[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
XIY съезд РОДП "ЯБЛОКО"
У «Яблока» есть решение проблем модернизации страны
Политический доклад председателя РОДП «Яблоко» Григория Явлинского
Пресс-служба, 16 сентября 2007 года   

Уважаемые будущие депутаты! Уважаемые делегаты Съезда! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Мы провели очень тщательную работу по подготовке списка нашей партии, предлагаемого на выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Сегодня нам предстоит заслушать политические выступления и обсудить окончательно основные тезисы нашей программы.

Дорогие друзья! Мы – граждане одной из самых больших, влиятельных и динамично развивающихся стран мира. Мы - граждане страны без преувеличения величайшей культуры, драматической и яркой истории. Мы - граждане страны, которая всегда влияла на развитие всех основных событий на планете. Мы знаем и любим нашу страну. Мы радуемся ее успехам, переживаем ее неудачи. Партия «ЯБЛОКО» - это очень не безразличные люди, искренние граждане своей страны. Мы беспокоимся тогда, когда видим серьезные опасности и проблемы. В нашей стране есть сегодня много политических сил, которые очень обширно и подробно рассказывают о заслугах, об удачах, о достижениях, которые действительно являются реальными, и тех, которые являются случайными, и о тех, которые вообще являются вымышленными. Наша с вами задача более серьезная. Наша с вами задача – показать, найти и убедить в необходимости исправления ключевых, проблемных точек, которые тормозят, а иногда и не позволяет развиваться нашей стране с той скоростью и в том направлении, в котором она могла бы это делать в нынешних особых, объективно благоприятных для нее условиях.

Как говорят специалисты, тяжелую болезнь очень трудно распознать. Но тогда, когда ее видят все, ее уже поздно лечить. Вот наша с вами задача – вовремя, честно и компетентно предъявить обществу те проблемы, которые мы видим. Мы много говорили с вами о них. Перечислю только самые серьезные, которые тоже вам хорошо известны. Но задача именно в том и заключается, чтобы быть достаточно настойчивыми и достигать положительных изменений в том, что нас крайне беспокоит. Наша экономика, несмотря на неплохие формально темпы роста, остается предельно ориентированной на нефтегазовый экспорт. Наша экономика остается крайне не диверсифицированной, сырьевой.

Проблема законности и неприкосновенности собственности не только не решается властью, но и усугубляется из-за ее действий. Коррупция практически во всех сферах жизни продолжает нарастать. И каждый из нас с ней постоянно сталкивается. Вместо серьезной военной реформы, создания современной профессиональной армии мы наблюдаем все больше и больше случаев гибели солдат в мирное время. По-прежнему опасной и нестабильной остается ситуация на Северном Кавказе. Отношения с нашими соседями оставляют желать много лучшего.

Проблема, объединяющая все перечисленные вопросы, - это беззаконие, отказ от принятия закона единого для всех и выполнение этого закона всеми в равной мере. Иначе говоря, проблема, объединяющая все перечисленные вопросы, - это сложившиеся в последнее десятилетие правила жизни. Правила жизни, основанные на господстве силы и случая, когда никто не может быть ни в чем уверен, никто не может спокойно и уверенно смотреть в завтрашний день.

Сегодня большинство российских граждан понимают общественное устройство нашей страны как свободу вполне конкретных лиц во власти от любых правил и ограничений, как свободу для произвола в отношении любого, отдельно взятого человека. Следствием этого является высокая степень уязвимости любого человека, которому есть, что потерять, от чиновника и бизнесмена любого уровня, обладающего хоть какой-нибудь собственностью или властью, хоть каким-нибудь положением, до самого обделенного простого человека, которого в любой момент могут лишить элементарной крыши над головой, здоровья, физической свободы или даже самой жизни.

В этих условиях главные усилия политической группы, которая находится сегодня у власти в нашей стране, направлены не столько на преодоление этих недостатков, сколько на сохранение самой себя любой ценой, на обеспечение своего пребывания у ключевых рычагов, на концентрации своей личной власти и на углубление системы, при которой решения не обсуждаются, при которой все политические институты становятся декорацией. И решения принимаются абсолютно единолично.

