|
Выступление Г.Явлинского |
05.12.1997 |
Уважаемые депутаты!
Фракция «ЯБЛОКО» подтверждает свое решение голосовать за отклонение бюджета и выражение недоверия правительству. Сегодня я хочу остановиться на основных результатах работы трехсторонней комиссии по бюджету. Расходная часть бюджета увеличена на 27 трлн. руб. необеспеченных денег. В этом проект бюджета повторяет ситуацию текущего года. Таким образом, Думе отдано «на откуп» 27 трлн. руб. За это Дума, а точнее отдельные фракции, должны принять бюджет. Кроме того, в бюджет введены статьи, контроль за расходованием которых показывает, что деньги их этих статьей просто разворовываются. Это статьи по финансированию сельского хозяйства и различным видам поставок в регионы. В предыдущем варианте бюджета этих статей не было - теперь они появились. На основе чего построен бюджет» Я хотел бы, чтобы вы внимательно посмотрели самый простой расчет. За 9 месяцев всех поступлений в бюджет собрано 202 трлн. руб. Значит, максимум, что мы можем в среднем получать в месяц - 20-22 трлн. руб. (включая таможенные платежи в 2-4 трлн. руб.) Следовательно, к концу года бюджет в доходной части может составить 270-290 трлн. рублей. Это максимум, на что мы можем рассчитывать. Как вы видите из сегодняшних материалов, доходную часть в следующем году планируется поднять до 367 трлн. рублей. Итого, ошибка прогноза составляет 70-90 трлн. руб. Как нам сказали, прошлогодний бюджет развалился из-за 100 трлн. пустых денег. Уже сегодня «рисуются» 70 трлн. рублей, которые никак не могут появиться в бюджете. Они не появятся еще и потому, что правительство так и не смогло в течение всего 1997 года внести какие-либо, более или менее разумные, предложения по налогам. Оно не захотело отзывать Налоговый кодекс, но он возвращен в первое чтение. Иначе говоря, вся работа по налогам теперь начнется с самого начала. Что же характеризует бюджет в целом» Состояние доходной части сегодняшнего бюджета демонстрирует полную неспособность правительства собирать налоги и вести государственные финансы. Проект бюджета на будущий год сохраняет эти тенденции и консервирует ситуацию, при которой очень возможно ухудшение. Бюджет-98 не сможет решить ни одну из проблем, стоящих перед нашей экономикой. Он ни в каком случае не может являться бюджетом экономического роста. К этому нужно добавить новое обстоятельство, по объективным и субъективным причинам сложившееся в экономике страны, прежде всего на финансовых рынках. Сегодня все силы правительства и ЦБ сосредоточены на поддержании стабильности валютного рынка. Диспропорции же на валютном рынке все сильнее и сильнее, и сопротивляться этому становится все труднее. Естественно, очень важно поддержать стабильность на валютном рынке. Однако сегодняшняя ситуация в экономике такова, что тот прогноз, который делался и подтвержден трехсторонней комиссией, никак не соответствует тому, что будет в России. В связи с тенденциями, сложившимися в последние три недели, совершенно ясно, что основные характеристики, на базе которых сформирован бюджет, в будущем году будут очень сильно отличаться от реальности. Прежде всего, это прогнозные характеристики по приросту валового внутреннего продукта, по динамике цен, налоговых поступлений и уровню процентных ставок. Итак, можно выделить две основные причины несостоятельности бюджета: 1. нереальность доходов бюджета почти на 70 трлн. руб. 2. изменение общей экономической ситуации, при которой изменятся все основные параметры, по которым делался прогноз. Это может привести или к резкому увеличению дефицита, или, что скорее всего и будет, к очень сильному недоисполнению расходной части. Что означает недоисполнение расходной части» Новое повышение кредитной задолженности. Это опять неплатежи, падение инвестиций - и в результате огромный бартер. Чем объяснить такой бюджет» Отчасти это связано со стихийным бедствием на финансовых рынках, в котором наше правительство совершенно не виновато. Но есть и внутренние причины, в которых виновато правительство. Таких причин, по крайней мере, три: 1. наращивание внешних заимствований; 2. привлечение краткосрочного капитала в условиях падения налоговых сборов и сокращения налогооблагаемой базы; 3. стагнация производства « половина предприятий сегодня в состоянии кризиса. Вот основные причины, почему наша экономика и наш бюджет будут так сильно реагировать на происходящее сегодня и на 70 трлн., которые никак не могут появиться в бюджете. Уважаемые депутаты! В прошлом году в это время с этой трибуны мы слышали очень трогательные просьбы Правительства принять бюджет. Сейчас мы слышим те же самые слова от тех же самых людей и ту же самую аргументацию. Весной, через несколько месяцев, по тем же основаниям было признано, что бюджета у нас не существует, и министр финансов докладывал всей стране, что бюджет развалился в силу невозможности его выполнения. Потом был предложен секвестр, который Дума не приняла. И целый год страна существовала вообще без всякого бюджета: того, который приняла Дума и без секвестра, который предлагало правительство. И вдруг нам в конце лета сообщили, что у нас экономический рост. И некоторые, судя по привлечению нерезидентов в страну, тоже чувствовали себя весьма уютно при отсутствии всякого бюджета. Поэтому аргументы эмоционального свойства относительно одной двенадцатой и того, что случится со страной в условиях отсутствия бюджета, - не состоятельны, как мы убедились по опыту этого года. Мы считаем, что, учитывая объективно сложившиеся в экономике обстоятельства, несостоятельность прогнозных оценок правительства на увеличение расходной части бюджета на «дутую» сумму, необходимо отклонить проект этого бюджета и готовить поквартальный бюджет. А сейчас основываться на том распоряжении, которое приняло Правительство относительно одной двенадцатой расходования бюджета. Фракция «ЯБЛОКО» считает необходимыми отклонить этот бюджет и по итогам выполнения бюджета 1997 года выразить Правительству недоверие. |
|
Copiright(c) 1997 Yabloko yabloko@orc.ru
Web Powered by ORC info@orc.ru