Г.А.Явлинский
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Дамы и господа, спасибо, что вы пришли. Мы рады
вам и рады вашему вниманию.
Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» приняла
решение о недоверии правительству Российской Федерации. Фракция
Российской демократической партии «ЯБЛОКО» после праздников будет
инициировать в Государственной Думе вопрос о выражении недоверия
правительству.
Основные причины такого решения Бюро партии связаны
с неспособностью правительства решать стратегические вопросы,
неспособностью правительства решать вопросы, связанные с постиндустриальным
развитием страны.
Владимир Лукин и Григорий Явлинский
на пресс-конференции после Бюро ФС 26 апреля 2003 г.
Фото: Ольга Швейцер Большой
снимок
Последнее время показало, что и оперативные вопросы
правительство не в состоянии удовлетворительно решать. В очень
тяжелом, запущенном положении находятся вопросы безопасности.
Серьезные замечания, серьезное несогласие наша партия выражает
в отношении экономической политики правительства. Та экономическая
политика, которая сегодня проводится, несмотря на крайне благоприятную
конъюнктуру последних лет, не решает ни одну из ключевых проблем
страны. Она ведет ко все большему отставанию страны, к демодернизации
российской экономики и всей нашей страны в целом. Уже долгое время
нет серьезных решений в области налогов, нет решений в области
малого и среднего предпринимательства. Мы крайне не удовлетворены
работой в области естественных монополий, в области РАО «ЕЭС».
Мы можем с уверенностью сказать, что инвестиционный климат в России
далек от тех требований, которые к нему предъявляются как российскими,
так и иностранными инвесторами. В то же время, с другой стороны,
мы видим как правительство протаскивает, просто проталкивает в
Думе огромное количество контрпродуктивных решений как в области
экономики, так и в области социальной политики, которые приводят
лишь к повышению бюрократизации управления страной, к появлению
все больших ограничений, появлению серьезных механизмов торможения
в экономическом росте.
Особую нашу тревогу вызывают решения, принимаемые
правительством в области жилищно-коммунальной реформы. Мы считаем,
что в этой сфере, как в зеркале, отражаются основные проблемы
реформ в целом. И уже сегодня можно говорить, что именно принимаемые
в этой сфере решения приведут к серьезной дестабилизации с точки
зрения настроений. Они пока еще кипят, как в закрытом котле, но
если не изменить эту политику, то перспективы могут оказаться
весьма и весьма тревожными.
Хотелось бы сказать также и о том, что появился
новый эффект. Он связан с тем, что ни Министерство иностранных
дел, ни Министерство обороны, ни Министерство внутренних дел -
т.е. это важнейший блок министерств, они являются ключевыми, -
не справляются, с нашей точки зрения, со своими задачами. Ситуация
с безопасностью в стране, заказные убийства, недавнее убийство
известного политика и депутата, свидетельствуют о том, что коррумпированность
в этой среде, безнаказанность, дезорганизация достигают очень
опасных пределов.
События, связанные с конфликтом в Ираке, двусмысленная
и противоречивая позиция Министерства иностранных дел не привела
к усилению позиции России на международной арене, а во многом
поставила Россию вне основных мировых политических процессов.
Все это нас не может не беспокоить. Поэтому мы
приняли решение о выражении недоверия правительству.
Почему мы делаем это заявление именно сейчас?
Мы делаем это заявление сейчас потому, что, как
всем хорошо известно, идет подготовка послания президента, то
есть выработка концепции развития страны на длительную перспективу.
Потому что эта концепция, которая будет или не будет предложена
обществу, соответственно ляжет в основу того, что будет происходить
в стране во время выборов думских и во время выборов президентских,
то есть определит на очень долгий период основные направления
развития страны. Терпение иссякло. И, несмотря на все наше желание
конструктивно помогать и сотрудничать с правительством (оно у
нас и сохраняется), но учитывая внутренний конфликт, который сложился
в правительстве, что лишает возможности конструктивно работать
с правительством, мы считаем нужным именно сейчас говорить об
этой сложнейшей и важнейшей проблеме.
