По мнению комиссии по образованию, в представленном Правительством проекте бюджета на 2002 год не реализован принцип приоритетности образования в государственной политике. Несмотря на то, что абсолютные цифры расходов на образование 2002 г. увеличены по сравнению с текущим годом, фактически это увеличение отражает лишь планируемое общее повышение зарплаты бюджетникам. В правительственном проекте бюджета не выделены стратегические направления развития образования, от которых напрямую зависят результаты модернизации образования.
Комментарии к правительственному проекту бюджета.
1. Расходы на финансирование общего образования (школа) почти полностью осуществляются из региональных и местных бюджетов. Предлагаемое Правительством сокращение доли доходов консолидированного бюджета, направляемой в региональные и местные бюджеты, сокращает возможности развития школы. По нашему мнению, "Яблоко" должно выступить против предлагаемой централизации доходов в федеральном бюджете.
2. Общие расходы на образование из федерального бюджета, хотя и увеличены по сравнению с 2001 годом, фактически лишь отражают планируемое повышение зарплаты бюджетникам. По нашему мнению, "Яблоко" должно выступить за существенное увеличение объема финансирования образования из федерального бюджета. Конкретные предложения (в объеме 6,7 млрд.руб.) представлены ниже.
3. В правительственном проекте бюджета не выделены стратегические направления развития образования, от которых напрямую зависят результаты модернизации образования. По нашему мнению, "Яблоко" должно выступить за резкое повышение расходов на приобретение учебного, научно- и учебно-производственного оборудования, закупку литературы и подписку для библиотек.
4. В бюджете не прослеживаются в явном виде расходы на программу модернизации образования. Предлагаем выделять эти расходы в рамках соответствующих расходных статей (т.е. указывать в них "в т.ч. - на работы, выполняемые в рамках программ модернизации образования - …")
5. В федеральном бюджете фактически отсутствуют программы, направленные на развитие школы. Предлагаем в рамках федерального бюджета выделить отдельной строкой средства на программу "Капитальный ремонт школ".
Предлагаемые поправки к проекту бюджета в сфере образования.
1. Увеличить расходы на приобретение учебного и учебно-производственного оборудования (код 240120) на 3 млрд. рублей.
2. Увеличить расходы на приобретение литературы и подписку для учебных библиотек (код 111040) на 0,9 млрд. рублей.
3. Увеличить финансирование мероприятий целевой программы "Электронная Россия" на 870 млн. рублей, в т.ч. 300 млн. рублей - на новые программы профессионального образования в области информационных технологий, 570 млн. рублей - на подключение школ, ПТУ и техникумов к сети Интернет.
4. Предусмотреть финансирование федеральной программы "Капитальный ремонт школ" в объеме 1,5 млрд. руб.
5. Увеличить расходы по статье "оплата услуг связи" (код 110600) на 0,2 млрд. рублей.
6. Предусмотреть финансирование по разделу "Прочие расходы" централизованной переподготовки преподавателей на базе ведущих вузов (код 111040) в размере 0,2 млрд. рублей и (код 110100) в размере 0,1 млрд. рублей.
7. В статье расходов "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" (075 06) выделить 80 млн. рублей на продолжение программы "Соросовский учитель" в области точных наук для регионов РФ.
А.В. Шишлов
М.С.Митькина
27.09.01
|