16.04.98
|
Фракция ЯБЛОКО добивалась того, чтобы Дума
получила возможность провести дискуссию о формировании налогового законодательства,
которое хотя бы отчасти помогло решить наши экономические проблемы.
Мы считаем, что проведение налоговой реформы в ближайшее 2-3 года -
исключительно важный вопрос, потому что это часть экономического устройства
страны. Фракция ЯБЛОКО уделяет этому исключительное внимание, и я хотел
поделиться с вами серьезными соображениями относительно налоговой системы.
Анализ ситуации показывает, что проблема налоговой системы в России
заключается не столько в несовершенстве самой системы, сколько в том, что
она не срабатывает.
Что же не дает работать существующей налоговой системе? Что не даст
работать любому налоговому кодексу и налоговым предложениям?
Прежде всего - это неплатежи. При таком объеме неплатежей никакая налоговая
система ничего исправить не может. Неплатежи по федеральному бюджету составляют
примерно одну четвертую часть всех налоговых поступлений. Если добавить
еще неплатежи между предприятиями, то станет ясно, что без ликвидации неплатежей
никакими мы налоговыми предложениями мы не поправим положения.
Далее - концентрация платежей. Сегодня полтора десятка предприятий топливно-энергетического
комплекса и примерно столько же предприятий крупной индустрии обеспечивают
70-75% всех поступлений в бюджет. Все остальные предприятия по разным причинам,
в том числе по причинам неплатежей, почти ничего не вносят. Поэтому очень
важно, как налоговая реформа повлияет на эти 30-40 крупных комплексов,
которые обеспечивают то, что мы сегодня имеем? Такого расчета нет и нет
ответа на этот вопрос.
Министерству финансов и правительству трудно оценить итоги внедрения
Налогового кодекса по всей экономике. Но, не ответив на этот вопрос, вообще
невозможно сказать, как изменится ситуация. Решение по налоговому кодексу
зависит от возможности установить конкретные стимулирующие решения по крупнейшим
предприятиям при одновременном заметном снижении налогов для остальных
предприятий. На этой разнице мы можем серьезно двигаться вперед. Это и
есть формула нужного российской экономике кодекса.
Важнейшая проблема сегодня — теневая экономика. По разным оценкам, в
ней производится от 25 до 40 % национального продукта. Если Налоговый кодекс
не решает проблемы легализации этих предприятий, то он никак принципиально
не меняет ситуацию. Этот вопрос связан и со снижением ставок, и с натуральным
налогообложением, например, бензоколонок, столиков в ресторане и т.д. Иначе
мы теневую экономику не выведем на свет.
Налоговый кодекс невозможно рассматривать в отрыве от топливно-энергетическом
комплекса. В России сегодня цена на нефть упала за последние полгода на
40%: со 125$ за тонну нефти до 85. Это означает, что потери, которые понесет
ТЭК, составят 5 млрд. дол. только по нефти и нефтепродуктам. А налоговое
бремя ТЭК растет. В таких условиях невозможно говорить о каких-то дополнительных
средствах. Если сейчас не сосредоточиться на этой проблеме, то изменить
положение с бюджетом в позитивном смысле невозможно.
В начале 80-х годов примерно в таких же размерах начали падать цены
на нефть. Это в конце концов привело к такому замечательному мероприятию
как перестройка, потому что не стало никаких источников доходов. Сегодня
мы находимся в похожем положении. Крупнейшие компании России теряют сегодня
35 миллионов долларов в месяц.
Учитывая все вышеуказанные проблемы, позиция фракции по налоговой реформе
следующая.
В правительственный вариант Налогового кодекса было внесено около 300
наших замечаний, а также предложения депутата Похмелкина. В результате
мы можем поддержать Общую часть.
Однако поддержать специальные части фракция не может, потому что они
не дают необходимого снижения налогового бремени. Мы считаем возможным
и необходимым, и об этом мы уже не раз говорили, снизить: налог на прибыль
с 35 до 20% и НДС до 15%. Это возможно сделать сейчас без особых потерь
для бюджета, если будут рассмотрены основные положения по налогам в целом.
С точки зрения ЯБЛОКА предложения правительства являются переходным
этапом строительства новой налоговой системы.
Мы считаем правильным то направление, в котором сделан вариант кодекса
Ивана Грачева. Во-первых, он реально упрощает налоговую систему. Во-вторых,
действительно снижает налоги. В-третьих, действительно упорядочивает эту
систему. Этот кодекс построен на гражданско-правовых основаниях, то есть
любое решение по налогам принимается судом. Мы считаем совершенно обоснованным,
что объектами налогообложения являются юридические и физические лица. Российские
регионы могут формировать собственную систему налогов. Остается возможность
для построения соответствующей системы налогов на муниципальном уровне.
Этому фракция придает особое значение, потому что именно там закладываются
основные ростки российской государственности и российской экономики. Обоснован
и подход к налогу с выручки, правильны оценки, сделанные по представлению
налоговых деклараций при пересечении российской границы рядом физических
лиц и руководителей компаний.
Итак, ЯБЛОКО поддерживает Общую часть Налогового кодекса, предложенную
правительством, и будем поддерживать Налоговый кодекс, представленный Иваном
Грачевым. |