З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в связи с совершением им действий, приведших к геноциду российского народа
г.Москва
12 февраля 1999 г.


       Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в составе Председателя В.Д.Филимонова, членов Специальной комиссии Н.П.Астафьева, П.Т.Бурдукова, В.Г.Вишнякова, Ю.П.Иванова, В.М.Ивера, Б.Ю.Кузнецова, А.Д.Куликова, Е.Б.Мизулиной, Л.В.Побединской, С.А.Попова, Д.О.Рогозина, В.А.Сафронова, В.Г.Степан-кова, Н.И.Шаклеина,
       с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Т.А.Астраханкиной, Н.Г.Биндюкова, В.И.Илюхина, Г.В.Костина и А.И.Лукьянова,
       руководствуясь частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации, статьями 176 - 180 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 1998 г. "О Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации", Регламентом Специальной комиссии, принятом на ее заседании 6 июля 1998 года, с дополнениями, внесенными 24 августа и 7 сентября 1998 года,
       проверила в открытом заседании фактическую обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина обвинения в совершении им действий, приведших к геноциду российского народа и содержащих признаки тяжкого преступления.
       Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, внесенного группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

       В пятом пункте "Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от должности в связи с совершением им тяжких преступлений", вынесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержится обвинение Б.Н.Ельцина в совершении им деяний, содержащих признаки тяжкого преступления, предусмотренного ст.357 УК Российской Федерации.
       По мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, осуществляя меры по изменению социально-экономических отношений в стране, сознавал, что в результате их проведения резко ухудшатся условия жизни значительной части российского народа, неизбежно сократится его численность. Они считают, что сокращение численности населения России является составной частью проводимых им преобразований. На этом основании они полагают, что Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин на протяжении ряда лет намеренно проводил политику геноцида российского народа.
       Проверяя обоснованность обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, Специальная комиссия пришла к следующим выводам:
       1. За время осуществления мер по изменению социально-экономических отношений в Российской Федерации по данным Государственного Комитета Российской Федерации по статистике произошло резкое сокращение численности населения. Число родившихся уменьшилось с 1,7 млн детей в 1991 г. до 1,2 млн в 1997 г. Напротив, число умерших в эти же годы увеличилось с 1,6 млн человек до 2 млн человек. Естественная убыль численности населения страны за период с 1992 по 1997 гг. составила 4,2 млн человек.
       Согласно прогнозу Госкомстата России население Российской Федерации за 1998 — 2015 гг. уменьшится еще на 8,6 млн человек или на 6% и составит в 2015 г. 138 млн человек против 147 млн в 1997 г. За этот период возрастная категория лиц моложе 16 лет сократится с 30,3 млн до 21,9 млн, а число лиц старше трудоспособного возраста увеличится с 30,4 млн до 34,7 млн человек. 2. Большие демографические потери населения Российской Федерации были обусловлены постоянно нарастающим ухудшением условий жизни российских граждан.
       Если по данным Госкомстата России денежные доходы населения (в среднем на душу населения в месяц) в условиях инфляции с 1992 по январь-ноябрь 1998 гг. увеличились в 231,1 раза, то прожиточный минимум (в среднем на душу населения в месяц) за тот же период возрос в 248,9 раза. В 1998 г. 32,1 млн человек имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. При этом, если разрыв денежных доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения в 1992 г. превышал размеры доходов первой группы над доходами второй в 8 раз, то в январе-ноябре 1998 г. соответственно — в 13,5 раза.
       Широкие слои населения поставлены в положение голодающих из-за систематической невыплаты заработной платы, пенсий и денежных пособий. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации суммарная задолженность по выплате заработной платы из-за отсутствия бюджетного финансирования и собственных средств у предприятий и организаций составляла на 1 января 1996 г. — 13,4 млрд рублей, на 23 декабря 1996 г. — 47,1 млрд рублей, на 1 января 1998 г. — 52,6 млрд рублей и на 1 декабря 1998 г. — 84,9 млрд рублей.
