ЯВЛИНСКИЙ: Мы оцениваем свою работу, учитывая численность нашей фракции, как удовлетворительную. Что же касается политической оценки работы Государственной Думы за последнее время, то она распадается на две части.
Пресс-конференция руководителя фракции "ЯБЛОКО" Григория Явлинского
и первого заместителя Сергея Иваненко. 27 июня 2002 г. фото: Сергей Локтионов, пресс-служба
Большой снимок
Первое. Конечно, она неотрывно связана с тем, что происходит в стране в целом, с тем, какие в целом в стране принимаются решения. В последнее время в Государственной Думе были приняты контрпродуктивные для будущего нашей страны решения, которые надолго предопределят развитие нашей страны.
Закон о гражданстве - крайне реакционный. Он закрывает многие перспективы для России. Это закон о том, что в Россию не надо приезжать. Учитывая нашу демографическую ситуацию, учитывая то, сколько наших соотечественников находится в так называемом ближнем зарубежье, можно с уверенностью говорить, что этот закон ставит шлагбаум для возможных решений в ближайшем будущем для разумной политике миграции и заселении Сибири и Дальнего Востока и, вообще, укреплении нашего экономического потенциала.
Это решение, кстати говоря, противоречит всему, что ранее было сказано в России и в том числе и тому, что было сказано Президентом, когда он говорил, что нам нужно не менее 50 миллионов эмигрантов принять в России. Закон о гражданстве говорит о том, что наша задача не создание разумной для России эмиграционной политики, а борьба с нелегальной эмиграцией. Закон не позволяющий въехать и стать гражданином в России.
Принят был еще один закон - об альтернативной гражданской службе. Это заявление российского государства о том, что молодые люди могут собирать вещи и уезжать. Это закон об альтернативном рабстве. Это стало сигналом: здесь ничего не будет, мы здесь не нужны, интеллектуальный потенциал не нужен. Люди, которые могут учиться здесь не нужны, и можно покидать и спасать свои способности и возможности где-нибудь в другом месте.
Третье. Есть большие основания полагать, что все-таки все, кто хочет третьего срока на выборах губернатора добьется этого. Это решение о разрешении коррупции, о том, что коррупция в России непобедима, приветствуется и будет тщательно охраняться.
Вот обратите внимание, пожалуйста: не въезжать, всем уезжать и воровать можно под охраной трех-четырех-пяти и восьми, девяти сроков. Даже в странах, где органы юстиции и правосудия работают не чета нашим, как во Франции, где президент находился у власти 14 лет - это заканчивается тем, что среди его знакомых невозможно найти человека, который бы не воровал. Не говоря уже о родственниках, сотрудниках, министрах и прочих. Что же тогда говорить про нас. Все наши чиновники с упорством, понятным в этом контексте, добиваются таких решений.
Так за огромным количеством разговоров проявляются вполне четкие тенденции. Тенденции эти для страны разрушительные. Фракции и инициаторы такого подхода и такой концепции являются людьми, которые разрушают страну. Это можно сказать абсолютно точно. Принимаемые решения вредны с чисто прагматической, экономической точки зрения, с точки зрения создания в стране свободной рыночной экономики.
Мы поддерживаем действия президента в области внешней политики впервые за последние 10 лет. Но именно в этой области Дума оказалась совершенно беспомощной, она полностью исключила из своей работы какие бы то ни было политические обсуждения. Те журналисты, которые работают в Думе давно знают, что никаких дискуссий больше в Думе не существует, политических обсуждений больше в Думе не существует. Собственно политикам в Думе сегодня, в такой Думе сегодня делать почти и нечего. Ну те, кому по звонку велено голосовать, они конечно голосуют, но политических содержательных обсуждений нет. Прежде чем передать слово Сергею Викторовичу, который как вы знаете находится на самом тяжелом участке работы в Думе. Он в Думе работает. В Думе есть несколько человек, которые работают. Он один из них. Прежде чем передать ему слово, я хотел бы подчеркнуть: сверхпринципиальном вопрос - это вопрос о Центральном банке. Никто не мог предположить, что назначение председателя ЦБ пройдет без обсуждения. До его назначения мы хотели бы задать несколько вопросов и уходящему Председателю Центрального Банка и приходящему. Там так между прочим по небольшому секрету скажу 40 миллиардов долларов. Хотелось бы узнать какие планы, что товарищ собирается делать? Мы готовили вопросы, думали, что по такому поводу надо сделать политическое выступление от фракции, оценить экономические перспективы, сделать анализ экономических процессов, сказать о роли Центрального банка, связать это с законодательством, которое есть в Думе, которое уже существует. Мы полагали, что ЦБ - это важнейший организм, важнейшая клеточка всего нашего экономического механизма. И те, кто из вас наблюдал за процедурой назначения председателя ЦБ видели, как принималось решение. Одна из фракций, принадлежащих к правительству, "Единство", внесло предложение назначить просто без обсуждения. Селезнев тут же поставил на голосование: без обсуждения. Все проголосовали, - 250 голосов, известная цифра. Одного сняли без обсуждения. Другого назначили без обсуждения. Вопрос был решен. Если кто-нибудь помнит, что происходило в Думе, когда меняли руководителя аппарата Думы, вот уж было действительно настоящее политическое ристалище. А что такое Председатель Центрального Банка, как оказалось? Пустяк, не имеет особенного значения. Это иллюстрация к тому, что я говорил.