Думаю, что, пожалуй, самым ярким примером такой системы принятия решений является недавнее назначение нового премьер-министра. Вопрос не в том, хорош новый премьер-министр или плох. Это отдельная тема для обсуждения. Человек он серьезный. Мы знаем этого человека еще по выборам в Ленинградской области, знаем позиции, которые он занимал. Кстати говоря, по некоторым ключевым, очень важным вопросам разделяем эти позиции. Вопрос в другом. Вопрос в том, что это назначение происходит вне всякого общественного мнения, вне всех политических институтов, вне парламента. Нельзя же считать серьезным голосование, которое там было предложено. Более того, даже вне партии, которая является партией большинства. Трудно было удержаться от улыбки, глядя на лица так называемых политологов, телеперсон, тележурналистов, когда они вдруг узнали о чем-то таком, что абсолютно разрушило все их схемы и предположения. Я понимаю даже азарт, который испытал Владимир Путин и его команда, глядя на лица растерявшихся своих соратников, политологов и жизнеописателей. (Аплодисменты).

Ключевым во всей этой системе элементом является то, как эта система относится к простым гражданам. Главной чертой, которая не может не обращать на себя внимания, является неравноправие. Мы сейчас, сохраняя такую систему, закладываем на многие десятилетия систему бесправия и неравноправия. Общественно-политическое устройство современной России - это система, воспроизводящая неравенство в реальных правах очень больших групп населения. Формальное равенство граждан перед Законом не мешает нынешним российским властям целенаправленно проводить внутреннюю политику бесправия, дискриминации больших групп населения. Это система бесправия включает в себя в первую очередь политическое неравенство.

Вопреки действующей Конституции, в стране фактически сформировалась привилегированная группа людей, стремительно превращающуюся в высшую касту с неограниченными правами. Это чиновничество, в основном, высшего и среднего звена. Главная привилегия данной группе – практически стопроцентное доминирование во всех органах власти, включая парламент, где она имеет контрольный пакет голосов. Также в судебной системе, обслуживающей преимущественно ее же интересы. Значительную часть этих привилегий разделяет ее социальный партнер, крупный, как правило, сырьевой бизнес и обслуживающие его группы населения. Все остальные слои общества дискриминируются бюрократией и фактически поражены в правах. Они не имеют реального представительства во власти и не могут рассчитывать на полноценную защиту в судах. (Аплодисменты).

Экономическое бесправие. Резкое, глубокое социальное расслоение – это не просто итог несправедливого распределения национальных богатств. В отличие от демократических государств, где различия в уровне жизни – это результат конкуренции в относительно равных условиях, социальное расслоение в России является следствием искусственно созданного неравенства экономических прав. Сегодня у нас уровень доходов рядовых граждан предприятий определяется не столько их трудом, сколько объемом их реальных прав. Низкая зарплата работников в России – это не следствие его нерадивости, а это результат его бесправия.

Еще один признак 6есправия – разный уровень гарантий и прав собственности для крупных и мелких собственников. Реформы 90-х годов начались с массового нарушения прав собственности граждан. Сначала люди потеряли свои сбережения, потом подавляющая часть населения была обманута и пострадала в ходе приватизации. Принципиальным событием, закрепившим систему неравенства, стали залоговые аукционы. А дефолт придал ей классическую завершенность.

Нынешние власти считаются, и то иногда, только с социально близкими к ним обладателями сверхкрупной собственности. И то считаются с ними лишь временно, при условии их абсолютной политической лояльности. В тяжелейшем положении оказался малый бизнес, подавляемый и вытесняемый с рынка олигархическими монопольными структурами с помощью административных рычагов. В результате вклад малого бизнеса в российскую экономику на гораздо меньше, чем в развитых странах.

Экономической дискриминации в ходе реформ подверглись и продолжают подвергаться сельские и городские владельцы земельных долей, квартир, дачных домов, участков, научные, инженерно-технические работники, жители общежитий, а также другие категории населения, которые лишены либо права полноценно распоряжаться своей собственностью либо права оформить в собственность принадлежащее им имущество. Нынешняя власть не желает решать проблему неприкосновенности частной собственности. У нее, судя по всему, другие планы.