       Начиная с 1995 г. в Российской Федерации растет задолженность по выплате пособий на детей. По информации Министерства финансов России на 1 ноября 1998 г. общая сумма задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка составила 24,5 млрд рублей.
       Также с 1995 г. в Российской Федерации с полугодовым перерывом в 1997 г. росла задолженность по выплате пенсий. К концу 1995 г. она достигла 675,10 млрд рублей, а на начало 1997 г. — уже 15 745,10 рублей. На 1 октября 1998 г. она составляла 30,5 млрд рублей. В среднем по регионам задержка с выплатой пенсий к этому времени достигла 2,5 месяца.
       В то же время в стране увеличивается удельный вес платной медицины и образования, постоянно растут цены на продукты питания, коммунальные услуги, проезд на транспорте и др.
       Одновременно в указанный период продолжалось устойчивое сокращение спроса на рабочую силу. По сообщению Министерства труда и социального развития Российской Федерации по предварительным данным к концу 1998 г. общая численность безработных (по методике МОТ) составила около 8,6 млн человек или 11,8% экономически активного населения России, а численность регистрируемых безработных превысила 1,9 млн человек или 2,6% ее экономически активного населения. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 1999 год (по данным Минэкономики России и Минтруда России) рост безработицы будет продолжаться, хотя по расчетам уровень общей безработицы не будет превышать 12 - 13% экономически активного населения в год, а регистрируемой — около 3 - 3,3%. При этом, однако, доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных возрастет с 23% в 1998 г. до 26% в 1999 г.
       Негативные демографические процессы в обществе в значительной степени обусловлены и ухудшением продовольственного обеспечения населения. По данным Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности в 1997 г. по сравнению с 1990 г. произошло снижение потребления мяса — на 35%, молока — на 41%, яиц — на 31%, рыбы — в 2,2 раза, в тоже время выросло на 19% потребление картофеля. Сокращение потребления жизненно важных продуктов в России продолжает сказываться на здоровье значительной части населения страны, особенно на здоровье тех. кто находится за чертой бедности и не может питаться по физиологическим нормам.
       Серьезное негативное влияние на демографические процессы в стране оказывает постоянно ухудшающееся состояние отечественного здраво-охранения.
       Среди населения все шире распространяются тяжелые болезни. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, характеризующим заболеваемость на 100 тыс. населения с 1992 по 1997 гг., показатели заболеваемости туберкулезом увеличились с 35,8 до 73,9; сифилисом — с 13,4 до 277,3; злокачественными новообразованиями — с 271,6 до 294,3; наркоманией — с 3,5 до 28,4; психическими расстройства- ми — с 274,3 до 348,2; вич-инфекцией — с 0,05 до 2,7.
       Наряду с этим за тот же период уменьшилось число больничных учреждений — с 12,6 до 11,5 тыс., показатели обеспеченности населения больничными койками уменьшилось со 130,8 до 121,0. В стационарах для взрослых возросла больничная летальность. Сложившаяся в стране критическая ситуация со здоровьем населения и в здравоохранении, пагубное влияние на них социальных условий жизни российских граждан получили подтверждение в Обращениях Всероссийских Пироговских съездов врачей, состоявшихся в 1995 и 1997 гг., к Президенту, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации.
       В первом из них говорится: "Наши повседневные наблюдения, а также накопившиеся за последние годы статистические и эпидемиологические данные свидетельствуют, что практически повсеместно происходит беспрецедентное в мирное время уменьшение численности народонаселения (депопуляция). Рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства населения, возросла смертность в трудоспособных возрастах, снизилась средняя продолжительность жизни, ускоренно "выгорают" ветераны войны и труда, разрываются физическая и духовная связь поколений". Во втором обращении съезд прямо заявляет: "II (XVIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей объявляет о сложившемся чрезвычайном положении в сфере охраны здоровья в России и напоминает Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации об их прямой и персональной ответственности за предусмотренную Конституцией защиту жизни и здоровья граждан России и за обеспечение деятельности общенациональной системы охраны здоровья народа".
