Исходная политическая
позиция
Мы, участники Хартии, исходя из необходимости
объединения демократических сил России, договариваемся об
общих принципах и общих действиях, направленных на построение
в России -
- демократического правового государства, реально, а не
на словах, обеспечивающего права и свободы человека;
- цивилизованной современной рыночной экономики европейского
типа;
- гражданского общества,
- справедливой системы социальной защиты.
Мы исходим из того, что всему этому препятствуют
силы коммунистического реванша, стремящегося к возвращению
России к тоталитаризму прошлому, и консервативно-бюрократические
«партии власти», заинтересованные в сохранении сложившейся
за последнее десятилетие олигархической системы, «управляемой
демократии», дикого недокапитализма, тормозящего развитие
экономики и ведущего к обнищанию большинства населения.
Сейчас крайне важно, чтобы все, кто разделяет
демократические принципы и ценности, кто считает, что российский
народ достоин лучшего - объединили свои усилия. Иначе вся
политическая жизнь страны, ее нынешняя история - будет лишь
борьбой бывшей партноменклатуры с нынешней бюрократией.
Вместе с тем мы с глубоким сожалением констатируем
падение доверия людей к демократическим ценностям и рыночным
реформам. Мы понимаем, что главной причиной этого являются
ошибки, а порой и преступления, которые совершались под
лозунгами демократии и реформ людьми, называвшими себя демократами
и реформаторами.
Никакими демократическими нормами и либеральными
принципами нельзя объяснить гиперинфляцию в 2600% в 1992
году и дефолт в 1998 году, поддержку войны на Северном Кавказе,
а также проведение такой приватизации, результатом которой
вместо притока инвестиций стала криминализация экономики
и бегство капиталов.
Все это привело к созданию криминально-олигархического,
а не правового государства; монополизированной, а не конкурентной
экономики; обнищанию людей, а не к росту их благосостояния;
к чудовищному разрыву в доходах богатых и бедных, характерному
для стран 3-го мира, а не для развитых стран.
Большинство олигархических кланов черпают
прибыль не из современных производств, а из близости, либо
прямого сращивания с властью, а потому не заинтересованы
в укреплении демократии: свободе слова, независимом суде
и всех иных институтов гражданского общества.
Доверие людей к новому объединению демократов
будет ничтожно, если во главе демократической коалиции встанут
те, кто поддерживал войну в Чечне, осуществлял криминогенную
приватизацию, строит государственные финансовые пирамиды,
проводил корыстные дефолты.
Новая демократическая коалиция исходит
из необходимости пересмотра подходов, приведших к дискредитации
демократии, отказе от принципа «цель оправдывает средства»,
а также полном освобождении демократического движения, от
прямого контроля, либо влияния коррупционеров и лиц, чья
деятельность нанесла прямой ущерб населению страны.
Лица, ответственные за создание в стране
корпоративно-криминальной олигархической системы, в том
числе те, которые по мнению большинства граждан страны несут
ответственность за основные провалы реформ 90-х годов, не
должны занимать лидирующие позиции в партиях, присоединившихся
к Хартии.
Хартия открыта для подписания теми, кто
готов последовательно, ежедневно и четко выполнять изложенные
ниже принципы, кто готов координировать с нами свои действия
в рамках Демократического совещания.
Базовые ценности и подходы:
1.Гражданские свободы и права человека
- приоритет государственной политики. Государство должно
служить гражданам и защищать их. В центре государственной
политики государства должны стоять права и свободы граждан.
Поэтому регулирующие и контролирующие функции государства
во всех сферах должны быть ограничены. Расширение функций
государства ведет лишь к усилению коррупции и произвола
чиновников. Участники Хартии обязуются препятствовать
принятию решений, направленных на расширение вмешательства
государства в экономическую, политическую и культурную сферы,
ограничению прав граждан, какими бы целями это не оправдывалось,
способствовать дебюрократизации и дерегулированию экономики
и общественной жизни. Участники Хартии доваются: 1)Недопущения
принятия законов, ограничивающих любые права и свободы граждан,
Недопущения дискрниминации по половому, национальному и
социальным признакам; ужесточение ответственности за разжигание
национальной розни; обеспеченияния человеческих условий
содержания заключенных;Защиты прав национальных меньшинств,
вынужденных переселенцев, соотечественников за рубежом,
которым надо создать благоприятные условия для переселения
в Россию в том числе с целью решения демографических и геополитических
проблем; Внесения в Трудовой кодекс поправок, предусматривающих
обязательное заключение трудового договора, создание системы
судов по трудовым спорам.
