[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

Пресс-конференция
председателя РДП "ЯБЛОКО" Григория Явлинского
и заместителя председателя РДП "ЯБЛОКО"
Сергея Митрохина

"Экологические инициативы "ЯБЛОКА" 1999-2003 гг. : диалог с президентом и правительством"

Москва, Государственная Дума, 1 декабря 2003 года

Текст пресс-конференции в формате .RTF

Явлинский Г.А.

Спасибо большое, господа, что вы пришли на нашу пресс-конференцию. Наша сегодняшняя пресс-конференция посвящена вопросам экологической безопасности, ядерной безопасности в России.

Как вам хорошо известно, фракция "ЯБЛОКО" долгое время, прямо с момента постановки вопроса о ввозе ядерных отходов в Россию занимала очень жесткую позицию по данной проблеме. Суть нашей позиции заключалась в том, что мы выступаем категорически против захоронения в России ядерных отходов иностранного производства. Мы вносили соответствующие поправки в законы, мы готовили вопрос о проведении всероссийского референдума по данной теме, мы продолжали настаивать на нашей позиции.

Есть еще ряд ключевых вопросов, которые для нас имеют принципиальное значение. Один из них - это безопасность ядерных объектов, в частности безопасность Железногорского химического комбината (так называемый "Красноярск-26"). "ЯБЛОКО" несколько раз проводило своими силами инспекцию безопасности хранения отработанных ядерных отходов.

Первая инспекция была проведена депутатом "ЯБЛОКА" Сергеем Митрохиным, это было 1,5 года назад. Суть дела заключалась в том, что Сергей Митрохин посетил этот объект без всякого специального разрешения, и никто из служб безопасности не проявил к этому никакого интереса. То есть он, как обычный гражданин, просто прошел на этот объект, сумел, как "необычный" гражданин, забраться на крышу этого объекта. И если бы он проник туда со злым умыслом, то это была бы очень неприятная ситуация. После того, как эта инспекция была проведена, вопрос безопасности обсуждался неоднократно с президентом страны.

Затем, совсем недавно, 1,5 месяца назад, мы еще раз посетили этот объект, я приезжал туда, Сергей Сергеевич там был, вместе с представителями Министерства атомной промышленности мы инспектировали создание специальной системы безопасности, специальных устройств безопасности.

Совсем недавно фракция "ЯБЛОКО" внесла закон о запрете использования этилированного бензина в России. Впервые принят такой закон. Этилированный бензин - это бензин очень вредный для здоровья с большими составляющими свинца и других вредных веществ. И впервые была возможность принятия такого закона, несмотря на то, что, конечно, существуют экономические интересы у целых групп в продолжении использования этилированного бензина.

Фракция "ЯБЛОКО" внесла предложение о существенном усилении контроля за медеплавильным заводом в городе Карабаш Челябинской области. Это одно из самых неблагополучных экологических мест не только в России, но и в мире. Там живут люди, но потребовалось вмешательство целой фракции и парламента для того, чтобы начинать продвигаться в решении этого вопроса.

За каждым из таких объектов стоят серьезные экономические лоббистские интересы, за каждым из таких объектов стоят большие деньги и поэтому каждое такое решение дается с очень большим трудом.

Совсем недавно, находясь в Челябинской области, я встречался с губернатором и обсуждал еще один принципиальный вопрос, который также был поставлен фракцией "ЯБЛОКО", в частности, Сергеем Митрохиным - вопрос о переселении двух сел в районе каскада реки Течи.

Это одно из самых загрязненных мест в России, там была авария на "Маяке", но там продолжают жить люди. Это Муслюмово и Татарская Караболка, там живут люди уже 60 лет. Все правительства, которые только были в России и советские правительства, обещали, принимали постановление о переселении из этой зоны.

Наконец, после двухлетней работы удалось создать источники финансирования, причем, с участием Минатома, для того чтобы обеспечить переселение этих людей. У нас есть списки всех фамилий этих людей, все конкретные семьи, которые желают оттуда быть переселенными. По масштабам страны это не так много, но это живые люди, которые живут в очень тяжелом, неблагоприятном радиационном климате.

Уже совсем недавно, в последние дни, фракция предприняла беспрецедентные усилия для того, чтобы остановить поправки в Лесной кодекс, позволяющие ликвидацию, вырубку в коммерческих целях лесов первой категории. Что такое леса первой категории? Это парки, это заповедники, природоохранные зоны вокруг озер, вокруг городов. Сейчас Думой принято решение, позволяющее там строить коттеджи, дома, то есть вырубать, уничтожать эти зоны. Затем это решение было одобрено Советом Федерации, сейчас находится на рассмотрении президента.

Это тоже решение, совершенно не имеющее нигде и никаких аналогов, за ним тоже стоят очень серьезные экономические, корыстные интересы. Мы обратились с этим ко всем гражданам, мы предупредили всех депутатов, что все, кто проголосует за этот закон, должны нести ответственность перед своими избирателями, как минимум.