       Бедственное положение большой части российского народа усугубилось обесценением денежных сбережений, переданных населением в распоряжение государства путем внесения на вклады в Сбербанк СССР и РСФСР, объем которых по данным Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время составляет 170 млрд рублей СССР, а также большим числом (5,5 млн человек) российских соотечественников, вынужденно возвратившихся в 1992 — 1997 гг. на свою историческую родину. Последние в своем большинстве находятся в отчаянном положении: без жилья, работы, средств к существованию. Лишившиеся привычных условий жизни и испытавшие ужас военных конфликтов и межнациональных столкновений, они, как отмечено в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. "О деятельности Федеральной миграционной службы России по реализации миграционной политики", вынуждены повторно терпеть унижения на своей исторической родине.
       3. Тяжелое положение российского народа, приведшее к значительному сокращению его численности, вызвано осуществлением мер по изменению социально-экономических отношений в стране, проведенных в период с 1992 г. под руководством и при активном участии Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина.
       В результате осуществления одобренных и предпринятых им мер по либерализации цен и приватизации государственного имущества большинство граждан Российской Федерации лишилось своих денежных сбережений и своей доли в государственной собственности.
       Грубо нарушив требования ст.1218 Конституции Российской Федерации 1978 г, устанавливающей, что Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, он издал Указ от 14 августа 1992 г. "О введение в действие системы приватизационных мер чеков в Российской Федерации", которым вопреки действовавшему в то время Закону РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР", предусматривавшему введение для российских граждан личных именных приватизационных счетов, установил выдачу им анонимных приватизационных чеков. Введение их в обращение не только создало благоприятные условия для многочисленных финансовых афер и других злоупотреблений, но и привело к сокращению размера и гарантий социальных выплат, снижению реального уровня жизни населения. В результате так называемой ваучерной приватизации произошло обогащение сравнительно небольшой группы лиц за счет обнищания преобладающей части российских граждан.
       В июле 1994 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации подавляющим большинством голосов отклонила проект Федерального закона "О принятии Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г."
       Несмотря на это, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин ввел ее в действие без каких-либо существенных изменений своим Указом от 22 июля 1994 г. "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." Реализация этого Указа привела к дальнейшему отчуждению большинства населения страны от участия в приватизационном процессе.
       Еще одним шагом в перераспределение государственной собственности в пользу узкой группы богатых людей и в ущерб остальной части населения явился Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 31 августа 1995 г. "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности".
       Этот Указ разрешил проведение залоговых аукционов. тем самым был грубо нарушен принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1995 г.", запрещавший досрочную продажу в 1995 г. закрепленных в федеральной собственности акций предприятий топливно-энергетического комплекса.
       Указ предусматривал передачу под залог кредитов, получаемых от российских банков, пакеты акций ведущих российских предприятий (нефтяных компаний "ЛУКойл", ЮКОС", "СИДАНКО", РАО "Норильский никель" и др.). В действительности же он открыл путь к продаже акций первоклассных предприятий за очень низкую цену, составившую 1,85 про-цента от суммы доходов федерального бюджета .
       Кредиты за акции, полученные при реализации этого Указа, были зачислены в бюджет как доходы от продажи. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин на протяжении всех лет исполнения своих обязанностей играл активную роль в осуществлении мер по изменению социально-экономических отношений в стране. За это время он издал большое число указов, обеспечивших передачу государственных предприятий в собственность сравнительно небольшой группы российских и иностранных граждан.
       В их числе Указы от 14 июня 1992 г. "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности", от 1 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", от 5 августа 1992 г. "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации", от 26 августа 1992 г. "Об акционировании на железнодорожном транспорте", от 7 октября 1992 г. "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий", от 16 ноября 1992 г. "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", от 17 ноября 1992 г. "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродукто-обеспечения", от 30 декабря 1992 г. "О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий, организаций угольной промышленности", от 8 декабря 1992 г. "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации" и др. В результате реализации этих указов основная часть населения Российской Федерации была лишена своей доли в государственной собственности.
       Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин неоднократно отклонял законы, направленные на облегчение тяжелого материального положения широких слоев населения. Так, со ссылкой на отсутствие финансовых средств он 30 апреля 1997 г. отклонил Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в ст.7 Федерального закона "О ветеранах", 8 января 1998 г. он возвратил без рассмотрения Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации". Отметив, что указанный закон предусматривает "гарантированное Правительством Российской Федерации обеспечение физической и экономической доступности для граждан Российской Федерации независимо от их возраста, имущественного и должностного положения, места пребывания и жительства жизненно важных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания", он тем не менее отказался от его подписания в связи с тем, что его реализация "потребует дополнительных расходов из федерального бюджета". В то же время Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин отклонял и законы, препятствующие дальнейшему обогащению небольшой группы финансовых воротил. В частности, им был отклонен Федеральный закон "О распоряжении закрепленными в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации", устанавливавший, что передача в залог, так же как и другие решения о распоряжении стратегически значимыми объектами федеральной собственности, должны в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации утверждаться Федеральными законами.
       4. При оценке обоснованности обвинения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в совершении действий, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст.357 УК Российской Федерации, Специальная комиссия исходит из следующего. 1) В числе возможных преступных последствий, указанных в этой статье, предусмотрено полное или частичное уничтожение национальной группы. Комиссия считает, что закон в этом случае устанавливает минимальные требования. Опасность преступления не просто сохраняется, но и увеличивается тогда, когда происходит полное или частичное уничтожение не одной, а нескольких, тем более, большого числа национальных групп. Применительно к российским условиям пострадавшими могут считаться в равной мере все национальные группы, составляющие население России.
       2) Одним из способов совершения преступления, предусмотренного ст.357 УК Российской Федерации, является создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Жизненные условия, в которые поставлена значительная часть населения Российской Федерации (недостаточный размер заработной платы, пенсий, социальных пособий, несвоевременность их выплаты, неудовлетворительная обеспеченность населения медицинской помощью и т.п.), приводят в вымиранию слабо защищенных в социальном отношении категорий населения.
       3) Тяжелое положение, в котором находится значительная часть населения Российской Федерации, вызвано мерами по изменению социально-экономических отношений в стране, осуществленными под руководством и непосредственном участии Президента Б.Н.Ельцина, начиная с 1992 г. Их реализация продолжается по настоящее время.
       Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин несет ответственность за их проведение, так как по Конституции Российской Федерации он является главой государства, формирует Правительство Российской Федерации и руководит его деятельностью, определяет основы внутренней и внешней политики страны.
       4) Одним из признаков преступления, предусмотренного ст.375 УК Российской Федерации, является цель полного или частичного уничтожения членов социальной группы.
       Специальная комиссия, не наделенная правомочиями, необходимыми для выявления всех признаков состава преступления, не исключает эту цель в действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина.
       Возможность того, что в намерения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина входила и указанная цель подтверждается прежде всего тем, что ухудшение условий жизни значительной части российских граждан происходило на протяжении всех лет пребывания Б.Н.Ельцина на посту Президента Российской Федерации. Тем не менее никаких сколько-нибудь эффективных мер по исправлению положения им не было предпринято. Напротив, несмотря на очевидное ухудшение жизни российских граждан, все предложения по изменению проводимого экономического курса им постоянно отвергались. Так он отказался принять возражения против его проведения, которые содержались в Постановлениях Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, признавших в конце 1992 г. работу Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы неудовлетворительной. В Постановлениях Съезда, в частности. было сказано: "Считать, что проводимая Правительством Российской Федерации экономическая реформа, формы и методы ее реализации не соответствуют интересам большинства граждан Российской Федерации и привели к отрицательным социально-экономическим последствиям". Тем не менее он и в настоящее время отказывается признать неправильность проводимого им экономического курса. В своем письме Президенту США Уильяму Джеферсону Клинтону от 18 сентября 1998 г. он вновь заявил: "Не нужно слушать тех, кто пытается доказывать, что стрелки российских часов начали отсчет в обратном направлении. Со всей ответственностью заявляю тебе: отказа не будет, реформы будут продолжены".
       Основания считать, что сокращение численности населения Российской Федерации охватывалось представлениями Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина о последствиях проводимой им реорганизации экономики страны, обнаруживаются и в том, что проводимые им изменения социально-экономических отношений в России соответствовали рекомендациям доклада группы экспертов Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Организации международного сотрудничества и развития и Европейского банка реконструкции и развития, подготовленного по просьбе совещания на высшем уровне семи ведущих промышленно развитых стран. Рекомендации этого доклада, известного еще как Хьюстонская программа, предусмаривали, в частности. замораживание и конфискацию денежных средств у населения, рост цен, а при определенных условиях даже выдачу каждому человеку продовольственных талонов и импорт наиболее важных продуктов питания — хлеба, молока и мяса. Этим рекомендациям соответствовали установки, содержавшиеся в "Меморандуме об экономической политике Российской Федерации", подписанном Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Е.Гайдаром и Председателем Центрального банка Российской Федерации Г.Матюхиным и опубликованном в 1992 г. Они предусматривали в условиях либерализации цен введение мер по предотвращению роста заработной платы, ограничение выплат пенсий и пособий по социальному страхованию, сокращение пособий по безработице, отмену ограничений цен на потребительские товары и услуги. Как прямо было отмечено в этом документе, предусмотренная в нем экономическая программа была направлена на реализацию главных экономических целей Правительства, изложенных в речи Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина 28 октября 1991 года.
       Приведенные рекомендации и установки не могли не учитывать, что значительное снижение жизненного уровня населения в течение длительного времени не может не привести к сокращению его численности. Трудно предположить, что Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин этого не сознавал.
       5. Специальная комиссия считает установленными следующие признаки преступления, предусмотренного ст.357 УК Российской Федерации:
       1) сокращение численности населения Российской Федерации,
       2) наступление этих последствий в результате сложившихся в стране тяжелых жизненных условий для большинства российских граждан,
       3) наличие причинной связи между предпринимаемыми Президентом Российской Федерации мерами по экономическим и социальным преобразованиям в стране и сформировавшимися в ней тяжелыми жизненными условиями российских граждан, а также сокращением численности населения Российской Федерации.
       6. Комиссия отмечает, что при указанных обстоятельствах усматриваются признаки и другого тяжкого преступления — преступления, предусмотренного частью 3 ст.285 УК Российской Федерации (злоупотреб-ление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). В действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина имеются следующие его признаки: использование служебных полномочий вопреки интересам службы, существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства, наконец, наступление в результате его действий тяжких последствий.
       7. В связи с тем, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина содержатся признаки двух различных преступлений — геноцида и злоупотребления должностными полномочиями, повлекшего тяжкие последствия, окончательный ответ на вопрос о юридической квалификации его действий зависит от того, с какой целью и по каким мотивам они были совершены.
       Ответ на этот вопрос может быть получен лишь в результате проведения предварительного следствия соответствующими правоохрани-тельными органами.
       8. Специальная комиссия считает, что геноцид и злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, стали рассматриваться в качестве тяжких преступлений, способных служить основанием ля отрешения Президента от должности, лишь УК Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. Вместе с тем она учитывает, что международно-уголовная ответственность за геноцид, как за тяжкое преступление, была установлена в 1948 г. Конвенцией "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него", ратифицированной СССР 18 марта 1954 г. В соответствии с Конвенцией "О неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества" она не может быть устранена, "даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены."
       На основании изложенного и руководствуясь ст.93 Конституции Российской Федерации, ст.178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст.38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

       1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, приведших к ухудшению условий жизни граждан Российской Федерации и сокращению численности ее населения, содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 285 и статьей 357 УК РФ.
       2. На основании, указанном в п.1 настоящего Заключения, признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в связи с совершением им тяжкого преступления.
       3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
       4. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину.

Председатель Специальной комиссии

В.Д. Филимонов