2. Эффективное социальное государство.
Нищета основной массы населения - прямая угроза демократии,
тормоз экономического развития страны. Рост симпатий к идеям
коммунизма, тоталитаризма, националистического экстремизма
- прямые следствия катастрофической бедности большинства
граждан России. Низкие зарплаты и пенсии - сводят к минимуму
потребительский спрос и не дают развиваться отечественному
производству. Фундамент свободного общества не может быть
построен без создания механизмов социальной поддержки для
всех тех, кто лишен доступа к рыночному распределению благ,
без сокращения разрыва между богатыми и бедными.
Сегодня социальная политика превратилась
в систему удержания огромного количества людей на грани
выживания. Разрабатываемые правительством реформы ведут
к ограничению социальной поддержки граждан адресной помощью
самым слабым в чрезвычайных ситуациях. Происходит деградация
населения, формируется социальная структура, характерная
для стран третьего мира. Одна из базовых характеристик этой
системы - низкий платежеспособный спрос, который не дает
развиваться отечественному производству, блокирует перспективу
экономического развития. Без проведения социальной политики,
направленной на улучшение благосостояния большинства, невозможно
построить демократическое общество. Участники Хартии
обязуются способствовать усилению социальной политики государства
и препятствовать принятию решений, прямо или косвенно ведущих
к понижению жизненного уровня граждан страны. Участники
хартии выступают за:
· проведение
целенаправленной политики занятости, создание новых рабочих
мест, в том числе и через развитие малого бизнеса.
· предотвращение
реализации правительственной концепции реформ ЖКХ и РАО
ЕЭС, которые приведут к возникновению дополнительных расходов,
непосильных для населения, дальнейшему обнищанию людей.
· восстановление
систем дошкольного воспитания, начального и среднего профессионального
образования, наиболее пострадавших за последние годы.
· увеличение
доли расходов на медицинское обслуживание в ВНП, разработка
и реализация специальных программ по борьбе с наркоманией,
СПИДом, туберкулезом.
3. Реальное, а не номинальное разделение
властей. Судебно-правовая реформа. Практика «управляемой
демократии», сложившаяся в современной России, представляет
собой угрозу для существования в стране цивилизованного,
свободного общества. Крупнейшей ошибкой прошедшего десятилетия
является попытка построения правового государства без реформы
судебно-правовой системы, которая в советское время фактически
была составной частью государственной репрессивной системы. Судебная
система характеризуется коррупцией и волокитой, слабостью
судебной защиты; массовыми пытками и нечеловеческими условиями
содержания заключенных; низкой квалификацией и перегруженностью
судей; отсутствием общественного контроля. Граждане не доверяют
судебной власти, боятся правоохранительных органов. В обществе
торжествует правовой нигилизм.
Участники Хартии обязуются способствовать
принятию законодательных актов, направленных на обеспечение
реального, а не номинального разделения властей, добиваться
всеми законными методами прозрачности принятия решений исполнительной
властью и противодействия манипулированию судебной системой.
Необходимо обеспечение реальной независимости судебной
системы, расширение парламентского контроля за деятельностью
Правительства, скорейшее введение выборности членов Совета
Федерации. Судебно-правовая реформа имеет определяющее значение
для формирования политического климата в стране. Она
должна привести к изменению взаимоотношений личности и власти,
обеспечить самостоятельность и беспристрастность судов,
надежность судебной защиты от произвола и беззакония, справедливость
наказания, доступность декларированных в Конституции прав
и свобод. Основной целью судебной реформы должно стать построение
такой правовой системы, которая обеспечивала бы защиту гражданских,
социальных, экономических прав и свобод человека и гражданина.
4. Свобода слова и средств массовой
информации. Без свободы прессы нет современной демократии.
Свободные, независимые СМИ являются одним из главных инструментов
общественного контроля над властью, очищения ее от коррупции.