Я еще хотел сказать об одной инициативе - по Лосиному острову, который находится рядом с Москвой. Я имею в виду выделение средств на сохранение этого заповедника и обеспечение этого заповедника всем необходимым, эта работа практически осуществлена. Я встречался месяц назад с руководством этого заповедника и дело там движется к тому, что все-таки этот заповедник будет сохранен, благодаря усилиям, которые были предприняты.

В этом наш отчет перед нашими избирателями. Мы на сегодняшний день являемся единственной фракцией в Государственной Думе, которая одним из своих важнейших приоритетов считает экологическую безопасность страны. Мы работаем в этом направлении с Министерством атомной промышленности, мы работаем с оборонными ведомствами, мы работаем со спецслужбами по обеспечению безопасности атомных объектов по контролю их работы атомных объектов. Мы обсуждаем постоянно и прорабатываем эту проблему с руководством страны и считаем, что эту работу надо продолжать, и докладываем вам о ее результатах.

Два слова скажет Сергей Сергеевич, потом ваши вопросы.

Митрохин С.С.

Да, в последнее время нам удалось продвинуться в решении ряда проблем, о которых говорил Григорий Алексеевич.

Я не буду скрывать, что одно из этих продвижений я связываю с той встречей, которая произошла у президента. С президентом мы обсуждали именно этот круг вопросов. Министр атомной энергетики А.Ю.Румянцев подтвердил готовность Минатома выделить средства для финансирования переселения людей с зараженных территорий. Это территории, пострадавшие от аварий 1957 года, а также территорий, которые страдали раньше и продолжают страдать от деятельности производственного объединения "Маяк", которое продолжает сбрасывать отходы в реку Теча. Сложилась кризисная ситуация с хранилищами жидких радиоактивных отходов.

Кроме того, мы вышли с инициативой изыскания внутренних источников финансирования проблем, связанных с последствиями деятельности атомного комплекса в России. И этот вопрос мы обсуждали с министерством атомной энергетики и также на встрече с президентом. Речь идет о том, чтобы в тарифы на атомную энергию закладывалась фиксированная доля, из этой доли создавался специальный фонд. И из этого фонда должны финансироваться радиационные программы: программа реабилитации территорий, программа очистки реки Теча, программы засыпания этих водоемов с радиактивными отходами и, конечно же, социальные программы финансирования льгот для жителей, проживающих вокруг атомных станций и вообще любых радиоактивно опасных ядерных объектов.

Нам удалось сейчас достигнуть принципиальной договоренности с Минатомом, президент дал поручение Минэкономики проработать вместе с нами вопрос о том, чтобы такой экономический механизм был создан. Такой механизм работает в любой ядерной стране мира, где никто не считает, как наш Минатом, что атомная энергия самая дешевая, а где понимают, что помимо себестоимости атомной энергии есть еще и проблемы обращения с отходами, есть еще экологические проблемы, на все это нужны деньги.

Если такой механизм будет создан, тогда нам совершенно не понадобится ввозить ядерные отходы из-за рубежа. Напомню, Минатом мотивировал этот ввоз тем, что нужны деньги на решение этих проблем. Деньги есть. Да, они могут финансироваться за счет внешних источников, но для этого совершенно не нужно ввозить отходы. В пятницу Дума ратифицировала многосторонний документ о ядерном сотрудничестве с европейскими странами, и за счет этих средств будут решаться проблемы в Мурманской области, проблемы ликвидации последствий деятельности атомного флота. Это первый источник.

А второй источник, который мы предлагаем освоить правительству - это тарифы Росэнергоатома. И мы считаем, что на деньги, которые закладываются в эти тарифы, не нужно строить новые атомные станции, которые в таком количестве России не нужны. И за счет сокращения программы строительства атомных станций, мы можем финансировать проблемы экологической очистки территорий.

Нам сейчас удалось продвинуться, мы получили принципиальное согласие министра атомной энергетики, что мы будем двигаться во всех этих направлениях.

Явлинский Г.А.

Пожалуйста, вопросы.

Вопрос: Скажите, административный ресурс против "ЯБЛОКА" на выборах используется?

Явлинский Г.А.

У нас есть города, где нам запретили размещать рекламу. У нас есть субъекты федерации, где мы не можем размещать нашу рекламу. Есть места, где у нас нет доступа к региональным телевизионным компаниям по решению губернаторов.

Например, запрещена, скажем, политическая реклама "ЯБЛОКА" в Москве в пределах Садового Кольца. Можете пройти, проверить. Это очень заметно и очень наглядно. Ну, а главное, как будет действовать административный ресурс при подсчете голосов, но это еще впереди.

Вопрос: А вне экологической повестки на встрече с президентом что-нибудь обсуждалось? И была ли президентом высказана позиция по поправкам в Лесной Кодекс?

Явлинский Г.А.