Социальное неравенство. Будем говорить откровенно – полуфеодальная система отношений самым пагубным образом отражается на социальной сфере. Наиболее социально защищенной оказалась бюрократия, которая даже умудрилась создать для себя особую пенсионную систему, полностью оторванную от системы пенсионного обеспечения простых граждан. В бесправном положении оказались и бюджетники – учителя, врачи, военные, работники культуры. Они получают зарплату из того же источника, что и бюрократия, но их доходы на порядок меньше.

Но есть системные проблемы, не только проблемы доходов. Это проблемы недоступности хорошего образования, что является важнейшим и наиболее принципиальным показателем бесправия, одним из главных препятствий на пути к обществу равных возможностей. Мы можем перечислять целые группы населения, которые оказались в социальном бесправии. Это, кстати говоря, женщины - больше половины населения, которым в среднем платят на треть меньше, чем мужчинам, это семьи родителей, воспитывающих детей в условиях мизерного размера пособий и короткого срока их выплаты, а также полного отсутствия мест в дошкольных учреждениях. В Москве получить место в дошкольном учреждении, при всех тех усилиях, которые вкладывает Москва, и имеющихся возможностях, становится все большей и большей проблемой.

В бесправном положении находятся молодые люди призывного возраста из непривилегированных семей, которые, зачастую, находятся в положении, едва ли не рабском, в нынешней, лишь на словах, реформированной армии, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности. Это и сельские жители, чья обеспеченность социальной инфраструктурой намного ниже, чем в городах, это и жители и дотационных регионов. Можно продолжать и дальше. Мы не видим всего этого в нашей повседневной жизни, но если бы наши граждане и соотечественники сравнивали бы то, что сегодня сложилось не с тем, что было в середине 90-х годов, а с теми возможностями, которыми располагает наша страна, их оценка условий жизни и перспектив была бы совсем другая.

Я не могу не сказать и об экологическом неравенстве. Права на чистую окружающую среду практически отсутствуют у жителей территорий целых регионов страны с высокой степенью экологической загрязненности производством, прежде всего ТЭКом, там нет альтернативы, да никто ее и не ищет, никто ее не хочет реализовать. При этом внутри каждого региона местные бюрократические структуры захватывают наиболее благоприятные для жизни территории: берега водоемов, леса, парки, заповедники, остальное население и те, кто победнее, лишаются возможности пользоваться этими территориями.

Все эти виды неравенства не просто унизительны для граждан, они являются искусственно созданными факторами глубокого расслоения российского общества, служат мощным препятствием на пути развития страны, Это самое опасное, что нам необходимо исправить, глубокий, практически несопоставимый разрыв в уровне жизни, в социальных возможностях и перспективах. Расколотое общество – очень опасное общество.

Мы, наша партия, понимаем все эти проблемы, о которых давно уже не говорят ни в высших коридорах власти, ни на главных телеэкранах страны. Мы, как партия, сформировались как ответственная оппозиция. Безответственность, бесконтрольность и закрытость власти – это самая серьезная угроза нашему будущему. Но власть эта сама по себе не изменится. Наивно ждать, тем более ждать как блага, ее скорого краха из-за ее же внутренних противоречий или внешних факторов.

Это не значит, что у нее нет проблем, напротив, внутренние противоречия в авторитарной системе очень свойственны, и они серьезны. Оторванность власти от людей, от народа, ее неспособность меняться, развиваться и эволюционизировать делает политическую стабильность в нашей стране мифом. Однако видеть в этом надежду на освобождение и на изменение ситуации, с нашей точки зрения, несерьезно и даже глупо.

Искренне любить революцию как таковую, которая сминает государство, восхищаться самим процессом разрушения могут только люди, крайне обиженные властью, анархисты, профессиональные радикалы, да еще мародеры и уголовники. Дважды в ХХ веке наша страна переживала крушение государства. Еще одно такое крушение может быть жизненно опасным для существования самой страны.

