Представленный Правительством Российской
Федерации на рассмотрение в первом чтении законопроект
"О внесении изменений и дополнений в статьи 14, 21 и 25
Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" предлагает изменение отдельных
положений закона в отношении федеральных государственных
служащих. Законопроект предусматривает:
- применение районных коэффициентов к
пенсиям за выслугу лет, назначенным федеральным государственным
служащим, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных
к нему местностях;
- увеличение предельного размера среднемесячного заработка,
из которого исчисляется пенсия за выслугу лет федеральному
государственному служащему до 2,3 должностного оклада
вместо существующего сейчас 1,8 оклада;
- предоставление Правительству Российской Федерации права
устанавливать порядок индексации пенсий федеральных государственных
служащих.
При этом закону придается обратная сила:
предлагается его вступление в силу в два этапа - с 1 января
2002 года и с 1 июля 2002 года.
Фракция "Яблоко" считает необходимым
заявить следующее:
1. Мы поддерживаем установление районных
надбавок для всех категорий северян.
2. Мы считаем необходимым повышение пенсий
всем категориям россиян не только до величины прожиточного
минимума, что на сегодняшний день не обеспечено, но и
выше этой величины в зависимости от их трудового вклада.
Мы считаем необходимым установление единых
принципов пенсионного законодательства для всех категорий
россиян, проведение единой государственной пенсионной
политики в отношении всех граждан России.
Конституция Российской Федерации устанавливает
принцип государственного пенсионного обеспечения, цель
которого - создание условий для достойного существования
пенсионеров (статьи 7 и 39). Конституция устанавливает
равенство прав граждан вне зависимости от их социальной
принадлежности и должностного положения (статья 19 Конституции
РФ).
Поэтому рассматривать вопрос об изменении
размеров пенсий только одной категории граждан без одновременного
рассмотрения вопроса об адекватном увеличении размеров
пенсий всем иным категориям граждан недопустимо. Это антисоциально,
поскольку порождает справедливые обиды преобладающего
большинства пенсионеров, размеры выплат которым в разы
меньше выплат государственным служащим и расчет их основывается
на еще более жестких ограничительных коэффициентах.
Вместо решения проблемы бедности, преодоления
крайней нищеты нам предлагаются вновь полумеры. Правительство
Российской Федерации последовательно давало и дает отрицательные
заключения по всем попыткам снять ограничительные коэффициенты,
применяемые при расчете трудовых пенсий, или ввести единые
принципы этих коэффициентов для всех россиян-пенсионеров.
При этом объясняют, что у государства нет денег в казне.
Ссылаясь на отсутствие возможностей и соответствующих
строк затрат в бюджете, Правительство дает отрицательные
заключения на повышение выплат получателям трудовых пенсий,
государственных детских пособий, строительство жилья для
сирот и т.п.
Предлагаемый законопроект доказывает
порочность такого подхода: деньги у государства есть.
Более того, Правительство готово выплачивать "северные"
доплаты федеральным государственным служащим с 1 января
2002 года, а размер среднемесячного заработка для исчисления
пенсии по выслуге лет и соответствующие размеры пенсий
поднять с 1 июля 2002 года. То есть закону предлагается
придать обратную силу, несмотря на то, что 2002 финансовый
год завершен 31 декабря 2002 года, бюджет на 2003 год
также утвержден федеральным законом и год близится к завершению.
Это убедительно демонстрирует, что давая
заключения на проекты федеральных законов об увеличении
размеров пенсий и иных социальных выплат рядовым гражданам
России, Правительство говорит не всю правду. Как не всю
правду оно демонстрирует и в приведенных в финансовом
обосновании расчетах предполагаемых затрат бюджета.
Фракция "Яблоко" не может принять предложенную
Правительством концепцию преференций при назначении и
выплате пенсий. Мы требуем единого подхода в формировании
государственной пенсионной политики: для всех категорий
граждан пенсия за труд должна рассчитываться в зависимости
от меры и качества труда - своего, а не среднего по стране.
Принципы расчета пенсий государственным служащим в процентном
отношении к их средней зарплате, а не "средней по стране",
должны быть распространены на всех граждан: недопустимо
усреднять квалифицированного и неквалифицированного работника,
труженика и тунеядца. Нынешние принципы подсчета пенсий
сводят на нет главный источник существования общества
и государства - труд его граждан.
3. Фракция "Яблоко" категорически против
предлагаемой в законопроекте нормы о внесении изменений
в статью 25 Федерального закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации". Суть предложения
в том, чтобы передать полномочия установления порядка
индексации пенсий государственных служащих Правительству
РФ. Установление порядка индексации пенсий - прерогатива
законодательной власти. Введение подобной нормы вновь
поставит государственных служащих в неравное положение
с иными категориями населения, прежде всего с другими
получателями государственных пенсий, порядок выплаты которых
устанавливает Закон в этой же 25 статье. Предложенная
норма противоречит конституционному принципу разделения
государственной власти в Российской Федерации на законодательную,
исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).
Абсурдна и противоправна ситуация, когда Правительство
- те самые федеральные государственные служащие сами себе
устанавливают порядок индексации пенсий. Это может означать
только одно: сытый голодного не уразумеет.