Центральный Совет Объединения "ЯБЛОКО"
выражает озабоченность тем фактом, что последние предложения Правительства
Российской Федерации в области социальной политики (так называемый
пакет "социальных реформ") означают не только очередной
отказ государства от своих социальных обязательств перед гражданами,
но и отказ от основ Конституционного строя - социального государства.
У нас не вызывает сомнений необходимость наведения порядка в
социально-трудовых отношениях, в пенсионной системе, в жилищно-коммунальной
сфере. Однако мы считаем неприемлемым предлагаемый правительством
и зафиксированный в "Стратегии развития России до 2010 г.",
разработанной под руководством Г. Грефа, переход к так называемому
"субсидиарному" государству", которое "обеспечивает
социальную помощь только самым уязвимым группам населения".
При этом остальные граждане "должны будут сами оплачивать
все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению профессионального
образования, а также значительную часть расходов на медицинское
обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование".
Сведение социальной политики к государственным подачкам малоимущим
крайне опасно для России с ее специфическими проблемами и историческими
традициями и полностью противоречит мировым тенденциям развития,
показывающим, что успеха добиваются государства, в которых экономический
прогресс идет в ногу с социальным.
В условиях отсутствия важнейших институтов гражданского общества,
представляющих и защищающих интересы различных и самых широких
слоев населения, Правительство подменяет общенациональные интересы
- узковедомственными. Оно планирует осуществлять реформы не в
интересах большинства, на чем всегда настаивало и настаивает "ЯБЛОКО",
а в интересах естественных и локальных монополистов (реформа ЖКХ),
полугосударственных структур с неясным статусом типа Пенсионного
фонда России (пенсионная реформа), узких групп работодателей -
крупного олигархического бизнеса (реформа трудовых отношений).
Это дает основания полагать. что печальный опыт праворадикальной
революции в начале 1990-х годов, приведшей к обвалу жизненного
уровня большинства населения и колоссальному социальному неравенству,
может повториться. Между тем, печально известный "российский
крест" - превышение смертности над рождаемостью - показывает,
что теперь вопрос активной социальной политики - это вопрос
национального выживания. Именно поэтому спекуляции на тему
перехода к "субсидиарному государству", существующему
на Западе лишь в головах маргинальных теоретиков, не могут быть
положены в основу государственной политики в такой стране как
Россия.
Создание общества равных возможностей в нашей стране невозможно
без ликвидации вопиющей нищеты, без повышения уровня жизни всего
населения и, в первую очередь, наиболее бедной его части, создания
условий для социальной интеграции. Это - важнейшее условие достижения
устойчивости и сбалансированности экономических преобразований,
необратимости демократических процессов, сохранения России как
единого государства. Разумная активная социальная политика может
также придать импульс росту платежеспособного спроса, стимулировать
расширение внутреннего рынка, улучшить структуру потребления.
"ЯБЛОКО" предлагает в области социальной политики
другой, отличный от правительственного курс. Это Новый демократический
курс в интересах большинства населения, курс на построение в России
социальной рыночной экономики и европейского социального государства.
Понятие "Социальное государство", зафиксированное
в статье 7 Конституции России, необходимо наполнить реальным содержанием.
Необходимо добиться того, чтобы зафиксированные в Европейской
социальной хартии социальные права и гарантии, которыми пользуются
жители Западной Европы, распространялись и на российских граждан.
В целях создания в России социального государства европейского
типа необходимо соблюдать следующие принципы осуществления социальных
реформ:
- неукоснительность выполнения государством своих социальных
обязательств - власть должна отвечать за взятые обязательства,
а не отказываться от них;
- улучшение в результате реформ социального положения большинства
населения;
- справедливость, подразумевающая, что преимущество одних социальных
групп или граждан не должно достигаться за счет потерь других;
- универсальность, подразумевающая, что социальная политика не
ограничивается социальной помощью, но предназначена для всех граждан,
а не только для малообеспеченных, инвалидов и стариков;
- национальное единство, означающее, что социальные гарантии и
услуги должны быть доступны гражданам страны вне зависимости от
региона и места их проживания, а социальные расходы - не сбрасываться
механически на региональный и местный уровень власти;
- общедоступность, означающая, что базовые социальные услуги (в
т.ч. здравоохранение и образование) должны быть бесплатными, большинство
услуг - доступными, и только отдельные виды дополнительных услуг
- предоставляться за счет платежей граждан;
- солидарность, как важнейший и старейший принцип любого человеческого
сообщества, означающий взаимосвязанность и взаимную ответственность
(богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой -
за старого).