Со своей стороны «ЯБЛОКО» готово предложить решение
самых сложных задач. Это хорошо известно. Мы внесли свои предложения
в законодательном плане, в концептуальном плане, и готовы участвовать
в практической реализации наиболее сложных и ответственных направлений
экономической политики, политики в области безопасности, международной
политики - политики в целом.
Такова наша позиция на сегодняшний день. Она
одобрена Бюро Российской демократической партии «ЯБЛОКО».
Я хотел бы предоставить слово Владимиру Петровичу
Лукину, первому заместителю председателя, который определяет позицию
Партии по внутренней политике, а также по вопросам внешней политики.
В.П.Лукин
Уважаемые друзья и коллеги! Я говорю «коллеги»,
потому что я с давних времен член Союза журналистов.
Я думаю, что Григорий Алексеевич ситуацию охарактеризовал
и вывод из этой ситуации сделал. Я хотел бы прибавить к этому
то, что решение Бюро, которое сейчас завершилось, было принято
единогласно. Это не частый случай в работе демократической партии.
Она на то и демократическая, что все решения обсуждаются очень
бурно и мнения бывают разные, а вот сейчас (я не скрою, что даже
к моему удивлению) решение принято единогласно. И обусловлено
оно тем, что уже говорилось здесь. Я бы просто акцентировал три
пункта, по которым я лично без колебания голосовал за этот проект
решения.
Первое. Конечно, многие вопросы нами обсуждались,
но сейчас безопасность, внутренняя безопасность в стране, приняла
совершенно нетерпимые формы. Отстрел продолжается, нисколько не
уменьшается, и самое интересное, что власти к нему как-то привыкли
и уже его аргументируют таким образом: кто-то что-то своровал
и, естественно, его «отстреляли». То есть наши власти как бы сначала
отбросили «социалку» от себя, а теперь и безопасность пытаются
отбросить от себя. Куда отбросить? В криминальную сферу, которая
сама по своим собственным законам решает, кто должен жить, кто
должен умереть и т.д. Они как бы в своем кругу действуют. Проблема
внутренней безопасности - проблема безопасности граждан и даже
безопасности самой власти, потому что парламентарии - это власть:
они сами по себе, а люди, которые вокруг правительства функционируют,
сами по себе. Это, конечно, нетерпимо. Если власть не обеспечивает
безопасность граждан и безопасность части самой себя, это уже
не правительство, это «облако в штанах», и если на этих «штанах»
лампасы, то оно не перестает быть «облаком», а «облако» в сложной
ситуации не может управлять страной - такой сложной страной, как
мы.
Второй очень важный мотив. Это то, что наше правительство
фактически не правительство, а малый парламент. Мы все с вами
наблюдаем странную картину - практически открыто различные кланы,
имеющие своих представителей в этом правительстве, спорят друг
с другом, публично выясняют отношения. На это уходят все силы,
все средства, ни на что другое практически средств уже не остается.
Это, несомненно, имеет место настолько откровенно, настолько очевидно,
что вся пресса об этом пишет, все это видят кроме, наверное, самого
правительства. Мы не можем позволить себе роскошь иметь такое
правительство в такое сложное и трудное время. Мы должны иметь
правительство, заслуживающее это слово. В парламенте должна идти
дискуссия, а не внутри правительства.
И, конечно, это правительство совершенно не демократического
свойства. Это «византийское» правительство. У нас стратегия объявлена
европейская, а правительство - «византийское». Это надо выравнивать:
либо все выравнивать и все превращать в Византию, к сожалению,
такие тенденции есть. Но как историк я хотел бы напомнить, что
Византия плохо кончила. К большому сожалению, потому что это наша
«цивилизационная мачеха». Другой путь, и совершенно естественный
путь - заменить это правительство на правительство, которое соответствует
европейской ориентации страны.
И третья позиция. Это позиция социальная. Когда
правительство, делая шумный пиар, увеличивает пенсии формально
на 135 рублей, а фактически они увеличиваются на 30-50 рублей,
это означает, что правительство просто не имеет минимального контакта
с тем населением, которым оно правит. Оно не понимает, как живет,
в каких условиях живет население. Получается, что жизнь нашего
населения на уровне критически более низком, чем самый нижний
прожиточный минимум, является обычным, нормальным делом и будет
воспроизводиться, потому что это «увеличение» происходит на фоне
огромного, очень серьезного роста цен, причем, роста на жилье,
на «коммуналку» и т.д. Поэтому речь идет о снижении, а не о повышении
уровня большинства неимущих граждан. Такое правительство не может
существовать в социальном государстве, а наше государство по 7-ой
статье Конституции - социальное государство.
