[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Пресс-служба] | ||||
"Яблоко" поддерживает создание системы административных судов, но настаивает на внесении поправок в соответствующий законопроект ко второму чтению |
||||
22.11.2000 |
Фракция "Яблоко" поддержит в первом чтении проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Верховным Судом РФ. "Яблоко" считает идею специализации судов общей юрисдикции продуктивной; она является программной установкой партии. Этот закон может стать основой нового для России понимания административного права как ответственности органов государственной власти и должностных лиц перед гражданами. Между тем, как отмечалось на заседании фракции, со времен советской власти административное право в стране "поставлено с ног на голову и сводится к тому, как гаишнику наказать гражданина". В то же время "Яблоко" заявляет, что условием поддержки законопроекта во втором чтении будет внесение изменений и дополнений, предложенных фракцией. В законопроекте речь идет о создании специализированных административных судов, в ведение которых будет входить рассмотрение дел об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также дел по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов законопроект относит, кроме того, дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений. "Яблоко" считает, что создание административных судов не является наиболее эффективным использованием денег для судебной реформы - следовало бы развивать эту систему в рамках уже сложившейся системы судов общей юрисдикции. Тем не менее, "Яблоко" рассматривает создание административных судов как шаг на пути к гражданскому обществу, поскольку это закладывает механизм ответственности должностных лиц, гарантирует независимость судебной власти от исполнительной власти. Однако, по мнению фракции, в законопроекте есть ряд недостатков, которые необходимо устранить ко второму чтению: 1. Необходимо разделить компетенцию уже существующих арбитражных судов и новых административных судов, учитывая, что в соответствии с законодательством, арбитражные суды занимаются рассмотрением вопросов о проверке законности решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с экономическими спорами. 2. Предложенный проект закона не дает ответа на вопрос, каким образом будут создаваться судебные округа для административных судов. Фракция считает неправильной привязку судебных округов к семи федеральным округам, образованным указом президента, так как смысл создания административных судов в том, чтобы оторвать их от исполнительной власти, будь то президент страны или глава субъекта РФ. Это политический вопрос, от которого зависит, насколько судебная система будет независимой. Замкнуть судебную систему на представителей президента - значит дискредитировать ее. Фракция полагает, что следует либо ориентироваться на уже сложившуюся систему десяти судебных округов, действующих применительно к арбитражным судам, либо создать новую систему судебных округов, основанную на доступности окружного суда для граждан и организаций. Система судебных округов, включающая распределение субъектов РФ по судебным округам, должна устанавливаться в самом Федеральном конституционном законе, что гарантирует стабильность судебной системы, а значит ее открытость для граждан. 3. Необходимо предусмотреть все вопросы финансирования административных судов, причем нормативы финансирования должны быть прописаны в самом законе. 4. Одновременно с данным законом должны быть внесены и приняты закон об административном судопроизводстве, поправки в законы об арбитражных, военных судах, мировых судьях, что создаст необходимую законодательную базу для деятельности административных судов. 5. "Яблоко" будет настаивать на более позднем введении в действие этого закона, чем предусмотрено проектом. Фракция считает форсированное введение в действие закона (с 1 января 2001 г.) профанацией и дискредитацией идеи судебной реформы. См. также: Раздел "Гражданские права и свободы" на сайте "Яблока" В.Борщев "Яблоко" за права человека" - из предвыборных документов 1999 г. Раздел "Государственная стратегия" предвыбороной программы Г.Явлинского, весна 2000 г.
|
|||
|
||||
|
||||
Объединение "Яблоко", 2000 info@yabloko.ru Директор и администратор - Вячеслав Ерохин admin@yabloko.ru |