Президент сказал по Лесному кодексу следующее: он внимательно рассмотрит проект и готов обсуждать поправки, исправляющие то, что было сделано Государственной Думой и Советом Федерации для того, чтобы не допустить бесконтрольной вырубки лесов. На сегодняшний день пока в этом смысле все.

Кроме того, это обсуждение было связано с тем, что Сергей Сергеевич Митрохин согласно указу президента, является членом комиссии по ядерной безопасности. В связи с тем, что мы постоянно эту тему считали важной и с ней работали, была создана общественная комиссия. Какова будет судьба работы этой комиссии - вопрос пока открытый. Но впервые создана такая общественная комиссия, и вот Сергей Сергеевич Митрохин является членом этой комиссии. Этот вопрос тоже на самом деле обсуждался.

Кроме того, обсуждались вопросы ядерной безопасности в Москве. Было отмечено, что благодаря решениям, которые были приняты по финансированию Курчатовского института, в частности, фракцией "ЯБЛОКО", оттуда вывезены отходы, которые копились с 50-х годов. Эта тема тоже обсуждалась. На встрече присутствовало три академика. Там присутствовал академик Яблоков, известный правозащитник и эколог, там присутствовал академик Мясоедов, там присутствовал академик Румянцев. Вот с ними, собственно, шло содержательное обсуждение этой проблемы.

Митрохин С.С.

Я немножко уточню. Несмотря на то, что президент сказал, что он видит такой путь решения проблемы, как подписание закона, а потом внесение в него поправок, мы высказали позицию о том, что лучше было бы этот закон не подписывать и создать согласительную комиссию. Поэтому я не исключаю, что Президент может прислушаться к этому мнению.

Явлинский Г.А.

Непосредственно это было, в том числе, инициировано нашим обращением относительно поправок в Лесной кодекс, тех изменений, которые были внесены в самое последнее время.

Митрохин С.С.

Дело в том, что правительство пыталось внести поправку во втором чтении о возможности передачи лесных земель в оборот.

Но эту поправку нам удалось заблокировать. Я поставил ее на отдельное голосование. И она не набрала нужного числа голосов. Но, несмотря на это, закон продолжает сохранять опасность для лесов, потому что, если собственность нельзя передавать, но можно сдавать, например, в аренду на 49 лет, как это у нас принято, естественно, что через 49 лет от этих лесов ничего не останется.

Явлинский Г.А.

Пожалуйста, друзья, любые вопросы, какие хотите.

(Вопрос не слышно)

Явлинский Г.А.

Встреча была абсолютно рабочей и очень серьезной. Именно поэтому там и был академик Яблоков. Академик Яблоков сразу сказал, что эта встреча отличается от всех других встреч именно тем, что там находится и министр атомной промышленности, один из идеологов Министерства атомной промышленности академик Мясоедов, и там же академик Яблоков, который занимает в принципе другую точку зрения, и там представители той фракции в Государственной Думе, которая категорически выступают против решения о захоронении отходов.

Именно вопрос о захоронении обсуждался очень специально. Это был один из самых ключевых вопросов, как и вопросы безопасности. Встреча эта была запланирована полгода назад. Это обсуждение идет очень давно, потому что вопрос принципиальный. Это вопрос наших обязательств. Мы добьемся того, что будет введена, во-первых, процедура прозрачности по финансированию всего атомного комплекса. И второе. Мы обязательно добьемся запрета ввоза иностранных ядерных отходов в Россию на постоянное захоронение. Это принципиальнейший вопрос. И там, на встрече, тоже обсуждался вопрос о том, какие существуют на сегодняшний день научные исследования, какие схемы, относительно того, насколько безопасно захоронение ядерных отходов. Это был один из вопросов дискуссии.

Был поднят вопрос об экономической эффективности ввоза иностранных отходов в Россию. С нашей точки зрения, это экономически не эффективная вещь. Более того, мы считаем, что все эти посулы, что Россия получит 20 млрд. за 40 лет, закончится тем, что отходы здесь будут захоронены, а деньги исчезнут, как обычно это всегда и бывает. Это не вопрос того, что наши ученые не знают, как работать с этим. Они знают, как с этим работать. Вопрос в другом. В том, что в условиях закрытости, в условиях высокой коррупции, в условиях такой серьезной бесхозяйственности, которая существует в этих отраслях, и в условиях террористической опасности, это очень опасное направление деятельности, которое не окупается такими весьма не ясными с точки зрения их получения и эффективности экономическими результатами.

Спасибо вам большое. Всего хорошего. До свидания.


Текст пресс-конференции в формате .RTF

Москва, Государственная Дума, 1 декабря 2003 года


См. также:

Президент России и лидеры "ЯБЛОКА" обсудили проблемы ядерной безопасности - пресс-релиз 29 ноября 2003 г.

Раздел "ЯБЛОКО" и экология"

Раздел "Ввоз ядерных отходов в Россию"

Сайт Григория Явлинского

Сайт Сергея Митрохина

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

info@yabloko.ru