Это для меня три пункта, которые делают необходимым
согласиться с этим острым, серьезным выводом. Поэтому наша партия,
Бюро ее Федерального совета поручили нашей фракции после того,
как Дума возобновит свою работу, заняться вопросом, в соответствии
с Конституцией, о проведении процедур по недоверию правительству.
Спасибо.
Г.А.Явлинский
Спасибо, Владимир Петрович. Мы готовы к вашим
вопросам.
Пресс-конференция Григория Явлинского
и Владимира Лукина после Бюро ФС 26 апреля 2003 г.
фото: Ольга Швейцер Большой
снимок
Вопрос
Григорий Алексеевич, каковы шансы выразить вотум
недоверия в Думе? И второй вопрос - готово ли «ЯБЛОКО» в форме
какой-то программы или плана действий предложить определенные
кандидатуры хотя бы на ключевые посты в правительстве?
Г.А.Явлинский
Мы думаем, что вполне реалистично обсуждение
в Государственной думе вопроса о деятельности правительства. Мы
полагаем, что в Думе есть (по крайне мере, согласно заявлениям,
которые делаются) много фракций, которые недовольны работой правительства.
Вы, наверное, слышали о том, что даже «Единство» вместе с «Отечеством»
тоже выражают резкое недовольство (включая даже лидера этой партии)
своим собственным правительством. Мы полагаем, что в Думе достаточно
много депутатов, которые могут поддержать этот процесс. Посмотрим,
как будет вести себя большинство (это «Единство» вместе с «Отечеством»),
как они будут реагировать на вопрос заслушать то правительство,
которое они так бурно критикуют. А уже само голосование во многом
будет зависеть от этого обсуждения. Но что такое обсуждение может
состояться - это вполне может быть. Думаю, что это было бы очень
уместным и думаю, что его хорошо было бы провести до послания
президента с тем, чтобы правительство отчиталось. Кстати, не забывайте:
прошло ровно три года с момента назначения этого правительства,
с момента образования этого правительства. Я понимаю, - в других
странах нужно сто дней, чтобы можно было сказать, как работает
правительство. В России немножко другая ситуация - в России понадобилось
три года, чтобы выяснить то, как работает правительство. По-моему,
сейчас это стало уже очевидно всем, и хорошо было бы услышать
реальные ответы от правительства: не совершенно неприемлемые доклады,
какие происходили по жилищно-коммунальной реформе, которые происходили
по замерзанию страны или по убийству одного из депутатов, - совершенно
бессодержательные доклады, больше рассчитанные на защиту чести
мундира, нежели на реальное выяснение обстоятельств.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, хочу еще раз
подчеркнуть - да, мы оценивали эту ситуацию, анализировали ее:
в Думе вполне может состояться обсуждение работы правительства.
Мы считаем, что это было бы очень правильно.
Что касается второго вопроса относительно наших
предложений. В случае, если будет обсуждаться программа работы
в соответствии с той стратегией, которую мы считаем правильной,
мы готовы обсуждать. Мы об этом прямо сказали в своем заявлении
- мы готовы работать по решению наиболее сложных и ответственных
задач, самых опасных задач в том числе, которые необходимо решать
в ближайшее время. Опасных - как с социальной, так и с экономической
точки зрения. Потому что на самом деле эта успокоенность, которая
сегодня сквозит, напоминает успокоенность лягушки, которая сидит
в кастрюле с водой, а кастрюля стоит на плите; вода нагревается,
лягушке там очень уютно, комфортно. Но только этот процесс будет
продолжаться… Лягушка, наверное, не догадывается, что с ней может
случиться. Поэтому мы хотели бы подчеркнуть, что вовремя сменить
правительство означает реальную возможность предотвратить кризис.