"ЯБЛОКО" заявляет о следующих позициях в социальной
сфере:
1. Реформа социально-трудовых отношений должна ориентироваться
на баланс интересов работника, работодателя и государства при
учете того, что работник является в этих отношениях более слабой
стороной, (а не на одностороннюю защиту работодателя, как предлагает
Правительство), для чего необходимо:
· обеспечить поэтапное повышение доходов основных групп населения,
к 2004 году довести минимальный размер оплаты труда и первый разряд
единой тарифной сетки до прожиточного минимума;
· особое внимание уделить повышению доходов учителей, врачей и
других работников бюджетной сферы (довести 1 разряд тарифной сетки
к 2008 году до 2-кратного прожиточного минимума), к 2008 году
уравнять оплату труда бюджетников и государственных служащих;
· не допустить отмены основных социальных гарантий трудящимся,
льгот для женщин с детьми и инвалидов, не допустить переход на
срочные трудовые договора, продлеваемые только по прихоти работодателя;
· четко определить взаимные обязательства сторон трудового договора
и ответственность за их неисполнение, требовать заключения письменного
трудового договора и ответственности работодателя за его незаключение;
· учесть специфику труда на малых предприятиях;
· определить место и роль профсоюзов в трудовых отношениях как
общественных организаций, в первую очередь занимающихся защитой
прав работников и контролем за условиями и оплатой труда.
2. Пенсионная реформа должна ориентироваться на обеспечение
конституционного права граждан на достойную пенсию, учет демографической
ситуации, учет интересов всех социальных групп, а не преследовать
узковедомственные интересы Пенсионного фонда России, для чего
необходимо:
· увеличить расходы на пенсионное обеспечение с 5% до 10-12%
валового внутреннего продукта путем финансирования базовой пенсии
из федерального бюджета (за счет доходов от природных ресурсов,
акцизов и т.д.), выведения зарплаты из тени, развития негосударственных
форм пенсионного обеспечения - это позволит увеличить среднюю
пенсию как минимум в 2 раза;
· разработать ясный и доступный для граждан Пенсионный кодекс,
· определить статус Пенсионного фонда России на основе федерального
закона как федерального государственного учреждения, по обязательствам
которого государство несет полную ответственность, контролируемого
Федеральным Собранием и Счетной Палатой РФ;
· ввести систему из четырех пенсий:
- базовая (социальная) - не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- трудовая солидарная (страховая) - возродить трудовые пенсии,
учитывающие реальный трудовой вклад;
- трудовая накопительная - вводить только для лиц моложе 35 лет,
разработать четкий и ясный механизм инвестирования пенсионных
накоплений под установленные законом государственные гарантии
для недопущения обмана населения и построения финансовых пирамид;
- добровольная дополнительная.
· поощрять развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения,
· перевести пенсионные льготы (досрочные пенсии) в профессиональные
пенсии.
3. Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна ориентироваться
на защиту прав и интересов собственников жилья и жильцов, потребителей
жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает комплексную модернизацию
этой сферы, равномерное распределение расходов на реформу, приоритет
структурных изменений над фискальными целями, а не реализацию
интересов жилищно-коммунальных предприятий. "ЯБЛОКО"
считает, что для этого необходимо:
· выстроить систему четких и ясных отношений между потребителем
и производителем услуг в качестве первого шага реформы - установление
стандартов на все услуги и определение структуры и размера тарифов
для этих услуг; переход на договорные отношения, предусматривающие
строгую ответственность производителей за нарушение количества
и качества предоставляемых услуг;
· создать надежную службу адресных жилищных субсидий и закрепить
принцип, согласно которому расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных
услуг не должны превышать 15% доходов, а для малоимущих - не более
5%; лишь после этого возможен переход на 100% оплату услуг и рост
тарифов;
· отказаться от закладывания в тарифы задолженности неплательщиков
(это вопрос работы предприятий), затрат на капитальный ремонт
(он должен осуществляться за счет бюджетов); установление верхнего
предела расходов на управление, по крайней мере до 2008 г не должна
отменяться льгота по НДС.