ИВАНЕНКО: Если оценивать работу Думы, как государственного органа, как органа представительной законодательной власти, то я бы дал такую оценку: дума работает крайне неэффективно.
Мы считаем, что фракция "ЯБЛОКО" работает эффективно, но не потому что мы делаем что-то необычное. Просто на общем фоне Думы обычная нормальная работа депутатов по внесению законов и поправок выглядит как что-то совершенно необычное. За эти полгода нам немало удалось, учитывая нашу численность. И это подчеркивает беспомощность Государственной Думы в целом.
Мы удовлетворены тем, что за эти полгода нам удалось провести серьезные политические решения.
Речь идет и о 37 главе Уголовного кодекса. О законе о государственном стандарте образования, в котором впервые после десятилетней бесплодной дискуссии зафиксированы основные параметры важнейшей сферы, которая касается каждого. Зафиксировано, что срок обучения в школе устанавливается только законом, на данном этапе принято решение об 11-тилетке. Установлено, что должны быть четкие нормативы финансирования школы, которые предусматриваются бюджетом. Сегодня только что, час назад Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации 390 голосов по закону о Центральном Банке, который на протяжении последних четырех лет ведет депутат "ЯБЛОКА" Михаил Задорнов.
Все это важные решения, но в целом мы работой Думы не удовлетворены. С моей точки зрения такая крайне неэффективность работы Думы объясняется тем, что Дума превратилась в машину для голосования. Дума принимает только те решения, которые дают ей президент и правительство, ничего самостоятельно она выработать не может. И в этом как раз и заключается проблема.
Наше правительство не использует те колоссальные возможности, которые сегодня ей дает управляемая, послушная Дума. Сегодня правительство может проводить практически любые реформы, принимать самые крупные и непопулярные, но нужные стране решения. Правительство может проводить какую-то осмысленную линию... Но ничего этого нет. Если посмотреть в сухом остатке, что сделало правительство за последние полгода, то это три всего закона: это закон о Центральном банке, который я называл, который в основном инициирован депутатами Думы, и, прежде всего, фракцией "ЯБЛОКО". Это дорожный налог и это закон о малом бизнесе.
Самое интересное, что все три закона, как наиболее масштабные инициативы правительства рассматриваются в последний день работы Думы. А все то, что было в предыдущие полгода - это практически пустое место. И это обстоятельство нас очень сильно беспокоит, потому что правительство перестало быть не только политическим правительством. Правительство по сути дела перестало быть органом, который вырабатывает хоть какие-то экономические решения. Это уже даже не техническое правительство в смысле исполнения бюджета. А правительство, которое не в состоянии организовать обсуждение законопроекта в Думе.
И последнее. Взаимоотношение администрации президента и правительства. Это новое странное обстоятельство. Я могу сказать, что, например, по тем законопроектам, которые вносит президент с фракцией "ЯБЛОКО" и как я знаю с Союзом правых сил и другими депутатами, даже независимыми, еще ведутся какие-то консультации по тем вопросам, которые представляют общеполитический интерес, как, например, по закону о борьбе с экстремизмом. (Мы оказали существенное влияние на этот закон. И хотя мы не удовлетворены тем, что получилось в конечном итоге, но по сравнению с тем, что было в первом чтении - это разница как между государем и милостивым государем. Первый вариант был абсолютно неприемлемым, а этот просто плохой.)