Однако мы вынуждены констатировать, что в России свобода
слова находится на грани исчезновения. В настоящее время
федеральные и местные власти развернули наступление на СМИ,
используя финансовую и имущественную зависимость редакций
от власти. Скупавшие прессу магнаты использовали ее в информационных
войнах друг с другом. Были убиты или подверглись преследованиям
многие честные журналисты. Добросовестное и потому опасное
журналистское расследование стало вытесняться искусством
публичной травли с использованием незаконно собранного или
просто вымышленного компромата.
Участники Хартии считают необходимым
немедленно прекратить неконституционную политическую цензуру
в средствах массовой информации России и открыть доступ
всем гражданским силам для систематического изложения своих
взглядов по важнейшим проблемам страны и общества. Государственная
политика должна быть основана основе Закона о СМИ
1991 года, а также организация контроля гражданского общества
за исполнением действующих законов в этой сфере. Необходимо:
1) принять закон о праве граждан на
доступ к информации, в котором юридически обеспечить принцип
открытости власти;
2) установить исчерпывающий формализованный
перечень критериев и условий, при которых должны направляться
государственные дотации в СМИ;
3) исключить возможность произвола
чиновников в распределении государственных дотаций в СМИ;
4) принять законодательные меры по недопущению
монополизма и осуществлению демонополизации в сфере производства
МИ,
5) присоединиться к Европейской конвенции
о трансграничном вещании, которая обеспечит включение России
в мировое информационное пространство;
6) изменить юридический статус районных
(городских) газет таким образом, чтобы исключить возможность
их использования в качестве органов агитации и пропаганды
районных (городских) администрац,
7) Необходимо создать в России
институт общественного телерадиовещания, обеспечивающий
общественный контроль за телевидением и радио на общенациональных
каналах.
5. Обеспечение равных возможностей в
экономике. Государство обязано обеспечить равные возможности
для экономических субъектов, условия честной конкуренции.
Конкуренция должна быть гарантирована во всех отраслях промышленности.
Участники Хартии обязуются способствовать ужесточению
антимонопольной политики, которая должна учитывать не только
юридические критерии, а фактическую власть компаний над
ценами в т.ч. на локальных рынках. Участники Хартии настаивают
на том, что приватизация активов государственных предприятий
должна быть предельно прозрачной и доступной для любых участников
рынка, что обеспечит ее справедливость и увеличит доходы
бюджета. Такая прозрачность должна быть обязательно обеспечена
в случае приватизации акций РАО ЕЭС, которая должна быть
урегулирована только федеральным законом. Участники Хартии
осуждают и считают недопустимой впредь практику залоговых
аукционов, в ходе которых наиболее прибыльные активы России
были отданы за бесценок узкому кругу лиц.
6. Реформа естественных монополий
Рыночная экономика является инструментом
эффективного распределения ресурсов, выявления и увязки
взаимных интересов. Поэтому сферу рыночных отношений необходимо
всемерно расширять. В сфере естественных монополий в потенциально
конкурентных секторах следует снимать искусственные барьеры,
создавая рыночную среду, а в неконкурентных секторах - вместо
конкуренции на рынке вводить конкуренцию за рынок - периодически
назначать управляющие компании на конкурсной основе. При
этом сами монополии должны оставаться под эффективным государственным
контролем (контрольный пакет в них должен принадлежать государству),
а при их реформировании должен обеспечиваться жесткий антимонопольный
контроль за создаваемыми рынками. Участники Хартии обязуются
способствовать ликвидации во всех потенциально конкурентных
сферах ограничений, сдерживающих развитие рыночных отношений,
а также содействовать:
1) установлению порядка изменения тарифов
естественных монополий и нормы их максимального повышения
за год на основе федерального закона;
2) назначению генеральных директоров
естественных монополий (РАО ЕЭС, Газпром и др.) исключительно
по итогам открытых конкурсов;
3) обеспечению полной финансовой прозрачности
монополий и аффилированных с ними структур;
4) принятию законов об имуществе этих
монополий, которыми должны сопровождаться их реформы;
5) достижению полной прозрачности тарифов
реформируемых компаний и исключению из них непрофильных
расходов (например, на содержание, сельскохозяйственных
комплексов, СМИ, политических партий и т.д.);
6) сохранению единства технологических
комплексов в процессе реформ.
