[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Л. М. Шлосберг,
председатель регионального отделения РДП «Яблоко»

Депутатам Псковской городской Думы
К заседанию Псковской городской Думы
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Псков, 20 июня 2005 года / Исх. № 06-2
Уважаемые господа!

В повестке дня органов местного самоуправления Пскова в связи с реформой местного самоуправления стоит вопрос о принятии изменений и дополнений к Уставу города Пскова, которые должны утвердить политический уклад городской жизни на годы вперед.

Ход обсуждения вариантов политического устройства города - как публичных дискуссий, так и непубличных переговоров - показывает, что этот момент административной реформы используется для политического передела власти в городе в интересах отдельных лиц и политических групп.

Часть депутатов городской Думы по договоренности с чиновниками областного уровня предпринимают попытку политического и административного продавливания такого варианта организации системы самоуправления, при котором контрольный пакет политического влияния на городскую жизнь был бы изъят у жителей города (избирателей) и перемещен в кабинеты администрации Псковской области.

Речь идет о назначении чиновника на должность главы администрации города по итогам конкурса, в рамках которого 50% членов конкурсной комиссии утверждаются властями субъекта РФ, то есть государственной властью области.

Формально такая возможность Федеральным законом предоставлена. Судя по всему, это предусмотрено именно для «прикладных» политических целей.

Но есть и другие варианты. И ситуация выбора возлагает всю ответственность перед жителями города на каждого из депутатов городской Думы персонально.

Не вызывает сомнения тот факт, что в России происходит масштабная попытка огосударствления местного самоуправления, насильственного встраивания его в так называемую «вертикаль власти», систему с отсутствием сдержек и противовесов, отрицательные последствия применения которой в 2004-2005 гг. видела вся страна.

Эти действия отражают полное непонимание природы местного самоуправления.

Они нарушают конституционный принцип, в соответствии с которым структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ) и местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130). Конституция России запрещает ограничение прав местного самоуправления (ст. 133).

Эти нормы закреплены также в ратифицированной Россией Европейской Хартии местного самоуправления.

Действующий Устав города Пскова в принципе соответствует этим нормам. Любые дополнения и изменения к нему не должны разрушать систему местного самоуправления города.

При решении вопросов о структуре органов местного самоуправления, оценке предлагаемых вариантов важно руководствоваться несколькими принципами:

1. Возможностью эффективно оказывать услуги населению.

2. Открытостью процедур осуществления властных полномочий.

3. Устойчивостью системы власти против коррупции.

4. Наличием прямой и обратной связи с гражданами, возможностью для жителей города в максимальной степени влиять на местную власть.

Исходя из этих критериев, необходимо признать, что наиболее устойчивой и эффективной формой реализации права жителей г. Пскова на местное самоуправление в условиях очевидных угроз демократически институтам в России являются прямые выборы главы администрации города и выборы депутатов городской Думы по смешанной системе, совмещающей выборы по одномандатным округам с выборами по единым спискам политических партий.

Это - наиболее оптимальная институциональная модель, способная обеспечить как максимальное отражение мнений жителей, так и баланс ветвей городской власти.

Вопросы качества оказания услуг населению и прозрачности власти являются политическими вопросами. Они являются основой самоуправления. Их нельзя низводить до уровня «хозяйственных».

Всеобщие прямые выборы остаются сегодня единственной возможностью для всего населения публично обсуждать качество городской жизни и перспективы развития города. Прямые выборы делают главу исполнительной власти города зависимым от граждан, то есть ответственным непосредственно перед ними.

Совершенно очевидно, что решение вопроса о главе администрации в узком кругу депутатов и чиновников есть прямой путь к коррупции, что полностью разрушит эффективность городской власти.

А всеобщие выборы председателя городской Думы создадут политическую фигуру, «нависающую» над органами городского самоуправления при отсутствии реальных инструментов управления городом.

Переход на фактически «назначаемого» главу администрации был бы возможен только при одном варианте: если бы в выборах в городскую Думу участвовали только политические партии, и каждая партия называла при этом своего потенциального (в случае победы) главу администрации. И в этот процесс было бы невозможно никакое вмешательство вышестоящих властей.

Но о таком варианте сегодня речь не идет.

Напомню депутатам Псковской городской Думы третьего созыва, что город Псков является одним из немногих в России городов с историческими традициями прямой демократии, уходящими своими корнями в средние века.

Будет стыдно, если избранные на несколько лет полномочий депутаты городского парламента надолго перечеркнут и традицию, и практику городского самоуправления Пскова.

Избиратели города не предоставляли никому из депутатов такого права.

С уважением,


Л. М. Шлосберг,
председатель регионального отделения РДП «Яблоко»

Псков, 20 июня 2005 года / Исх. № 06-2

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Самоуправление и федерализм

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]