Не надо дожидаться момента, когда кризис разразится уже в полном
объеме, и тогда эта лягушка сообразит, что вода-то кипит, а не
просто создает комфорт и немножко греется. Она кипит… Вот об этом
мы хотели бы сказать вовремя, и готовы сами сделать все от нас
зависящее для того, чтобы предотвратить углубление кризиса.
Вопрос
А по кандидатурам вы как-то персонально не говорили,
если это правительство уйдет в отставку?
В.П.Лукин
Мы пока говорим о кандидатурах старого правительства.
Их просто-напросто надо убрать, потому что они не справляются
со своими обязанностями. А когда будем говорить о новом правительстве,
Григорий Алексеевич уже сказал, что мы готовы участвовать: а)
в разработке программы и б) готовы работать в рамках ее практической
реализации, т.е. в правительстве. Но говорить это надо тогда,
когда вопрос созреет.
Г.А.Явлинский
Я хотел бы сказать так: если вы сделаете какие-то
предположения, то мы не будем сильно возражать.
Вопрос
Коммунисты и аграрии собирают подписи по вотуму
недоверия. Не собираетесь ли вы с ними вести переговоры, чтобы
как-то скооперироваться?
Г.А.Явлинский
Вопрос, по-моему, настолько очевидный, что если
они захотят присоединить свои подписи к нашим, то - пожалуйста.
В.П.Лукин
Нужно 90 подписей, а будет больше. Это не проблема
- кто в начале, кто в конце, можно через одного подписываться.
Важно желание.
Г.А.Явлинский
Дело не в листах, а в постановке вопроса. Если
ставится формальный вопрос о том, чтобы внести вопрос в повестку
дня, то не важно, чьи листы. Важно, чтобы было нужное число подписей.
Думаю, что нужное число подписей там есть.
Еще раз подчеркну, я даже не знаю, какая фракция
сегодня поддерживает правительство. Правда, все голосования происходят
так, как правительство хочет, но какая именно фракция поддерживает
правительство мне неизвестно.
В.П.Лукин
Я бы сказал так: мы призываем те фракции и тех
депутатов, которые полностью довольны работой правительства, не
присоединяться к нашему списку.
Вопрос
А не боитесь ли вы, что подобный демарш может
привести к дестабилизации в стране?
Г.А.Явлинский
Нет. У нас вызывает беспокойство, чтобы беспомощность
правительства Российской Федерации и грызня внутри правительства
не привели к серьезной дестабилизации в стране. Это действительно
у нас вызывает беспокойство. А поставить, в соответствии с Конституцией,
вопрос о том, что необходимо сменить правительство, чтобы не допускать
кризис и чтобы они свои споры продолжили уже на пенсии, это, наоборот,
укрепление стабильности и спокойствия в стране.
Вопрос
Григорий Алексеевич, вы говорите о своей готовности
предотвратить кризис. А готовы ли вы выдвинуть свою кандидатуру
на президентских выборах?
Г.А.Явлинский
Я думаю, что этот вопрос мы с вами обсудим летом,
когда будем формировать стратегию избирательной кампании в государственную
Государственную Думу и президентской тоже. Этот вопрос пока остается
открытым.
Вопрос
Обсуждался ли на Бюро вопрос предвыборной тактики,
составления списка?
Г.А.Явлинский
Да. У нас было два ключевых вопроса. Вчера Бюро
обсуждало вопросы, связанные с оценкой деятельности правительства.
Кстати, я хотел бы добавить к тому, что сказал Владимир Петрович.
Важно понимать, что Бюро представляет собой 30 с лишним регионов
России, Федеральный совет - около 70 регионов. И для нас было
очень важно, что думают на российских землях, в городах, в российских
регионах, каково отношение к тому вопросу, который мы поставили.
Мы получили поддержку по этому вопросу.
А вторым вопросом было обсуждение вопросов выборов.
Вопрос
Решение принято?
Г.А.Явлинский
Мы докладывали Бюро, какая ведется работа, и
на Федеральном совете обсудим те решения, которые потом будут
выноситься на Съезд.
Вопрос
Скажите, пожалуйста, по формированию правительства
предстоит подпись президента, таким образом, вы подвергаете сомнению
компетентность Путина?