Администрацию президента интересует позиция тех политических сил, которые влияют на формирование общественного мнения и на позицию Запада. "ЯБЛОКА" в первую очередь. Но правительство, что касается таких ключевых вопросов как, скажем, закон о гражданстве, правительство перестало вести какие бы то ни было обсуждения не только на пленарном заседании, но даже и в кулуарах Государственной Думы. Практика, которая всегда существовала, - обсуждение основных политических вопросов, прояснение позиций, определение стратегии, тактики поведения у большинства, - эта практика сейчас практически полностью исключена. Так что если оценивать ситуацию в Думе, то я ее оцениваю как весьма напряженную, как ситуацию, которая может привести к самым сложным последствиям.
Радио "СВОБОДА": Вопрос к вам, Сергей Викторович. Вы сказали о том, что Дума превратилась в машину для голосования. Впереди еще полтора года работы. На ваш взгляд, может что-нибудь измениться, чтобы Дума вышла из под контроля, либо вы будете оставаться в этой нише, когда от вас мало что будет зависеть и основные решения будут приниматься в Кремле и в Правительстве. Это вопрос к вам. И один к Григорию Алексеевичу. Вы не сказали о законе о земельных угодьях. Могли бы вы дать комментария по этому закону, на мой взгляд, историческому.
ИВАНЕНКО: Что касается Думы. Она конечно не изменится. Думе осталось работать одну сессию. Принять бюджет на 2004 год, а потом она вся в полном составе уйдет на выборы. В этом смысле, конечно, мало что измениться. Я надеюсь на то, что с вашей помощью мы сможем нашим избирателям объяснить, что такую Думу больше выбирать нельзя. Нельзя голосовать за блок, который в Думе в лучшем случае ничего не делает. А на самом деле по ряду направлений принимает реакционные решения, которые находится в прямом противоречии с интересами избирателей. Поэтому наша сегодняшняя основная задача состоит в том, чтобы обратиться напрямую к избирателям и обратиться к единственному механизму, который у нас еще остается, к механизму надежды - это к выборам в Государственную Думу.
ЯВЛИНСКИЙ: Я хотел бы добавить к этому коротко, что мы намерены, начиная с сентября публиковать результаты ключевых голосований. "ЯБЛОКО" будет первой фракцией, которая будет публиковать все результаты голосований и в Интернете, и во всех наших изданиях, которые у нас есть. Это к тому, как менять ситуацию. Развивая мысль Сергея Викторовича - пока граждане нашей страны не знают связи между своим голосованием и качеством жизни. Они не видят этой связи. Они думают, что голосование - это одна история, а их качество жизни - другая. Мы часто ездим по регионам там. Приедешь, в - тысяча человек. Скажешь: "Поднимите руки, кто помнит фамилию депутата, за которого голосовал". На тысячу человек - пять рук. А потом спрашиваешь: "А скажите, пожалуйста, кто-нибудь знает, как этот депутат голосовал? Вот вы меня только что спрашивали про пенсии. Как ваш депутат голосовал по пенсиям? А вы меня спрашивали про воинское довольствие, а вы не знаете как ваш депутат голосовал по довольствию? Понятия не имеет никто вообще. И пока это так, сделать ничего невозможно, если вы не видите связи между тем и другим.
Однажды я был в Бразилии, читал там лекции. Там 60 % молодых женщин не знает связи между карнавалом и рождением ребенка, потому что по времени это вещи разные. Они не понимают, что это как-то связано. С нашими избирателями примерно такая история. Они не знают, что есть какая-то связь между тем, за какую партию они голосовали и тем как они потом живут. То, что мы можем сделать сегодня - это начинать публиковать результаты голосований.
Теперь о земле. Это действительно очень важное решение. Не думаю, что окончательное, но важное. С нашей точки зрения не правильно, чтобы приоритет приобретения земель имели государственные органы или субъекты федерации. Мы полагаем также, что на первом этапе можно так решить вопрос по иностранцам, но в дальнейшем он тоже должен быть урегулирован более тщательно. Мы полагаем, что есть огромное поле для работы по защите собственно прав гражданина, если он уже становится собственником земли. В качестве промежуточной меры принятый закон - это шаг в правильном направлении. Но хотел бы обратить ваше внимание, что если не будет решен вопрос с независимостью судом, с независимой судебной властью, - это все работать не будет.