7. Война в Чечне
Непрекращающаяся война в Чечне несет гибель
и страдание мирным жителям, военным, сотрудникам правоохранительных
органов. Сегодня уже всем гражданам нашей страны ясно, куда
привела Россию активизация военных действий. Война свелась
к зачисткам, непрекращающемуся насилию, внесудебным расправам
и партизанской войне, террористическим актам, осуществляющимся
уже и в других регионах страны. Федеральные силы полноценно
не контролируют ситуацию в Чечне, не могут обеспечить безопасность
мирных жителей и свою собственную. Участники Хартии обязуются
способствовать проведению переговоров, которые должны привести
к мирной конференции по Чечне с участием высшего политического
руководства России и представителей всех политических и
социальных сил Чечни, не замешанных в военных преступлениях
и терроризме, на базе российской Конституции и российских
законов. Начать их необходимо с создания политических условий
для мирного решения: безусловного прекращения зачисток и
применения тяжелого вооружения; предания суду военных преступников
с обеих сторон; облегчения страданий мирного гражданского
населения в Чечне - граждан России; мероприятий по обеспечению
экономической состоятельности региона. Участники Хартии
считают, что лидеры политических партий, публично высказывавшиеся
за поддержку войны в Чечне, в том числе использовавшие эту
позицию во время избирательных кампаний должны публично
дезавуировать соответствующие выступления.
8. Федеративная политика
Стратегической целью федеративной политики
является создание реального баланса интересов, доходов и
полномочий Центра, регионов и местного самоуправления, причем
каждый из этих уровней должен эффективно выполнять свои
обязательства перед гражданами. Сегодня система федеративных
отношений нестабильна в силу сдвига баланса доходов в сторону
Центра и широких возможностей вмешательства вышестоящего
уровня в компетенцию нижестоящего. При этом отсутствует
возможность сдерживания чиновничьего произвола при помощи
механизма вертикального разделения властей. Участники
Хартии обязуются противодействовать любым попыткам установить
в стране так называемую «вертикаль власти», понимаемую как
систему назначений губернаторов и мэров.
Участники Хартии обязуются в сфере федеративной
реформы способствовать
1) реформе межбюджетных отношений: установлению
баланса доходов Центра и регионов в пропорции 50/50%, закреплению
на длительный период стабильных источникв доходов региональных
бюджетов;
2) разделению властей, укреплению гарантий
независимости региональных парламентов и судов субъектов
РФ от исполнительной власти; переводу региональных парламентов
на профессиональную основу;
3) прекращению любых форм произвола
региональных властей по отношению к гражданам, СМИ, местному
самоуправлению
4) созданию четкого механизма приведения
регионального законодательства в соответствие с федеральным;
5) усиление качества федерального присутствия
в регионах при сокращении количества региональных подразделений
федеральных структур и чиновников;
6)закреплению гарантий невмешательства
федерации в собственную компетенцию регионов;
7) ликвидации «административного
ресурса» на региональных выборах, отмене права губернаторов
избираться на третий срок
5) проведению активной региональной
политики, направленной в первую очередь на поддержку и развитие
депрессивных территорий.
9. Реформа местного самоуправления
Создание в России цивилизованного местного
самоуправления как одного из важнейших институтов гражданского
общества является одной из приоритетных задач демократической
политики. Бедственное положение местных бюджетов, и финансовый
произвол федеральных и региональных властей по отношению
к местного самоуправления - являются факторами, препятствующими
социальному и экономическому развитию страны.
Участники Хартии поддерживают принципы
Европейской хартии местного самоуправления и обязуются способствовать
отмене нарушающих права граждан на местное самоуправление
региональных законов, в том числе в таких субъектах РФ как
Москва и Санкт-Петербург; обеспечению неотчуждаемой собственной
финансовой базы местных бюджетов; передаче в муниципальную
собственность всех не находящихся в частной собственности
земель в пределах границ муниципальных образований; отказу
от практики централизации доходов местных бюджетов в бюджеты
вышестоящих уровней; гарантий прав граждан на местное самоуправление
на поселенческом уровне; запрет на совмещение полномочий
главы местной думы и местной администрации, гарантий защиты
от произвола со стороны региональных властей.