Г.А.Явлинский
Президент очень хорошо знает наше отношение к
политике, которую проводит правительство. Собственно, не было
ни одного случая, чтобы мы могли с полной ответственностью и публично
заявить (или на наших встречах с президентом), что мы готовы поддержать
позицию правительства по экономической политике или по социальной
политике, или по оборонной политике и т.д. Мы всегда говорили,
что мы не можем согласиться с этой политикой. Мы поддерживали
инициативы самого президента в части внешней политики, и активно
его поддерживали после 11-го сентября, добавляя каждый раз при
этом, что с политикой в области экономики, с политикой в области
безопасности, со многими другими элементами внутренней политики
мы категорически не согласны. С состоянием средств массовой информации,
с состоянием свободы слова в России, с состоянием дел в области
выборов, с состоянием системы правосудия, с состоянием нашей судебной
системы мы никак не можем согласиться. Все это принципиальные
вопросы.
В.П.Лукин
Я хотел бы сказать, что в последнее время он
неоднократно давал понять, что недоволен работой правительства
более чем откровенно и публично. Поэтому, если вы хотите сказать,
что мы не согласны с президентом в том отношении, что у него неважное,
а точнее, негодное правительство, то это не совсем точно. А вот
какие выводы сделает президент из нашего с ним согласия в базовом
плане, что у него не очень хорошее правительство, это мы посмотрим
в ближайшее время.
Вопрос
Получается, что наша Конституция и президент
утверждают председателя правительства, а силовой блок получается
самостоятельным. То есть фактически президент несет полную ответственность
за работу правительства, и, критикуя правительство, выражая вотум
недоверия, получается некая игра в «кошки-мышки».
Г.А.Явлинский
Что касается ваших оценок, то здесь нет ничего
мудреного. Президент не раз говорил, что отвечает за все, следовательно,
отвечает и за все за это. А критикуя правительство, мы, конечно,
критикуем и того, кто отвечает за «это все».
Еще раз подчеркиваю: мы по результатам развития
всех событий считаем неприемлемым на сегодняшний день то правительство,
которое сформировано, и ту политику, которую оно проводит. Будет
ли этот вопрос решаться с помощью Думы или президент сам примет
решение - этот тот вопрос, который будет ясен после того, как
мы этот вопрос инициируем в Думе и как определится по этому поводу
президент Российской Федерации.
Что касается самого президента, оценки его деятельности
- десять месяцев осталось до выборов. Страна даст соответствующую
оценку через десять месяцев.
В.П.Лукин
Интересно, что «ЯБЛОКО» в последнее время критикуют
по двум критериям: что «ЯБЛОКО» критикует президента и что «ЯБЛОКО»
не критикует президента. Найдите что-то третье. Мы третье искать
не хотим: мы его не критикуем там, где с ним согласны, и критикуем
там, где с ним не согласны. Это очень просто.
Вопрос
Скажите, пожалуйста, вы сказали по этим кандидатурам
правительства. Понятно с Касьяновым, Кудриным, Грефом .. А кого
бы вы оставили из членов правительства, кто сейчас работает? Есть
министр, который устраивает вас?
В.П.Лукин
Я бы оставил Карелову. Я ее знаю, я с ней работал…
Г.А.Явлинский
И Алешина, я бы добавил…
В.П.Лукин
…Она была членом Международного комитета, когда
я был его председателем, и она очень дельный и симпатичный человек.
Правда, она работает только один день, и за этот один день ничего
плохого, по-моему, она сделать не успела.
Вопрос
Григорий Алексеевич, непонятно, почему вы так
долго терпели правительство? Кудрин с Касьяновым ругаются уже
полгода, уже реформа ЖКХ прошла, электроэнергетика прошла. Вы
как бы терпели-терпели и именно сейчас решили вотум недоверия
мотивировать - за полгода до выборов, когда в стране и так хаос!
Г.А.Явлинский
Мы люди терпеливые, сколько могли - столько терпели.
Поскольку сейчас будет подписание закона о ЖКХ, мы хотели сказать,
что это настолько серьезная вещь, что уже сегодня пора ставить
вопрос ребром, о Правительстве в целом, потому что это системно,
потому что Правительство должно еще принимать решения о том, чтобы
создать этот концерн РАО «ЕЭС» и «Газпрома» по очистке подъездов
и налаживанию канализационных систем. Мы, как я уже не раз говорил,
опасаемся веерных отключений канализации. И, поскольку этот вопрос
уже стал вплотную, то мы считаем, что всё, больше терпеть невозможно.