Только клеймить власть, только клеймить Президента Путина мало, несерьезно и цена этому не очень велика. Задача оппозиции в условиях авторитарного режима создать проект будущего, предлагать способы решения жизненно важных проблем, стоящих перед страной. И именно в этом смысле наша Партия предлагает обществу, стране свою Программу. (Аплодисменты).

Наша Программа касается наиболее болезненных проблем сегодняшней России. Мы хотим показать, как решить основные проблемы модернизации страны, как европейской страны в ХХ1 веке.

Наша Программа посвящена тому, как выровнять возможности для достижения нормальной жизни в условиях, когда существует массовое бесправие, как сократить колоссальный разрыв в уровне жизни, который существует даже не между самыми бедными и самыми богатыми, а между большинством людей, которые не имеют возможности достичь современного уровня жизни, и небольшой группой населения, которая уже может жить по сверхевропейскому стандарту, но которая напрямую связана с особенностями сегодняшней экономической системы.

Как сделать собственность в России законной, легитимной и неприкосновенной? Как создать независимую судебную систему? В нашей стране обязательно нужна такая политическая сила, которая несет в себе принципы свободы и справедливости. Она может не иметь большинства, она может не иметь большинства ни в обществе, ни в парламенте, но то, что она обязательно должна быть и влиять на ситуацию, если Россия хочет развиваться как свободная страна.

Наша задача выступить с предложением для всей страны альтернативой авторитарному, националистическому, корпоративному, олигархическому курсу. Мы должны предоставить гражданам страны возможную, содержательную, просчитанную, реалистичную, мирную, без смуты и переворотов альтернативу.

В то же время мы считаем, что у нас есть шанс только в том случае, если мы будем абсолютно честны, абсолютно открыты с нашим избирателем и не будем искать никаких популистских решений самых главных, ключевых проблем. Но максимальная честность и максимальная открытость, это в том числе, едва ли не в первую очередь, и максимальная конкретность.

Мы идем в парламент для того, чтобы вносить, защищать, разрабатывать и принимать законы. Наша фракция за 10 лет работы в Государственной Думе разработала и приняла участие в разработке более 168 действующих на сегодняшний день законов.

Но сейчас мы должны обратить внимание на создание законов, которые позволят решать те задачи, о которых мы сегодня говорим. Мы вносим блок законов, посвященных важнейшему для нашей страны вопросу о создании массового собственника, о введении абсолютных государственных гарантий на неприкосновенность собственности граждан. Право на частную собственность всех категорий собственников объявляется священным, его нарушение, согласно нашим предложениям, со стороны чиновников, рейдеров, криминалитета будет жестко преследоваться.

Государство объявляет одним из своих приоритетов укрепление права собственности мелких и средних собственников, сегодня наиболее бесправных. Кто же это? А это наши с вами соседи - земельные дольщики, кстати говоря, в основном жители села. На что же они должны получить абсолютные права? На гарантированные им ранее государством земельные участки, либо на компенсацию за происшедшее уже отчуждение этих участков. Это владельцы сельских и дачных домов, их право владения на недвижимость, включая прилегающие земельные участки в сложившихся границах размещения. Это собственники квартир в многоквартирных домах, то есть каждый из вас, это право собственности на прилегающую к дому и находящуюся под ним землю, а также на денежные средства государства, направляемые целевым образом на проведение капитального ремонта домов. Право жителей муниципальных квартир на бессрочную приватизацию своего жилья, нанимателей жилья в общежитиях и в военных городках, жителей домов, подлежащих сносу в целях строительства для государственных, муниципальных нужд, владельцев гаражей, членов жилищных товариществ и жилищных кооперативов на полноценное распоряжение придомовых территорий, владельцев малых предприятий на земли под стабильно функционирующими малыми предприятиями, а также на земле на рынке или в торговом центре, где они работают три года, добросовестно платят налог и могут иметь право на то, чтобы там получить в личную собственность. Права и собственность, интеллектуальная собственность ученых, научных сотрудников, инженерно-технических работников, лиц других творческих профессий, права миноритарных акционеров. Вот такое законодательство мы хотим внести.