10. Защита прав собственности
Защита частной собственности предполагает
защиту прав не только крупного, но и мелкого собственника,
владеющего квартирой, машиной, садовым участком, вкладом
в банке, небольшим пакетом акций. Это не менее важно, чем
создание системы защиты прав на средства производства и
землю, финансовый и интеллектуальный капитал, так как обеспечивает
развитие среднего класса. Следует также отметить, что сегодня
практическое полностью отсутствует защита прав собственности
государства, которая приводит к тому, что назначаемые государством
чиновники, ответственные за управление госсобственностью,
часто потворствуют выводу активов и ответственны за падение
стоимости компаний. Акционерное законодательство не защищает
права миноритарных акционеров, а владельцы крупных пакетов
оказываются уязвимыми перед недобросовестным использованием
механизма банкротств. Россия сегодня снова столкнулась с
волной криминального перераспределения собственности, и
причина этого - не только пробелы законодательства, но и
действия власти. Участники Хартии обязуются способствовать
прекращению чиновничье-силового перераспределения собственности
путем радикального пересмотра закона о банкротстве; созданию
полноценных гарантий прав владельцев домов, квартир, садово-огородных
участков, а также прав дискриминированных сегодня коллективных
домовладельцев - членов ЖСК, ТСЖ и других; защите прав интеллектуальной
собственности; защите прав миноритарных акционеров; полной
инвентаризации госсобственности и изменения порядка ее управления
- преобразования части государственных унитарных предприятий
в акционерные общества со 100% участием государства; четкой
регламентации назначения, деятельности и ответственности
представителей государства в АО; более широкого использования
передачи госимущества в делегированное управление (путем
концессий), которая означает переход от неконтролируемых
административных к прозрачным гражданско-правовым отношениям.
Участники Хартии также настаивают на скорейшем расследовании
всех сомнительных случаев приватизации при уголовной ответственности
недобросовестных чиновников и безусловной защите прав добросовестных
приобретателей госимущества. Власть должна также четко определиться
по компенсациям и финансовым гарантиям вкладчиков банков.
11. Реформа жилищно-коммунального
хозяйства (ЖКХ)
Главной целью реформы ЖКХ должно быть качественное
предоставление жилищно-коммунальных услуг при снижении издержек
и гарантированном выполнении взаимных обязательств поставщиков
и потребителей услуг. Для населения многих регионов поддержка
ЖКХ сегодня - это социальная функция государства. Реформа
должна сначала решить проблемы затратного принципа ценообразования,
неэффективной системы управления, отсутствия общественного
контроля над тарифами естественных монополистов, контроля
за количеством и качеством реально потребляемых услуг, и
только затем могут изменяться тарифы, возможно с изменением
налогов, за счет которых население сегодня и финансирует
ЖКХ. Без структурных реформ ЖКХ так и будет оставаться "черной
дырой" и никакое повышение тарифов не приведет к росту его
эффективности. Участники Хартии обязуются способствовать
установлению взаимной ответственности производителей и потребителей
услуг ЖКХ на основе договоров; обеспечению прозрачности
тарифов на услуги, предоставляемые национальными и локальными
монополиями, в том числе такими как РАО ЕЭС и ГАЗПРОМ; запрету
включения в тарифы затрат, не связанных с фактическим потреблением
ресурсов; переводу существующих бюджетных субсидий организациям
ЖКХ и льгот в денежные доходы населения; созданию доступной
для граждан, работающей по принципу "одного окна" системы
адресной социальной защиты, предполагающей зависимость доли
субсидии в доходе семьи от его размера; стимулирование создания
добровольных объединений граждан - потребителей услуг ЖКХ;
разработке подробного комплекса мер по осуществлению структурных
реформ в ЖКХ; выработке объективных критериев по формированию
цивилизованного рынка, при достижении которых государство
должно постепенно отказываться от административного управления
системой ЖКХ; постановке реформы в регионах с длительным
отопительным сезоном на федеральный контроль.