В.П.Лукин
Я хотел бы еще сказать, что вы упомянули слово
«терпели»… Как говорится в одном школьном сочинении, «копил-копил,
и все вылил перед выборами». Нет, отрицать того, что мы этот демарш
предпринимаем, имея в виду и выборы, было бы неправильно. Несомненно,
мы имеем в виду выборы - и парламентские, и президентские.
Кстати говоря, это тесно связано с тем, как мы
понимаем стабильность страны. Когда говорят слово «стабильность»
есть два понятия: стабильность правительства, стабильность той
группы, которая находится сейчас во главе исполнительной власти
и решает проблемы (вернее, не решает!), и стабильность общества.
Очень часто стабильность правительства приходит в противоречие
со стабильностью общества. Вот как раз сейчас, накануне выборов,
мы очень хотим, чтобы во время выборов - и парламентских, и президентских
- нами руководило свежее, энергичное, имеющее ясную цель и программу
правительство, не раздираемое кланами. Это как раз наш вклад в
стабильность общества. Мы в свое время были очень обеспокоены
стабильностью после дефолта и т.д., предложив обществу тогда в
качестве премьера Примакова. Общество тогда восприняло это, это
была наша борьба за стабильность. Вот и сейчас мы выдвигаем наши
предложения, связанные именно с тем, что мы очень озабочены проблемой
стабильности в стране, где такие чудовищные контрасты, где ничего
не делается для того, чтобы эти контрасты уменьшить.
Г.А.Явлинский
Не знаю, обратили ли вы внимание: совсем недавно
мировые рейтинговые агентства проанализировали нашу банковскую
систему. И оценка этих рейтинговых агентств всей российской банковской
системы показала, что рейтинги, которые имеет вся наша банковская
финансовая система, находится на уровне лета 1998 года. Это факт,
который нельзя оставить без внимания. Мы что, опять должны дожидаться
развития серьезных признаков экономического кризиса уже в полном
объеме? Посмотрите на ситуацию, которая у нас складывается, скажем,
в области денежного обращения, насколько она чревата развитием
и развитием в каком направлении? Сейчас будет меняться мировая
конъюнктура с точки зрения цен на энергоносители, но еще в большей
степени мировая конъюнктура будет меняться в течение ближайших
10-15 лет, когда потребление энергоносителей будет резко сокращаться.
Что правительство, которое по праву зовут «правительством трубы»,
тогда сможет предложить? Тогда уже экономической галлюцинации
не будет - будет ситуация совсем другая. Тогда нужно будет делать
совсем другие выводы. Надо все эти выводы делать вовремя. Мы стремимся
предупредить вовремя. Мы не хотели нарушать сложившийся баланс.
Мы старались вносить наши предложения в той форме, в которой они
не дестабилизировали бы ситуацию, но чтобы были использованы для
улучшения положения дел. Но сейчас это уже стало невозможным в
силу полной недееспособности правительства в нынешних условиях.
- Только одни пустые разговоры, свары внутри, и утеряна перспектива,
а угроза демодернизации, угроза отставания становится все более
и более серьезной. У нас складывается впечатление, что этот сигнал,
этот звонок, который мы сейчас делаем, достаточно своевременен.
Кроме того, мы не вполне понимаем, почему наши коллеги по Думе
заняли такую позицию. Например, фракция коммунистов собирает подписи,
но не хочет их обнародовать по какой-то причине. Нам это непонятно.
Мы, как партия самостоятельная и независимая, считаем возможным
сделать это открыто и гласно, и всем вам предъявить наши соображения.
Уважаемые коллеги, спасибо большое! Последний
вопрос.
Вопрос
У президента есть выбор: или отправить правительство
в отставку, выражая вотум недоверия, или распустить Думу. Вы не
опасаетесь такого развития событий?
Г.А.Явлинский
Мы ничего не опасаемся в этом смысле. Если он
распустит Думу, значит выборы будут раньше.
Спасибо большое.
|