[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей] | ||||
О правовом положении избирательных объединений по законодательству о выборах Российской Федерации |
||||
8.09.98 |
В последние дни некоторыми высокопоставленными
должностными лицами, в том числе Министром юстиции, было поставлено под
сомнение право политических организаций и движений, представленных в Государственной
Думе, участвовать в парламентских выборах, если в результате роспуска Думы
выборы будут производиться досрочно. В связи с этим Комитет Государственной
Думы по законодательству и судебно-правовой реформе считает необходимым
выступить со следующим заявлением.
Участие политических партий, иных политических организаций и политических движений в выборах и избрание половины депутатов Государственной Думы по партийным спискам - является определяющей чертой обоих законов, регулирующих избирательный процесс: Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Оставаясь на почве закона, никто не может отменить выборы по партийным спискам. Законодатель постоянно совершенствует избирательные законы, вводит в них нормы, отражающие опыт проходящих выборов. Действующий с 1994 года Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был принят в 1997 году в новой редакции, а в июле 1998 года Государственная Дума внесла в него существенные коррективы. Одно из важнейших направлений доработки закона - уточнение критериев, на основе которых общественные объединения могут претендовать на статус избирательных объединений. В редакции закона 1997 года эти критерии даны в более развёрнутом виде, чем в ранней редакции и введено положение, что устав, на основе которого объединение может рассматриваться как политическое, должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Но уставы общественных объединений, представленных в Государственной Думе, были зарегистрированы 3-4 года тому назад. Как представители политических организаций их депутаты уже избирались в Государственную Думу и в 1993, и в 1995 годах. Ставить под сомнение политический характер этих объединений на том основании, что формула обновлённой версии закона была текстуально внесена позднее, значит издеваться над законом и над здравым смыслом. Любому непредвзятому политику и тем более юристу должно быть ясно, что эти общественные объединения удовлетворяют всем без исключения критериям, записанным в редакции федерального закона 1997 года, причём не с момента внесения уточняющих поправок в их уставы, а в течение всего времени их участия в политической жизни общества. Следует подчеркнуть, что такая позиция опирается также на Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях", вступивший в силу в июле 1998 года. Статья 12(1) этого закона не только чётко формулирует, какие общественные объединения являются политическими, но и содержит закрытый перечень характеристик объединений, которые таковыми не являются. Совершенно очевидно, что ни одно из представленных в Государственной Думе общественных объединений под эти характеристики подведено быть не может. Стремление распространить весьма спорное толкование закона, регулирующего порядок проведения выборов в нормальных условиях истечения полномочий Государственной Думы, на особый случай досрочных выборов свидетельствует лишь о желании определённых политических сил начать наступление на демократические права и свободы российских граждан. Не подлежит сомнению, что если кем-то будет предпринята попытка отстранить влиятельные политические движения от участия в выборах и сломать основополагающие принципы избирательного законодательства, соответствующие организации добьются восстановления своих прав в судебном порядке в соответствии с нормами российского и международного права и судопроизводства. Демократия неотделима от законности. И никому не дозволено сужать её рамки путём далеко не безобидного толкования законов. Председатель Комитета А.И.Лукьянов
См.также: |
|||
|
||||
|
||||
|