12. Развитие рынка труда и защита
трудовых прав
Свободный рынок не может существовать без
эффективной защиты прав наемных работников от произвола
работодателей. Ее отсутствие резко снижает потенциал человеческого
капитала, превращает экономику в «дикий капитализм». Важнейшей
обязанностью государства является обеспечение прав трудящихся
зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом, что
подразумевает ликвидацию дискриминации в сфере труда по
половому, национальному и социальному признаку; достижение
и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня
занятости. Участники Хартии обязуются способствовать,
в т.ч. путем поправок в Трудовой кодекс обязательности заключения
трудового договора, и четкого определения взаимных обязательств
сторон при его отсутствии (в том числе сохранение основных
социальных гарантий работникам, запрет выплаты заработной
платы в натуральной форме, закрытый перечень случаев, когда
возможно увольнение по инициативе работодателя); создании
системы судов по трудовым спорам. Участники Хартии настаивают
на поэтапном повышении минимальной зарплаты (МРОТ) до прожиточного
минимума и на законодательном установлении во всех секторах
экономики минимальной ставки почасовой оплаты труда, соответствующей
реальному прожиточному минимуму.
13. Экологическая политика
Сохранение чистой окружающей среды - это
наш долг перед нынешнем и последующими поколениями. Необходимо
обеспечить восстановление природы, рациональное использование
природных ресурсов, создание экологически безопасных условий
для проживания людей. Участники Хартии обязуются способствовать:
1) развитию и совершенствованию природоохранного
законодательства и усилению контроля за его исполнением;
2) формированию единой самостоятельной
государственной системы экологического контроля;
3) обеспечению свободного доступа граждан
к экологической информации;
4) созданию системы действенных экономических
стимулов для рационального природопользования;
5)повышению штрафов за загрязнение окружающей
среды;
6) созданию системы эффективного экологического
налогообложения, введению платы за загрязнение;
7) расширению финансирования системы
особо охраняемых природных территорий - заповедников и национальных
парков;
8) реализацию программ восстановления
природных зон, пострадавших от химических и радиационных
аварий, зон опасного промышленного загрязнения, территорий
варварского разграбления природных ресурсов, а также пригородных
зеленых, лесопарковых и водозащитных зон, нарушенных незаконным
строительством;
9) созданию федеральных программ по
внедрению экологически чистых технологий (в промышленности,
сельском хозяйстве, автотранспорте, энергетике и т.д.) и
запрету на перенос экологически грязных объектов и производств
из других стран на территорию России (в том числе радиоактивных
отходов и отработанного ядерного топлива);
10) созданию государственных программ
по осуществлению контроля и оценки состояния безопасности
радиационно опасных объектов; 11) обеспечению поддержки
общественных неправительственных экологических организаций.
14. Реформа армии
В нынешних условиях, когда основным противником
нашего государства становится международный терроризм, создание
современной, мобильной, хорошо вооружённой и материально
обеспеченной, профессиональной армии является важнейшим
направлением государственной политики: от этого зависит
национальная безопасность. Именно хорошо обученные профессионалы,
а не молодые и неопытные призывники, смогут противостоять
боевикам. Поэтому участники Хартии считают главной целью
военной реформы цивилизованное сокращение вооруженных сил
наряду с быстрым (в ближайшие годы) переводом вооруженных
сил, а в последствие и других войск, на добровольно-контрактный
принцип комплектования. Для этого участники Хартии считают
необходимым решить следующие задачи:
1) добиться полной отмены службы в армии
по призыву;
2) повысить денежное содержание и пенсии
военнослужащих;
3) модернизировать техническое оснащение
вооружённых сил;
4) сократить численность личного состава;
5) усовершенствовать структуру управления
вооруженными силами и установить действенный гражданский
контроль над армией.
