Уважаемые коллеги и друзья!
Отрадно, что мы с вами имеем возможность обсуждать ключевые
проблемы нашей страны. Образование - вот уж действительно вопрос,
о котором можно смело сказать: он определит судьбу нашей страны
на очень, очень долгое время.
Я хотел бы сказать, что мы поддерживаем правительство по образовательным
вопросам и считаем, что оно работает теперь правильно, потому
что такие вопросы как реформирование образования являются предметом
общественного обсуждения.
Фракция "Яблоко" давно работает над проблемой образования
и могу вам доложить, что 5-6 лет назад на обсуждении ровно такого
же вопроса такого же масштаба собиралось 10 человек - больше
это ни для кого интереса не представляло. Сегодня образование
стало вопросом, который затрагивает все общество и поставлен
этот вопрос именно так.
Мы поддерживаем, что правительство имеет конкретную программу
реформирования образования. Мы считаем, что три основных направления,
которые содержатся в программе правительства являются ключевыми.
Это приближение содержания образования к реалиям нашей жизни,
изменение в самой системе образования, решение экономических
проблем образования. Это самые важные элементы.
Мы считаем - об этом уже здесь много говорилось и легко это
доказать, что простое увеличение финасирования, если сохранить
все как есть сегодня, не приведет к решению проблемы, пустое
это занятие, просто выбрасывание денег на ветер. Удивительно,
что до сих пор повторяется одно и то же: "мы должны выделить
столько то ВВП на то, что есть сегодня". В том виде, в
котором у нас сегодня существует система образования это нам
не поможет и не изменит ситуацию в принципе. Ресурсы нужно направить
на коренное улучшение образования. Конечно, их должно быть значительно
больше, и мы поддерживаем и отстаиваем этот тезис. Но смысл
это будет иметь только в том случае, если финансирование будет
направлено на преобразование системы и содержания образования.
Далее. Много говорится, что реформа - дело сложное не всегда
(а уж наша страна это знает лучше других) заканчивается крупными
победами. Это тоже правда. Но на самом деле нам ведь нужно реализовать
то, что принято в законе "Об образовании", это трудно
назвать какой-то "новой реформой". Полистайте закон.
Давайте сделаем, что там записано и принято несколько лет назад.
Этого будет более чем достаточно для начала.
Здесь говорят: давайте что-то срочно делать, а что-то, что
не очень срочно, отложим. Но давайте сделаем хотя бы простые
вещи: школы - юридические лица, финансирование учебных заведений
по нормативам, госстандарт, гарантии правительства и государства
по отношению к правам граждан. Кстати, это все есть в законе
"Об
обеспечении конституционных прав граждан на образование",
который "Яблоко" внесло в Думу. Если мы пойдем
по этому пути, то заложим основу тех принципиальных решений,
которые нужны сегодня.
Я хочу с вами поделиться, что я имею в виду.
В чем была особенность нашей системы образования? Наша система
образования была исключительно толково, грамотно, я бы даже
сказал идеально спроектирована для решения ключевой задачи нашей
страны, к которой мы подошли в 30-е годы - перехода от аграрной
страны к индустриальной. Это была идеальная система, и она свою
задачу выполнила блестяще. И поставила точку, доказав всему
миру в 1957 году, когда мы первыми запустили спутник в космос.
Но с тех пор прошло сорок с лишним лет. Наша страна стала индустриальной.
Сегодня решается задача совсем другая.
Сегодня решается задача о том, как из состояния индустриальной
страны перейти к стране, имеющей экономику и общество постиндустриальной
страны 21-го века. И система, которая была создана для выполнения
совсем другой задачи, не годится. Поэтому нам и нужно сейчас
подойти к такой системе, которая обеспечит следующие принципиальные
вопросы: свобода личности, конституционное право каждого на
образование, максимальное приближение к индивидуализации образовательного
процесса, вариативность, чтобы дети могли получать возможность
наиболее широкого выбора. Это и есть наши задачи.
Для тех, кто профессионально занимается этой проблемой, могу
сказать довольно простую вещь. Посмотрите, как действует механизм
образования сегодня. Он основан в значительной степени на безальтернативности,
повторении и концентричности изложения материала. К чему это
ведет? Он создает навык как результат. Это то, что нужно было
для решения тех задач, о которых я говорил. Но он воспитывает
послушность мышления и через серьезный устойчивый школьный догматизм
приводит к тому, что ученик выходит удоборуководимым человеком.
Это смысл системы. При таком результате мы не сможем с вами
ничего создать в будущем.
Я хотел бы остановиться в самом конце на практических вещах.
Первый практический шаг - мы предлагаем как можно быстрее решить
вопрос о переводе армии на контрактную основу. Это чрезвычайно
важный для школы вопрос. Средства на это в бюджете сегодня есть
- 88 миллиардов рублей не от цен на нефть в бюджете. Это признали,
по существу, и правительство, и президент. Сегодня это важнейшая
задача всех.
Второе. Закон "Об обеспечении конституционных прав граждан
на образование". "Яблоко" внесло этот закон,
мы просим вас поправить все, что вы находите нужным и поддержать
его. Закон может решить пять основных задач. Первое: создание
гибкого государственного образовательного стандарта. Мы против
вседозволенности в образовании, мы за то, чтобы были определенные
рамки. Мы чувствуем и знаем особенности нашей страны, мы не
считаем, что в образовании можно позволить делать все, что угодно.
Второе: жесткие нормативы бюджетного финансирования, направленные
на обеспечение решения всех экономических задач. Третье: порядок
бюджетного финансирования. Он должен быть принципиально изменен
и сделан таким образом, чтобы это финансирование было безусловным.
Это не тезисы, это готовый закон, который внесло "Яблоко"
и который мы предлагаем принять. В противном случае я не совсем
понимаю, что мы сегодня обсуждаем и зачем. Смысл обсуждения
должен сводиться к принятию каких-то решений. Наилучшим делом,
чтобы двигаться вперед, будет поправить все что будет нужно,
внести изменения и принимать эти решения уже как практические.
На самом деле все это направлено на выполнение тех законов,
которые уже приняты.
И в заключение. Конечно, реформы не бывают бесспорными. Конечно,
у нас есть большие беспокойства о том, как будет работать в
России единый экзамен, как решить другие спорные проблемы нашей
школы. Но все, что предлагается взамен - проведение интернет-конференций
по всей стране и тому подобные эффективные идеи, - обрекает
нас на то, что мы не двигаемся с места. А сейчас, изучая вопрос
призыва в армию, я хочу вам сказать, что в этом году впервые
в нашей истории мы осуществили призыв ребят, которые не умеют
читать и писать.
Спасибо.