· проводить "прозрачную" тарифную политику - государственный
и муниципальный контроль за тарифами на коммунальные услуги; обязательный
аудит предприятий ЖКХ, обнародование сведений по структуре тарифов
предприятий ЖКХ; проведение жесткой антимонопольной политики в
сфере ЖКХ;
· отказаться от ускоренного перехода в 2003 г. к 100%-ной оплате
жилищно-коммунальных услуг - он должен быть подготовлен и учитывать,
во-первых, региональную специфику (в частности, в северных регионах
с длительным отопительным сезоном, где тепло - вопрос физического
выживания), а во-вторых ситуацию с фиксированными доходами, например
пенсионеров. Отмена льгот для них только после соответствующего
увеличения пенсий.
· создать условия для конкуренции на рынке жилищно-коммунальных
услуг - реальное разделение функций заказчика и подрядчика, демонополизация
сферы ЖКХ, создание единых теплосетей и переход к теплоснабжению
на конкурсной основе;
· стимулировать самоуправление собственников жилья, которые могут
заключать договора на обслуживание и реально выбирать лучшее предприятие
(для чего необходимо обеспечение равных условий оплаты жилищно-коммунальных
услуг для проживающих в домах и в квартирах любых форм собственности
и допустимо предоставление товариществам собственников жилья определенных
льгот).
· создать стимулы для энерго- и ресурсосбережения - реформа должна
предполагать конкретные задания по установке счетчиков, экономии
энергии; модернизации сетей, созданию миникотельных и других мероприятиях;
· не допустить приватизации предприятий ЖКХ до реализации всех
остальных мероприятий программы реформ (по защите граждан, демонополизации,
созданию механизмов конкуренции, нормализации финансовых потоков,
открытости ЖКХ, и т.д.).
4. Реформа образования должна ориентироваться на воспитание
ответственного гражданина, знающего свои права и обязанности,
и обладающего востребованными в обществе знаниями, для чего необходимо:
· увеличить финансирование образования, повысить зарплату
педагогам, ввести нормативы бюджетного финансирования, целевые
бюджетные фонды и целевые субвенции депрессивным территориям,
налоговые льготы на благотворительность и инвестирование средств
в образование, принять неотложные меры по поддержке сельской школы;
· увеличить доступность образования на всех ступенях, повысить
социальную защищенность детей из малоимущих семей, детей-сирот
и оставшихся без родителей;
· повысить самостоятельность учебных заведений путем регистрации
школ в качестве юридических лиц, создания общественных попечительских
советов, упрощения лицензирования и аккредитации школ, создания
независимой службы аттестации;
· обновить содержание школьных программ путем принятия
единого образовательного стандарта, направленного на развитие
знаний и умений, необходимых в XXI веке, сокращение заучивания
и зубрежки;
· увеличить возможности для получения высшего образования
путем введения федеральным законом и только после отработки эксперимента
единого экзамена, заменяющего выпускные в школе и вступительные
в вузе;
· реформировать систему высшего образования, нацеленную
на повышение самостоятельности вузов (создание попечительских
советов), усиление специализации, интеграцию с наукой и средним
профобразованием, всемерное развитие дистанционного и открытого
(через Интернет) образования.
5. Реформа здравоохранения может проводиться только при
соблюдении следующих условий:
· безусловное сохранение базовых государственных гарантий в медицине:
- бесплатное для пациентов лечение в поликлиниках по месту жительства;
- бесплатная для пациентов больничная помощь с обеспечением необходимыми
лекарствами, уходом и качественным питанием;
- бесплатная, безотказно работающая "Скорая помощь";
- гарантии прав получения бесплатных лекарств для тех, кто имеет
право на их получение и не может без них обходиться;
- восстановление системы предупреждения инфекционных заболеваний;
- восстановление системы профилактических осмотров;
· постепенное и поэтапное дополнение государственной системы здравоохранения
эффективными рыночными механизмами путем предоставление налоговых
льгот учреждениям частной медицины;
· существенное повышение зарплаты медицинским работникам, освобождение
молодых врачей от воинской обязанности (она не нужна, поскольку
есть военные врачи);
· установление жесткого контроля за фондами обязательного медицинского
страхования, с их обязанностью отчитываться не только перед органами
власти, но и перед попечительскими (общественными) советами;
· разработка и внедрение нормативов и стандартов медицинской помощи;
· развитие сети реабилитационных учреждений, где больные могли
бы полностью восстановить свое здоровье.
Центральный Совет Обьединения "ЯБЛОКО" рекомендует
фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе, представителям
"ЯБЛОКА" в органах государственной власти и местного
самоуправления в своей деятельности руководствоваться настоящей
резолюцией.
|