15. Эффективность государственного
управления и борьба с коррупцией
Согласно большинству независимых международных
и отечественных исследований, Россия относится к самым коррумпированным
странам мира. Коррупция становится важнейшим препятствием
к росту и развитию нашей страны. Основной причиной коррупции
является гипертрофированная бюрократизация всей государственной
машины. Участники Хартии обязуются сделать так, чтобы
воровать в России стало трудно и опасно, а не легко и престижно
- как это происходит сегодня. Борьба с коррупцией должна
начаться с немедленного увольнения со всех государственных
постов лиц, замешанных в коррупционных скандалах, в том
числе связанных с финансовыми аферами и приватизацией первой
половины 90-х годов, залоговыми аукционами, политикой финансирования
бюджета за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств,
приведшей к дефолту 1998 года. Задачи борьбы с коррупцией
и и повышения эффективности госуправления требует жесткого
и окончательного разделения бизнеса и власти. Для этого
необходимо: четко определить функции и задачи государственного
аппарата в экономике и обществе в целом, и каждого министерства
и ведомства в частности; повысить открытость, ответственность
и общественный контроль чиновников перед обществом; сократить
численность чиновников, повысить их ответственность и заинтересованность
в государственной службе; ограничить чиновника в принятии
решений исключить практику бесконкурсного решения вопросов
чиновниками; обеспечить безусловное выполнение установленной
законом обязательности конкурса при замещении государственных
должностей; начать реформу госаппарата «сверху», для чего
изгнать из высших эшелонов власти всех, причастных к коррупции.
Продлить исковую давность для коррупции, сделок с госимуществом.
16. Налоговая реформа
Необходимо эффективное продолжение налоговой
реформы, создание стабильной и предсказуемой налоговой системы,
её оптимизация, снижение налогового бремени и упрощение
налоговой отчетности. В стране сегодня не легализовано 40%
заработной платы, люди получают ее "в конвертах", это приводит
к недосбору средств в социальные фонды. Отмена инвестиционной
налоговой льготы привела к значительному снижению объема
инвестиций. Концентрация финансовых ресурсов в федеральном
бюджете при перекладывании ответственности по ЖКХ и прочим
расходным направлениям на регионы и муниципалитеты ведет
к неустойчивости бюджетной системы в целом. Участники
Хартии обязуются содействовать дальнейшему снижению общей
налогового бремени, отстаивать сохранение ставки подоходного
налога на уровне 13%, провести реформу единого социального
налога (ЕСН), которая предполагает его существенное снижение;
оптимизировать налогообложение малого бизнеса; ликвидировать
практику двойного налогообложения (вычесть из базы НДС начисления
на заработную плату); обеспечить стимулирование налоговой
системой инвестиций в производство (создать систему инвестиционных
льгот); повысить роль налогообложения недвижимости.
17. Поддержка малого бизнеса
Спустя 10 лет после начала экономических
реформ в нашей стране фактически работают не более миллиона
малых предприятий. Их вклад в экономику России крайне мал
- во много раз меньше, чем в развитых странах. Любой гражданин
России должен быть в состоянии открыть свое дело. Сегодня
же - это только те, кто может преодолеть искусственные административные
барьеры. Без массового малого бизнеса нельзя обеспечить
экономическое развитие. Развитие малого бизнеса - это залог
развития среднего класса, являющегося опорой демократии.
Участники Хартии обязуются обеспечить эффективную либерализацию
малого семейного бизнеса - регистрацию таких предприятий
по заявительному принципу (путем письма в налоговую инспекцию)
и освобождению их от всех налогов кроме подоходного, при
запрете использования наемных работников и торговле подакцизными
товарами. Участники Хартии также обязуются осуществить дальнейшее
снижение налогового бремени на малый бизнес; сократить число
проверяющих инстанций для малых и средних предприятий; продолжить
сокращение перечня лицензируемых видов деятельности; определить
единый сертифицирующий орган по всем видам продукции; ввести
административную ответственность чиновников за действия
и бездействие, наносящие ущерб предпринимателю; отменить
ведомственные инструкции и постановления, противоречащие
федеральным законам; шире привлекать малые предприятия к
конкурсам для закупки продукции для государственных нужд.
18. Пенсионная реформа
Правительство, вместо кардинального реформирования
пенсионной системы, по сути, предлагает административную
реформу Пенсионного фонда России (ПФР), где предлагается
также аккумулировать пенсионные накопления. При этом не
созданы гарантии сохранности этих накоплений, что в нашей
стране особенно опасно. Продолжается и фактически запретительная
политика в отношении негосударственных пенсионных фондов.