А по судебной власти ситуация такая. Можно принимать хорошие законы. Целый ряд законов на наш взгляд удовлетворительных. Мы считаем, что Дмитрий Козак работает очень эффективно. Но нужна политическая воля. Пока президент не даст сигнал о том, что власть всегда поддержит независимое решение суда и всегда будет защищать суд, до тех пор вся эта цепочка будет работать совсем другим образом. Пока эта система работает именно таким способом, то решения, разбирательства в судебных вопросах
"Время МН": Как Вы относитесь к идее единого кандидата демократического...
- К идее единого кандидата мы относимся хорошо. Не вполне понятно надо ли его определять за полтора года. Не вполне понятна процедура, как это делать, но это все можно обсудить на Демократическом совещании.
Нам, конечно, интересно то, например, с кем собирается СПС бороться на следующих президентских выборах? Нам интересна позиция сопредседателя СПС Чубайса. Нас интересно, что Чубайс выступает против Путина и хочет его сместить с должности. Для нас это интересный сюжет. Очень интересный сюжет, что Кириенко хочет сместить с должности Путина на следующих выборах президента. До последнего времени мы не думали, что Кириенко и Чубайс хотят заместить Путина Немцовым. Это новость. В понедельник я увижу президента и обсужу с ним, как он на это смотрит. Это очень большая для него угроза, конечно.
Мы вполне поддерживаем мысль о том, что нужно победить коммунистов в первом туре. И хотим узнать новую технологию борьбы СПС с коммунистами в первом туре, но так, чтобы не бороться одновременно еще и с Путиным. Как они вот это придумали? Просто у нас не хватает знаний. Мы, наверное, не все еще книжки прочитали.
Кроме того, нам интересно, что же будет во втором туре, когда коммунисты будут повержены и единый кандидат демократических сил окажется во втором туре с президентом Владимиром Путиным. Что произойдет тогда в Поволжском округе, в РАО ЕЭС и в других важных центрах нашей общественной жизни.
Мы готовы все это обсуждать. Будет демократическое совещание, там и обсудим. Это правильная идея. Кстати говоря, она уже обсуждалась. В 1995 году было решено, что та фракция, которая получит больше мест в Думе, получит право выдвижения кандидата против Бориса Николаевича Ельцина (который, кстати, оживился очень в последнее время). ДВР не прошла в Думу вообще, но поддержала она президента Ельцина, несмотря ни на что. Поэтому, конечно, нам есть что обсудить. СВОБОДА СЛОВА: Вопрос к вам, Сергей Викторович. Вы сказали о том, что Дума превратилась в машину для голосования. Впереди еще полтора года работы. На ваш взгляд может что-нибудь измениться, чтобы как-то Дума вышла из под контроля , либо вы будете оставаться в этой нише, когда от вас мало что будет зависить и основные решения будут приниматься в Кремле и в Правительстве. Это вопрос к вам. И один к Григорию Алексеевичу. Я хотел бы чтобы вы.. вы не сказали о земельных угодиях. Могли бы вы дать комментария по этому закону, на мой взгляд, историческому.
ИВАНЕНКО: Что касается Думы. Она конечно не изменится. Думе осталось работать одну сессию. Принять бюджет на 2004 год, а потом она вся в полном составе уйдет на выборы. В этом смысле, конечно, мало что измениться. Я надеюсь на то, что с вашей помощью мы сможем нашим избирателям, но все-таки хоть как-то объяснить что такую Думу выбирать нельзя. Нельзя голосовать за блок, который в Думе в лучшем случае ничего не делает. А на самом деле по ряду направлений просто принимают реакционное решение, которое находится в прямом противоречие с теми интересами избирателей, которые есть и за это вы их выбирали. Поэтому наша сегодняшняя основная задача состоит в том, чтобы обратиться напрямую к избирателям и обратиться к единственному механизму, который у нас еще остается это к механизму надежды - это к выборам в Государственную Думу.
