в силу понятных исторических и психологических причин, вызывать неготовность их немедленной поддержки.

В связи с этим, необходимо лишний раз подчеркнуть «конструкционную» независимость любой из заявленных целей, политических задач, мер по организационному реформированию партии. Каждая из них может быть учтена, принята и реализована в отдельности, став эффективным шагом на пути к успеху партии.

При этом инициаторы Концепции, со своей стороны, исходят из безусловной целесообразности всех изложенных оценок и рекомендуемых механизмов в совокупности.

Инициаторы Концепции уверены: незамедлительное проведение реформ в партии, принятие основных решений уже на XV съезде, не откладывая их ближе к следующим общефедеральным выборам, позволит объединить граждан с демократическими убеждениями в рамках одной политической силы, позволит партии успешно провести избирательные кампании на региональном и муниципальном уровне в 2008-2010 гг.

Партия «ЯБЛОКО» через глубокую модернизацию, политическое и структурное обновление сможет стать политически успешной.

Партия «ЯБЛОКО» - Российская Объединенная Демократическая Партия - нужна нашей стране и нашим избирателям.

Изменяя партию, мы никогда не изменим своим принципам честности и ответственности в политике.

 

 

 

 

См. также: