З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в связи с совершением им действий, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
г.Москва
07 декабря 1998 г.


       Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в составе Председателя В.Д.Филимонова, членов Специальной комиссии Н.П.Астафьева, П.Т.Бурдукова, В.Г.Вишнякова, Ю.П.Иванова, В.М.Ивера, Б.Ю.Кузнецова, А.Д.Куликова, Е.Б.Мизулиной, Л.В.Побединской, С.А.Попова, Д.О.Рогозина, В.А.Сафронова, В.Г.Степанкова, Н.И.Шаклеина,
       с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации В.И.Илюхина и А.И.Лукьянова,
       руководствуясь частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации, статьями 176 - 180 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 1998 г. "О Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации", Регламентом Специальной комиссии, принятом на ее заседании 6 июля 1998 года, с дополнениями, внесенными 24 августа и 7 сентября 1998 года,
       проверила в открытом заседании фактическую обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина обвинения в совершении им действий, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации и содержащих признаки тяжкого преступления.
       Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, внесенного группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

       В четвертом пункте Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности содержится обвинение Б.Н.Ельцина в совершении им деяний, заключающих в себе признаки тяжкого преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ.
       По мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.Н.Ельцин за время выполнения обязанностей Президента Российской Федерации и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации нанес серьезный ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Они считают, что проводимая Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным политика и его действия в полной мере соответствуют геополитическим интересам США и их союзников и должны рассматриваться как "оказание помощи иностранным государствам в ущерб внешней безопасности Российской Федерации".
       Проверив обоснованность обвинения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в совершении им указанных действий, Специальная комиссия пришла к следующим выводам:
       Крупный ущерб обороноспособности и безопасности Российского Государства был нанесен заключением и реализацией Беловежских соглашений, изданием Б.Н.Ельциным неконституционных Указов, ликвидирующих систему государственных органов управления СССР. В результате этих действий была разрушена единая система управления войсками. На территории бывших союзных республик остались станции раннего предупреждения, пункты базирования флота, укрепленные пункты управления оперативно-стратегического назначения. Из 16 военных округов, имевшихся на территории СССР, после подписания Беловежских соглашений в России осталось только восемь. Все они, за исключением Ленинградского, Забайкальского и Дальневосточного, являлись тыловыми округами, не обладавшими необходимой для пограничных округов насыщенностью современной военной техникой.
       Рассматривая эти и иные последствия указанных действий Б.Н.Ельцина, Специальная комиссия в своем Заключении от 07 сентября 1998 г. уже признала, что ими нанесен существенный ущерб обороноспособности и внешней безопасности России. В этих действиях Комиссия установила наличие признаков государственной измены. Повторного Заключения по их оценке со стороны Специальной комиссии не требуется.
       Большой ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации был нанесен Б.Н.Ельциным и после того, как он стал Президентом независимого государства.
       В новых условиях Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин сосредоточил в своих руках широкие властные полномочия. В соответствии с ч.3 ст.80 Конституции Российской Федерации он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Согласно ст.4 Федерального Закона "Об обороне" он, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, вооруженных формирований и органов; осуществляет ряд других важных полномочий. Использование Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным властных полномочий при определении мер по экономическому развитию страны и при осуществлении правомочий, предоставленных ему Федеральным Законом "Об обороне", нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу и Вооруженным Силам Российской Федерации. В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации оказались в состоянии фактически полного развала. В составе Общевойсковых соединений Российской Федерации насчитывается всего 12 полков постоянной боевой готовности. В их вооружении преобладают устаревшие образцы ракетных комплексов, практически отсутствуют современные противотанковые ракетные комплексы. Значительную часть парка бронетанковой техники составляют устаревшие образцы танков и бронетранспортеров. Не отвечают современным требованиям находящиеся на вооружении сухопутных войск боевые, транспортно-боевые и транспортные вертолеты. Многие из них находятся в неисправном состоянии и требуют ремонта.
       В Военно-Воздушных силах Российской Федерации количество исправных самолетов не превышает 55%. Истекает срок эксплуатации стратегического ядерного оружия. В 2001 году кончается ресурс эксплуатации стратегических крылатых ракет воздушного базирования, к 2003 году в составе стратегических ядерных сил России останется всего около 1000 боезарядов. Уже в настоящее время возможности стратегических ядерных сил Российской Федерации в 2,5 раза ниже ядерных сил США. Наряду с этим утрачена значительная часть кадрового, научно-технического и промышленного потенциала, практически остановились воспроизводство и модернизация элементов стратегических ядерных сил.