ЯВЛИНСКИЙ: Я хотел бы добавить к этому коротко, что мы намерены, начиная с сентября публиковать все результаты голосований, но может быть кроме процедурных. "ЯБЛОКО" будет первой фракцией, которая будет публиковать все результаты голосований и в Интернете и при всех наших изданиях, которые у нас есть. Это к тому как менять ситуацию. На самом деле положение такое, развивая мысль, которую сказал Сергей Викторович, заключается еще и в том, что пока гарждане нашей страны не знают связи между своим голосованием и качеством жизни. То есть они не видят этой связи. Они думаю, что голосование - это одна история, а их качество жизни - это своя история. Вот мы часто ездим по регионам там. Вот приедешь, в зале сидит тысяча человек. Скажешь: "Поднимите руки, кто помнит фамилию депутата, за которого вы голосовали." На тысячу человек там пять рук. А потом говоришь: "А скажите, пожалуйста, может кто-нибудь из вас знает, как этот человек, например, вот вы меня только что спрашивали про пенсии. Вот вы гражданка меня спрашивали про пенсии, а вот вы меня спрашивали там про воинское довольствие, а вот вы меня спрашивали там еще там про что-то такое. Вот вы не знаете как ваш депутат голосовал. Понятия не имет никто вообще. Вот вообще. И я им всем говорил, пока так у нас остается,это такое предположение, то выйти из него практически невозможно, если вы не видите связи между тем и другим. Есть такая из моей жизни история, когда я был в Бразилии, читал там лекции, то там мне сказали, что там очень низкий уровень грамотности. Вот я все добивался, что это означает. Потом мне очень раздражившись вице-премьер скзал следующее, но как вы не понимаете, что такое низкий уровень .... Вот у нас 60 % молодых женщих не знают связи между карнавалом и рождением ребенка. Вот они не понимают эту связь, потому что во времени это вещи разные. Они не понимаю, что это как-то связано. Вот вам и демонстрация того, что такое... Вот с нашими избирателями примерно такая история. Они не знают, что есть какая-то связь между тем, что они проголосовали там за того или иного кандидата или за ту или иную партию и тем как они потом живут. Вот именно в этой связи мы думаем, что то что мы можем сделать сегодня - это вот начинать публиковать эти результаты.
Теперь я хотел ответить на вопрос о земле. Да это действетельно очень важное решение. Я не думаю, что оно окончательное, как вы знаете (окончание кассеты) специальная позиция она не позволяет серьезно работать над очень многим количеством законов. Они моментально переводят вопрос в острую политическую фазу, как вы видели например голосование по земле, которые были, еще даже по земле в городах. Они устроят митинги, демонстрации в самой Думе, на трибунах, в зале, кричат, безумствуют. И вместо того, чтобы исправлять то, что в законах действительно плохо, все вынуждены определяться: ты за красных или за белых. Вот ти все. Тут не возможно работать содержательно. Конечно, если бы была возможность содержательной работы, то мы гораздо больше уделили внимания к тому, что с нашей точки зрения не правильно, чтобы приоретет приобретения земель там имели государственные органы или субъекты федерации. Мы не считаем это верным. Это совсем даже не правильно. Мы полагаем также, что на первом этапе можно так решить вопрос по иностранцам, но в дальнейшем он тоже должен быть урегулирован более тщательно. Кроме того, мы полагаем, что там есть ограмное поле для работы по защите собственно прав гражданина, если он уже становится собственником земли. Для нас это совершенно не безразличная ситуация с землей в принципе в России. Мы относим это действительно вопросов ключевых. Но вот так в качестве полятивов, в качестве какой-то меры правильный шаг принят, в правильном направлении. Но хотел бы обратить ваше внимание, что если не будет решен вопрос с независимым судом, с независимой судебной властью, это все работать не будет, ни в каком смысле.
Второе, по судебной власти ситуация такая. Можно принимать хорошие законы. Целый ряд законов на наш взгляд удовлетворительные. Мы поддерживали и считаем, что Дмитрий Козак работает очень эффективно, и мы его лично тоже поддерживаем в этой работе. Но нужна политическая воля. Что это означает. Пока президент не поддерживает на прямую своими политическими возможностями решения, принимаемые независимые судом, то есть не обеспечивает, не дает сигналов о том, что власть всегда поддержит независимое решение суда. И защитит суд. До тех пор вся эта цепочка будет работать совсем другим образом. Пока эта система работает именно таким способом, то решения, разбирательства в судебных вопросах.
|