Позиция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на события, произошедшие в Назрани 26 января 2008 годаИнформация предоставлена пресс-службой Уполномоченного по правам человека в РФ, 1 февраля 2008 года |
26 января 2008 года в
городе Назрани на подступах к площади Согласия, где планировалось проведение
массового публичного мероприятия, произошло столкновение его участников
и органов милиции особого назначения, в ходе которого сотрудники специальных
подразделений применили слезоточивый газ, резиновые дубинки и огнестрельное
оружие (выстрелы в воздух).
По имеющейся информации десятки человек были задержаны, некоторые из
них привлекаются к уголовной или административной ответственности. Многие журналисты, исполнявшие свой профессиональный долг по освещению
этого события в средствах массовой информации, также подверглись задержанию
и длительному содержанию в органах правопорядка. Основанием для решения о разгоне участников массового публичного мероприятия
и запрещении журналистам сбора информации об этом явилось объявление
части городской территории, в том числе площади Согласия, зоной контртеррористической
операции, на которой введены особые ограничения по обеспечению безопасности. Не вдаваясь в детали организации и проведения массового публичного
мероприятия, проводившегося на площади Согласия, хочу обратить внимание
на следующие обстоятельства. Правовой режим контртеррористической операции, регулируемый Федеральным
законом «О противодействии терроризму», может вводиться в установленном
порядке только для пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации
его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества
и государства. Проведение контртеррористической операции предполагает использование
комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий
с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению
террористического акта, обезвреживанию террористов и обеспечению безопасности.
Осуществление такой операции производится силами органов федеральной
службы безопасности и создаваемой для этого группировки сил и средств. Вместе с тем, решение о введении правового режима контртеррористической
операции (включая определение территории, в пределах которой он объявляется,
перечня применяемых мер и временных ограничений) не предполагает его
осуществления в целях предотвращения возможных правонарушений, для чего
используются иные меры по охране общественного порядка, в том числе
при проведении массовых публичных мероприятий. 26 января 2008 года на площади Согласия террористический акт не совершался,
а следовательно объявлять эту свободную для посещения граждан городскую
территорию зоной проведения контртеррористической операции с введением
ограничений конституционных прав граждан и свободы массовой информации,
таким образом, правовых оснований не имелось. В связи с этим, являлись не соответствовавшими российскому законодательству
ограничение на освещение в средствах массовой информации происходивших
событий и задержание журналистов, нарушивших, якобы, запрет на распространение
сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения
контртеррористической операции. Выражаю уверенность в том, что данные соображения будут приняты во
внимание и считаю необходимым проведение всестороннего правового анализа
событий в Назрани 26 января текущего года.
|
|