       В Военно-Морском Флоте Российской Федерации свыше 70% ракетных подводных крейсеров стратегического назначения требуют проведения заводского ремонта или отдельных работ по поддержанию их боевой готовности. Из имеющихся 26 атомных подводных лодок почти половина является морально и технически устаревшими. На остальных подводных судах количество боезарядов из-за окончания гарантийных сроков эксплуатации ракетных комплексов к 2003 году должно сократиться на 75%.
       В крайне тяжелом социальном положении оказались военнослужащие. По данным на 12 октября 1998 г. Министерство Обороны Российской Федерации было профинансировано из федерального бюджета лишь на 36,8% от утвержденных объемов расходов, в том числе выплата денежного довольствия и заработной платы — на 75%, квартирно-эксплуатационные расходы — на 24,7%, медицинское обслуживание военнослужащих — на 17,9%. В связи с систематическими задержками выплаты денежного довольствия и заработной платы, значительным ухудшением социально-бытового положения военно-служащих в войсках резко упали моральных дух и дисциплина, увеличилось число погибших военнослужащих и самоубийств.
       Фактический развал оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации явился следствием того, что Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин при определении мер по экономическому развитию страны и осуществлении правомочий, предоставленных ему Федеральным Законом "Об обороне", использовал свои властные полномочия не в интересах укрепления государства, а в целях создания класса крупных собственников с тем, чтобы, опираясь на их поддержку, упрочить свою политическую власть. Об этом свидетельствуют итоги проводимой им экономической и военной политики.
       Изучение имеющихся в распоряжении Специальной комиссии документов и иных материалов дает основание считать, что при осуществлении правомочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом "Об обороне", Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин предвидел возможность наступления тяжких последствий, в том числе дезорганизацию оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации, и сознательно допускал их наступление.
       Это подтверждается тем, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно на протяжении ряда лет обращала его внимание на постоянно снижающуюся обороноспособность страны.
       Такие указания содержались, в частности, в Постановлениях Государственной Думы от 14 июля 1995 г. "О критическом положении дел на предприятиях военно-промышленного комплекса", от 10 ноября 1995 г. "О финансировании расходов на оборону в 1995 - 1996 годах", от 19 апреля 1996 г. "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о принятии мер по упорядочению деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов и их финансирования", от 26 сентября 1997 г. "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о принятии неотложных мер по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации", от 14 января 1998 г. "О поло-жении дел в оборонном промышленном комплексе Российской Федерации", от 10 июня 1998 г. "О кризисном социальном положении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", от 16 июля 1998 г. "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации в связи с обострением социальной обстановки в Вооруженных Силах Российской Федерации, вызванным задержкой выплаты денежного довольствия военнослужащих", от 16 июля 1998 г. "О мерах по усилению государственной поддержки военнослужащих и членов их семей, укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках".
       Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин проигнорировал все эти Обращения. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации была вынуждена в своем Постановлении от 14 января 1998 г. поручить Председателю Государственной Думы на совместном заседании Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "обсудить вопрос об изменении практики игнорирования обращений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о проблемах Вооруженных Сил Российской Федерации, оборонного промышленного комплекса Российской Федерации и российской науки". Однако и это Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не изменило отношения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина к положению в оборонном промышленном комплексе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Никаких позитивных изменений ни в оборонно-промышленном комплексе, ни в Вооруженных Силах Российской Федерации не произошло.
       Предвидение Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным тяжких последствий своих действий и сознательное их допущение наряду с другими отмеченными выше обстоятельствами, дает основание Специальной комиссии считать, что в его действиях имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями, то есть преступления, предусмотренного в ч.2 ст.170 УК РСФСР и в ч.2, ч. 3 ст.285 УК РФ. С 01 января 1997 г. преступление, предусмотренное в ч.2 и ч.3 ст.285 УК РФ, в соответствии со ст.15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
       Специальная комиссия не установила в действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, совершенных им после заключения и реализации Беловежских соглашений, намерения оказать помощь иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и не считает возможным признать обоснованным в этой части выдвижение против него обвинения в государственной измене.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.93 Конституции Российской Федерации, ст.178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст.38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

       1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации, содержатся признаки тяжкого преступления, предусмотренного в частях 2 и 3 статьи 285 УК РФ.
       2. На основании, указанном в п.1 настоящего Заключения, признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в связи с совершением им тяжкого преступления.
       3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
       4. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину.

Председатель Специальной комиссии

В.Д. Филимонов