Кроме того, мы хотим урегулировать последствия криминальной приватизации середины 90-х годов таким образом, чтобы вопрос о пересмотре собственности, прав собственности больше никогда не поднимался, чтобы ликвидировать ситуацию, при которой и государство, и граждане, и сам владелец не верят в то, что эти хозяйственные активы принадлежат этому человеку.

Мы будем вносить большой пакет законов, посвященный оформлению государственного долга в отношении граждан. А государство наше имеет долг! Этот долг сформировался еще в течение 90-х годов, особенно в первые годы, притом, когда сложилась ситуация гиперинфляции. Но и этого, мы считаем, недостаточно.

Для нас принципиальным является и положение людей, которых сегодня относят к категории работников наемного труда. Их очень много в нашей стране. В силу действия авторитарной системы в стране очень незначительное влияние имеет профсоюз, поэтому нами уже внесены предложения и разработаны проекты законов о необходимости принятия в качестве законодательной нормы введение на территории Российской Федерации минимальной почасовой оплаты труда в размере не менее 100 рублей и установление минимальной трудовой пенсии в размере не менее 7 тысяч рублей с ежеквартальной последующей индексацией. Это наша обязанность. Во-первых, потому что у страны сегодня есть такая возможность, и мы знаем, как ее реализовать. Во-вторых, потому что это записано во Всемирной декларации прав человека. Существуют конвенции, которые нам уже давно необходимо ратифицировать, конвенции Международной организации труда, которые в момент их ратификации сделают абсолютно законным правом каждого наемного работника на названные мною социальные гарантии, и в смысле заработка, и в смысле пенсии.

Как я уже говорил вам, низкие зарплаты сегодня связаны не с тем, что люди плохо работают или нет возможности, а с тем, что они совершенно бесправны. Вот в чем смысл нашей с вами работы!

Да, это очень сложная работа. В политическом смысле такую работу очень сложно реализовать, но мы имеем такие примеры. Я хочу сказать вам, что граждане видят, когда все это сочетание основных, ключевых направлений, которые я назвал, действительно является содержанием деятельности, как это происходит, например, в деятельности Сергея Митрохина в Москве, это имеет колоссальный отклик среди граждан. Вот вам пример практической деятельности, на которую отвечает любой гражданин.

Да, я соглашусь с вами, что не все обладают такими способностями и талантами, как Сергей Митрохин. Но вот вам доказательство практической возможности ведения такой политики. И не зря в последних опросах уровень поддержки Сергея Митрохина в Москве уже достигает очень больших величин, таких, которые даже странно цитировать. Но думаю, что это является примером для многих наших политиков, как практически можно реализовывать политику нашей партии.

Наша Партия не простая, а особенная еще и в том смысле, что у нас есть люди, которые участвуют в разработке не только конкретных социально-экономических программ, экологических направлений, гендерных направлений, правозащитных направлений. Я думаю, что мало какая партия может похвастаться таким представительством людей, которые компетентно и на высшем уровне разрабатывают элементы внешней политики нашей страны. А это вопрос очень серьезный.

Внешняя политика нашей страны на сегодняшний день часто вызывает тревогу, вызывает, честно говоря, беспокойство: и способ ее выработки, опять же принятие абсолютно изолированных решений, способ преподнесения сюрпризов во внешней политике.

В ближайшее время перед нами, как перед государством, встанут очень сложные проблемы. В 2009 году завершается действие Договора «Старт – 1», который был подписан в начале 90-х годов. Но если ничего не изменится в российско-американских отношениях, они по-прежнему будут сконцентрированы просто на личных отношениях двух президентов, которые к тому времени уже не будут даже у власти. Это может оказаться очень опасным.

Поэтому, разрабатывая наши предложения по этому направлению, мы уже в течение 10 лет предлагали, предлагаем (и как уже абсолютно очевидно, оказались правы) разработку проекта о совместной противоракетной обороне, российско-европейской противоракетной обороне.

