Ирина Хакамада:
Сейчас закончилось заседание Объединенного Политического совета "Союза Правых Сил" и "ЯБЛОКА", прошедшее под председательством вице-спикеров Государственной Думы Ирины Хакамады и Владимира Лукина.
Мы провели очень серьезные консультации по тому, как развести наших кандидатов в депутаты Государственной Думы в одномандатных округах и договорились о том, что начинаем этот процесс и приложим все усилия по согласованию кандидатур в одномандатных округах, согласовав свои позиции не только между собой, но и с другими демократическими кандидатами.
Уже достигнута договоренность по 40 - 45 округам. Наметились округа, где у нас кандидаты пересекаются. Москва и Санкт-Петербург выделены для отдельных политических консультаций, потому что для обеих партий они являются ключевыми, приоритетными регионами.
По поводу общего кандидата на президентских выборах. Мы согласились с тем, что "Союз Правых Сил" и "ЯБЛОКО" начинают процесс ведения переговоров о том, чтобы мы выдвинули единого кандидата. И как первый этап мы предлагаем провести консультации, в том числе и с Всероссийским Демократическим совещанием, по выработке единой демократической платформы.
Мы считаем, что процедура выдвижения единого кандидата в Президенты России и кандидатуры должны обсуждаться позже, после выборов в Государственную Думу. А сейчас самое главное - выявить единую демократическую политическую платформу будущего кандидата.
Владимир Лукин:
Моя уважаемая коллега довольно объективно изложила состоявшийся диалог, который завершился принятием итогового Заявления. Я думаю, что мы довольно плодотворно поработали.
Некоторое время назад возникла дискуссия, в том числе и в прессе, относительно того, действует ли совместный документ "ЯБЛОКА" И СПС, который ранее был нами разработан. Он, конечно, действует, мы периодически собираемся. Нынешнее заседание Объединенного Политического совета - это не какое-то исключительное собрание. Это наши обычные консультации, которые шли, идут и, надо надеяться, будут идти.
Действительно, мы договорились о создании пула совместных кандидатов в ряде округов, которые мы уже одобрили. Этот процесс, безусловно, будет продолжаться. Эти 40 - 45 кандидатов - далеко не конец нашего диалога по парламентским выборам. Выборы в Государственноую Думу идут перед президентскими, и поэтому, если говорить реалистично и прагматично, надо сконцентрировать свои основные усилия на этой практической работе.
Брифинг Владимира Лукина и Ирины Хакамады
5 июля 2002 г. фото: Сергей Локтионов, пресс-служба
Большой снимок
Знаете, мне вспомнился анекдот о строительстве коровника и строительстве коммунизма. Однажды - при Советской власти - в колхозе обсуждались два вопроса: о строительстве коровника и строительстве коммунизма. Ну и собрание решило, что в связи с отсутствием гвоздей и древесины надо сразу приступить к рассмотрению второго вопроса - о строительстве коммунизма.
Я думаю, что мы будем действовать не так как колхоз, а будем действовать последовательно, хотя прекрасно понимаем, что согласование единого кандидата в Президенты от демократических сил - дело важное, серьезное, им надо заниматься. И мы обозначили наше стремление приступить к этому вопросу. Чем больше и лучше мы будем сотрудничать во время парламентских выборов, тем, конечно, мы будем более дружно и более конкретно действовать и дальше на президентском цикле.
Конечно же, мы хотим сотрудничать на базе самого широкого привлечения демократических сил, демократических деятелей, потому что мы хотим, чтобы и на парламентских выборах, и дальше наши две партии поддержал не только наш традиционный электорат, а более широкий и значительный круг избирателей. Поэтому мы хотим прежде всего сконцентрироваться на работе над совместной программой.
Эта работа будет вестись открыто, не будет каких-то закрытых кулуарных дел. Мы хотим, чтобы члены других демократических партий и различные видные деятели демократического направления участвовали в разработке этой программы. Для нас важно, с какой программой пойдет на президентские выборы кандидат от демократических сил, и на этом сейчас пока надо сконцентрироваться.
Вот примерно тот круг вопросов, который мы обсудили - и достаточно конструктивно. Были ли какие-нибудь различия во мнениях? Были. В какой-то мере некоторые различия во мнениях и остались, но базовым является согласие, которое было отражено в принятом документе.
Ирина Хакамада:
Я хотела бы подчеркнуть, что на самом деле в развитии предвыборных отношений между "ЯБЛОКОМ" и "Союзом Правых Сил" фактически существует три сценария.
Первый сценарий - это слияние "Союза Правых Сил" и "ЯБЛОКА" в единый партийный список и попытка выступить на выборах в качестве одной партии. Этот сценарий не реализован.
Вторым сценарием могла бы быть абсолютная конфронтация между "Союзом Правых Сил" и "ЯБЛОКОМ" на выборах, что уничтожило бы наш электорат, при том, что на самом деле наши программы идеологически очень близки.
И, наконец, третий сценарий: каждая партия идет на выборы в Государственную Думу самостоятельно, но при этом находит точки соприкосновения и консолидации для того, чтобы мы поддерживали друг друга и поддерживали наш электорат.
Поэтому с этой точки зрения, идея выдвижения единого кандидата, альтернативного Владимиру Путину, в принципе очень благоприятствует третьему сценарию. И как правильно сказал Владимир Петрович, обсуждение прежде всего политической платформы на базе широкой общественной дискуссии позволит снять очень многие противоречия.