Участники Хартии считают, что целью пенсионной реформы
является создание такой пенсионной системы, при которой
пожилые граждане будут довольны своей жизнью в стране. Для
создания подобной системы необходимы следующие меры: значительно
увеличить расходы на пенсионное обеспечение - с 5% до 10-12%
ВВП; пересмотреть статус Пенсионного Фонда России (ПФР);
за счет увеличения средств на реформу и прояснения законодательства
сформировать каркас новой пенсионной системы, состоящей
из 4-х уровней (базовая (социальная) пенсия, трудовая солидарная
пенсия (обязательная), трудовая накопительная пенсия (обязательная),
добровольная накопительная пенсия); пересмотреть систему
пенсионных льгот путем замены льгот на дополнительные пенсионные
выплаты; развивать негосударственные формы пенсионного обеспечения.
19. Активная промышленная политика
Целенаправленной промышленной политики
до сих пор в России не проводилось. Поэтому необходимо начать
разработку программы стимулирования промышленного экспорта,
начать внедрение таких механизмов промышленной политики,
как программа государственных гарантий и программа страхования
промышленного экспорта. Участники Хартии считают, что необходимо
активизировать промышленную политику по следующим направлениям:
начать реализацию государственной программы развития
Интернет-технологий; ввести отсутствующие в настоящее
время стандартные меры защиты внутреннего рынка; оказывать
всемерную поддержку и защиту государством экспортеров на
мировых рынках, особенно экспортеров готовой продукции;
провести переоценку изношенных производственных фондов;
усилить таможенный контроль; полностью перевести
госзаказ на контрактную систему; создать аналогичную европейской
систему стимулирования инвестиций; развивать концессионное
законодательство и СРП как инструмент инвестиционной политики.
20. Политика обеспечения будущего:
образование и наука
Главным стратегическим ресурсом нашей страны
является интеллектуальный, человеческий потенциал. Достойное
место России в мире невозможно занять без масштабного технологического
развития, напрямую зависящего от человеческого капитала
нации. Однако государство в нашей стране в последние годы
демонстрировало хроническое невнимание к образованию и науке.
Потеря интеллектуального потенциала, качества человеческих
ресурсов, «утечка мозгов» неизбежно ставят нашу страну в
разряд безнадежно отсталых, живущих за счет эксплуатации
исчерпаемых природных ресурсов, и ведут в тупик. Стране
нужна реформа образования и системы подготовки кадров, система
долгосрочных инвестиций в человеческий капитал. Участники
Хартии обязуются способствовать принятию решений, направленных
на модернизацию системы поддержки и развития интеллектуального
и социального потенциала страны. Государство должно обеспечить
привлечение инвестиций в сектора технологического прорыва,
активно способствовать структурной готовности России к жизни
в условиях постиндустриального мира. Государство должно
дать каждому гражданину возможность получения знаний и умений,
востребованных в обществе, обеспечивающих профессиональную
и социальную мобильность, возможность найти достойное место
в быстро меняющемся мире, поддерживать отечественную науку.
Для этого необходимо значительное увеличение бюджетного
финансирования научных исследований, а также кардинальная
модернизация системы образования, которая включает в себя:
повышение оплаты труда, социальных гарантий и престижа профессии
педагога; демократизация образования, расширение общественного
участия в управлении образованием; восстановление наиболее
пострадавших во время “реформ” звеньев системы образования:
дошкольного воспитания, начального и среднего профобразования;
ускорение информатизации обучения, распространение компьютерной
грамотности и знания иностранных языков, усиление социально-правового
образования.
Заключение
Участники Хартии добровольно берут на себя
обязательства следовать содержанию всех изложенных выше
принципов в своей законодательной деятельности в Федеральном
Собрании и органах представительной власти в регионах, политических
акциях, выступлениях и заявлениях, общественной деятельности.
Участники Хартии принимают на себя обязательство
привести свои программы в соответствие с настоящей Хартией,
а также публично дезавуировать все публично заявленные позиции,
противоречащие Хартии.
Мы исходим из того, что только в каждодневной
и конкретной работе будет проверена прочность нашей коалиции.
Мы считаем, что только по итогам последовательного выполнения
своих коалиционных обязательств, можно говорить о совместных
политических действиях на предстоящих выборах депутатов
Государственной Думы и Президента России.
Участники Хартии планируют обсудить и принять
решение о формате совместной деятельности в рамках выборной
кампании в Государственную Думу на Демократическом Совещании
в марте 2003 года, по единой позиции на выборах Президента
России - в январе 2004 года.
|