Наша партия была инициатором разработки такой системы еще в 1998 году, а сейчас это стало камнем преткновения.

Такие специалисты, как Алексей Арбатов, писали и говорили об этом. Такие люди, как Андрей Пионтковский, спорили об этом и тоже предлагали соответствующие решения. Все это оказалось невостребованным. А сегодня это представляется серьезнейшей проблемой. И вот, исходя из этого, в качестве одного из направлений, мы можем назвать необходимость создания соответствующего договора, нового, всеобъемлющего договора, который включит в себя, как систему защиты, так и систему нападения и ограничения по ним. И в контексте такого договора, который будет базироваться на общепринятой концепции взаимного гарантированного уничтожения, на базе такого договора появится возможность более продуктивной работы по созданию совместной противоракетной обороны. И, кроме того, возможно, такой договор позволит действительно создать эффективную систему, защищающую страну от несанкционированных и случайных пусков. Это один из вариантов решения проблемы. Но мы не можем никому отдать на откуп решение таких проблем.

Мы не можем отказаться и от того, чтобы не вырабатывать нашу концепцию отношений с Европейским союзом. И нам, в отличие от многих других партий, абсолютно ясна эта концепция. Это концепция сближения. Но сближение по существу. Не в смысле вступления в институты, а в смысле достижения Россией европейских стандартов, в смысле интеграции России в европейское пространство, в смысле, чтобы в 2030 году Россия и Европа соединили свои усилия как в экономической, политической, геополитической, стратегической и культурной областях. Это не просто заседания чиновников. Это глубокий фундаментальный процесс, от которого во многом зависит будущее нашей страны.

Сделаю только маленькую ремарку. Я думаю, что в середине ХХ1 века в России, в мире будет очевидно, что на нашей планете сложились два крупнейших центра экономической мощи. Это – Северная Америка и Юго-восточная Азия. Если Европа хочет быть частью этой экономической системы, если Европа хочет конкурировать с Северной Америкой и Юго-восточной Азией в экономическом смысле слова, интеграционные процессы и стратегия сближения и интеграция, в первую очередь, в области между Европой и Россией - вещь абсолютно неизбежная.

На сегодняшний день трудно найти политиков в Европе, которые могли бы артикулировано сформулировать действительно стратегические задачи.

Конечно, важнейшим вопросом являются наши отношения с нашими ближайшими соседями. И здесь наш принцип очень прост. Мы выступаем за самые тесные, самые дружеские, самые открытые, честные, равноправные отношения со всеми нашими соседями. Мы исходим из того, что история сложилась так, что эти страны стали суверенными и независимыми государствами. Мы уважаем их и хотим построить с ними самые благоприятные отношения. Это не дело, когда по всему периметру наших границ мы со всеми ссоримся. Да, мы никого не должны содержать. Да, мы никого не должны дотировать. Да, не должны существовать низкие цены на газ, потому что у нас с вами 28 миллионов граждан до сих пор не имеют газа. При этом мы, конечно, не должны доплачивать и продавать газ в таком виде. Но это не повод для того, чтобы заключать теневые сделки, не повод для того, чтобы создавать вокруг России пояс недоброжелательности. Это не поводя для того, чтобы разрушать вековые, дружеские, родственные, семейные связи с нашими ближайшими соседями.

Уважаемые делегаты! Вне сомнения, обсуждение нашей программы на Федеральном совете показало, что мы располагаем на этих выборах, наверное, самой комплексной, самой точной, самой лучшей программой. Меня часто спрашивают, есть ли у нас шансы. Повторяю то, что говорил не раз, но считаю очень важным – у нас есть шансы, но при условии, что мы с вами будем честными, открытыми, компетентными и бескорыстными, что мы действительно будет воплощать в жизнь то, что является нашим главным символом – свободу и справедливость. А сегодня, завершая, мы можем сказать: победит «ЯБЛОКО» - победит и Россия.

Пресс-служба, 16 сентября 2007 года     

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Текст доклада на сайте Григория Явлинского
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]