Поэтому мы считаем, что сегодняшние консультации прошли успешно.
Владимир Лукин:
(отвечая на вопрос): Кто будет единым кандидатом в Президенты? Это мы сообщим прессе через три секунды после того, как он будет назначен, но не до этого. Фамилии мы принципиально не обсуждали. Мы считаем, что кем бы ни был единый кандидат, он должен быть представителем демократических сил не только по облику, по каким-то своим прошлым заслугам. Он должен принять ту программу, которую мы сейчас собираемся разрабатывать. С моей стороны было бы безответственным называть фамилии до тех пор пока мы не договоримся о программе.
Вот мы Бориса Николаевича Ельцина, всеми нами глубоко уважаемого, выдвигали без программы, за то, что он очень представительный был человек и авторитетный и так далее. После этого некоторые утверждают, что мы не только радовались жизни, но и натерпелись. Давайте не повторять прошлых ошибок.
Пока мы говорим о программе и о конкретных проблемах участия в парламентских выборах. И говорим о том, что сам принцип выборов единого кандидата или выдвижения единого кандидата будет обязательно происходить широко, гласно, с участием всех демократических сил. Говорить о том, когда единый кандидат будет определен, преждевременно.
Следует реплика журналиста о том, что кандидата в Президенты от демократических сил может "назначить Кремль" и, в этом случае, "ЯБЛОКУ" И СПС "придется с этим считаться".
Владимир Лукин:
А какие у вас основания считать, что Кремль кого-то назначит? Разве Кремль назначил председателя нашей партии, президиум нашей партии? Мы сами назначали. И партия "ЯБЛОКО", и, я думаю и надеюсь, что партия СПС также, будет настоящей политической партией, а не движением "бегущих по волнам" и чему-нибудь еще.
Поэтому мы будем принимать программу сами. Назначать или избирать или выдвигать кандидатов сами - при консультации с нашими партнерами. И это единственное, что нас, наверное, принципиально отличает от любых других политических партий, которых сейчас много. Вот сейчас "Партия жизни", например, образовалась. Я думаю, что она тоже живого кандидата выдвинет, а не потустороннего.
Сейчас мы концентрируемся на программе.
(Вопрос по поводу одномандатных округов). О чем вы договорились? Просто не мешать друг другу в округах или о том, что, допустим, в одном округе идет кандидат от "ЯБЛОКА" и на него работают обе партии, в другом округе - кандидат от СПС и на него тоже работают обе партии?
Владимир Лукин:
Несомненно, второе. Соглашение о партнерстве предполагает, что мы поддерживаем того кандидата, который выдвигается по согласованию между нашими партиями.
(Вопрос Владимиру Лукину, верит ли он, что на президентских выборах демократическим силам удастся выдвинуть единого кандидата).
Владимир Лукин:
Я верю только в Бога, честно говоря. А на это я надеюсь, и думаю, что мои надежды имеют под собой серьезные политические основания.
(Вопрос Ирине Хакамаде): Что должно произойти, чтобы СПС и "ЯБЛОКО" вышли к выборам единой партией, единым избирательным блоком?
Ирина Хакамада:
Все, что должно было произойти - этого не произошло. Поэтому мы идем на выборы отдельными партиями, но делаем все для того, чтобы те, кто имеет преференции к "Союзу Правых Сил" консолидировались и проголосовали за нас, а те, кто предпочитает голосовать за "ЯБЛОКО", проголосовали за "ЯБЛОКО". Самое главное - у нас есть общая задача консолидировать демократические голоса и не дать им уйти в "Единство", потому что конкуренция со стороны "Единой России" с ее административным ресурсом достаточно велика. Здесь будут использоваться и электронные средства массовой информации, и региональные газеты, и административный ресурс в регионах. И, конечно, при такой конкуренции нам бороться, используя только наши политические платформы, региональные ячейки будет очень тяжело.
Именно поэтому мы и считаем, что договоренности по единому кандидату и договоренности по единой политической платформе позволят больше и лучше донести информацию о том, что мы собираемся делать и что мы уже сделали, как мы собираемся создавать политическую альтернативу сегодняшнему управлению Россией. Не для того, конечно, чтобы выиграть президентские выборы в 2004 году - мы люди умные, мы видим, какие рейтинги и все понимаем. А для того, чтобы приучить общество - это очень важно - приучить общество к мысли о том, что в демократическом обществе кандидаты выдвигаются снизу, так называемые народные кандидаты.
Они, конечно, вначале не получают большого процента голосов, потому что идет серьезное давление сверху. Но если появляется эта привычка гражданского общения с властью, то постепенно есть шанс, что в 2008 году мы получим более сильного альтернативного кандидата. Фактически выдвижение единого кандидата в Президенты от демократических сил является попыткой не демонстрировать России, что демократы не умеют друг с другом договариваться и проигрывают исторически, а показать, что демократы, наоборот, обладают стратегическим мышлением,
И сколько бы нас не критиковали, не указывали на маленькие президентские рейтинги, мы все равно пойдем в президентскую кампанию, мы продемонстрируем, что будем бороться до конца и объединять вокруг себя людей.
А по поводу объединения в единый список - очень многие исследования показывают, что это объединение, с точки зрения голосов избирателей, не всегда полезно, потому что механическое объединение отталкивает около трети голосов.
Владимир Лукин:
Так что мы будем бороться за то, чтобы выдвинуть демократического кандидата, который рано или поздно станет народным кандидатом.
|