|
Если мы не ратифицируем договор по СНВ-2, то через 10 лет американцы получат 5-кратное преимущество в стратегических вооружениях |
|||
25.06.98 |
Алексей
Арбатов (ЯБЛОКО), заместитель председателя Комитета Государственной
Думы по обороне отвечает на вопросы журналистов
16 июня 1998 г. впервые после длительного перерыва состоялись расширенные слушания по договору СНВ-2 с участием руководства Министерства обороны, МИДа, оборонной промышленности и депутатов Госдумы. - В чем особенность слушаний? - Фракции ЛДПР и КПРФ настаивали, чтобы этому заседанию придать статус конференции. Так эти фракции выразили свое отношение к Договору: они выступают против этого договора об СНВ-2, не желают ничего про него знать. Но на самом деле, по формату и значению, это были парламентские слушания, где впервые детальное были представление сведений, до сих пор считавшихся секретными. - Что стало итогом этих слушаний? - Из всех выступлений представителей исполнительной власти и оборонной промышленности стало ясно два обстоятельств. Первое. Договор СНВ-2 - это договор о сокращении стратегических сил не России, а США. Выполнение договора с нашей стороны полностью совпадает с графиком сокращения наших вооружений по техническим причинам, потому что они устарели, выработали свой ресурс и должны в любом случае выводиться. - Не окажется ли так, что Россия сократит свои стратегические вооружения, а у США все останется, как было? - Если не примем договор, то так и будет. В ближайшие 10-12 лет Россия не сможет сделать ничего такого, что было бы не запрещено по договору. Все, что она сможет сделать укладывается в рамки договора и даже остается очень большой запас. В США ситуация иная. По их экономическим и техническим возможностям, по ресурсу их вооружений они могут совершенно спокойно и с очень небольшими затратами поддерживать этот уровень ядерных вооружений 20-30 лет. Причем специфика стратегических вооружений состоит в том, что их очень дорого разрабатывать и производить, но потом относительно дешево поддерживать в боевом составе. Поскольку у американцев уже все произведено, им поддерживать эти вооружения на нынешнем уровне будет очень дешево. Над всей нашей доктриной ядерного сдерживания можно будет поставить смело крест. - А если договор будет принят?
Сейчас у нас с американцами приблизительной паритет по стратегическим ядерным вооружениям. Но они приобретут превосходство за счет сокращения другой стороны, а не за счет наращивания сил другой. В течение трех, четырех десятилетий холодной войны США тратили огромные деньги, чтобы добиться и поддерживать превосходство над нами, а мы тратили огромные деньги, чтобы им этого не позволить. И как сейчас говорят, величайшим достижением Советского Союза явилось то, что в начале 80-х г.г. он добился с Соединенными Штатами равенства и они оставили попытки сохранить за собой превосходство. Так вот парадокс состоит в том, что спустя еще 2 десятилетия американцы, не тратя на это ничего, наконец добьются того, чего они добивались в течение десятилетий холодной войны. Здравый смысл подсказывает, что единственное разумное решение в этих условиях для России - как можно быстрее ратифицировать договор и следить за тем, чтобы его выполняли и США, и мы. - Тогда почему же ратификация договора вызывает такое неприятие в Думе? - Наша российская политическая жизнь вообще весьма абсурдна. Так называемые патриотические, националистические, левые фракции в Думе были против Договора. Получив новую информацию, многие депутаты начали задумываться об огромной ответственности, которую они берут на себя, жертвуя интересами национальной безопасности ради дешевой политической демагогии. Но в целом мнение осталось негативным. - А какие у них основания не поддерживать ратификацию, ведь ситуация настолько очевидна? - Их аргументы сводятся к потоку демагогии. На слушаниях они говорили и о Косово, и об Индии, и об Ираке, и нефти, и о Ельцине, но только не о договоре СНВ-2. Но пафос их сводился к тому, что не ратифицировали и не ратифицируем. Но важно, что сейчас стало совершенно ясно, что возражения против договора связаны с неприятием американской внешней политики, прежде всего по линии расширения НАТО, односторонних действий в отношении Югославии, в Косово в частности, которые действительно противоречат духу партнерства, неотъемлемой частью, которого является договор СНВ-2 и СНВ-3. И внутреннее неприятие курса правительства и президента, которые своей экономической и финансовой политикой разрушили не только бюджет, но и нашу обороноспособность и нашу возможность обеспечить свою безопасность, что выражается в том падении, которое угрожает стратегическим силам при сохранении нынешнего уровня финансирования. Министр финансов М.М. Задорнов, присутствовавший на наших слушаниях, четко сказал: "Средств правительство не даст в течение последующих 10 лет. Все, что мы дадим, обеспечит стратегические силы РФ на уровне не только ниже СНВ-2, но даже ниже СНВ-3. А согласованный уровень СНВ-2 - это 3 тыс., а СНВ-3 - это 2 тыс. боеголовок. На это вы можете рассчитывать, и то не наверняка." Вот из такого положения дел мы сегодня исходим. В свое заключительном слове на слушаниях я сказал, что, с точки зрения международной политики, решение о расширении НАТО на Восток является вполне законным основанием для России не ратифицировать СНВ-2, потому что такое изменение в наших отношениях, во всей политической ситуации, что может расцениваться Россией как законное основание не ратифицировать СНВ-2. Но есть и вторая часть вопроса: если мы не ратифицируем СНВ-2, то мы должны обеспечить такое финансирование стратегических ядерных сил, которые без СНВ-2 не поставят под угрозу нашу безопасность и дадут шанс договориться с американцами о новом договоре о СНВ-3, который был бы для нас более приемлемым. Но мы и не ратифицируем, и не выделяем денег. Я хочу напомнить, что из-за коммунистов и жириновцев, которые составляют думское большинство, мы не смогли добавить даже 5 миллиардов на самые насущные нужды военной реформы - поддержание ключевых отраслей оборонной промышленности, которые в первую очередь относятся к стратегически силам. И эти люди выступают против договора и не берут на себя никакого труда сделать что-либо, чтобы без договора наше стратегическое положение катастрофически не рухнуло. Это полнейшая безответственность, предательство национальных интересов России со стороны коммунистических и националистических фракций, которые действуют по принципу большевиков "все разрушим до основанья, а затем" что-нибудь придумаем. Такой опыт уже был, и повторять его сейчас не тоько глупо, но и просто преступно. - Каковы же перспективы процесса сокращения стратегических вооружений?
|
|||
|