Проект

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в связи с военными действиями на территории Чеченской республики.
г.Москва
"___" _______________ 1998 г.


       Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в составе Председателя комиссии В.Д.Филимонова и членов Комиссии: Н.П.Астафьева, П.Т.Бурдукова, В.Г.Вишнякова, Ю.П.Иванова, М.В.Ивера, Б.Ю.Кузнецова, А.Д.Куликова, Е.Б.Мизулиной, Л.В.Побединской, С.А.Попова, Д.О.Рогозина, В.А.Сафронова, В.Г.Степанкова, Н.И.Шаклеина
       с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения В.И.Илюхина, А.И.Лукьянова, М.С.Суркова, руководствуясь частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации, статьями 176-180 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 1998 г. "О Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации", Регламентом Специальной комиссии, принятым на ее заседании 6 июля 1998 г., с дополнениями и изменениями от 24 августа и 7 сентября 1998 г., проверила в открытом заседании фактическую обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина обвинения в совершении им в процессе вооруженного конфликта в Чеченской республике действий, содержащих признаки тяжких преступлений. Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, внесенного группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения и приглашенных на заседание Комиссии лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

       В третьем пункте Обоснования постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности, содержится обвинение Б.Н.Ельцина в совершении им деяний, заключающих в себе признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч.2 ст.171 УК РСФСР (ч.ч.2 и 3 ст.286 УК РФ). По мнению депутатов Государственной Думы Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, издав в ноябре и декабре 1994 г. ряд Указов, предусматривающих ограничение прав и свобод человека и гражданина и о ведении военных действий на территории Чеченской республики, явно вышел за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации. Эти его действия привели к многочисленным человеческим жертвам, грубому попранию прав и свобод сотен тысяч граждан Российской Федерации.
       Проверив обоснованность обвинения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в совершении указанных действий, Специальная комиссия пришла к следующим выводам:
       1. При восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики, осуществляемом в 1994 - 1996 гг. в условиях полного игнорирования в этой республике принципа федерализма и отрицания Конституции Российской Федерации и федеральных законов, многочисленных нарушений прав и свобод российских граждан, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вышел за пределы прав и полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
       Этот вывод подтверждается анализом ряда Указов, изданных им в ноябре - декабре 1994 г.
       Так, Указ Президента Российской Федерации № 2137 от 30 ноября 1994 г. "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики" фактически явился правовым актом о введении на территории Чеченской республики чрезвычайного положения.
       Такая оценка этого Указа определяется, во-первых, тем, что в его преамбуле имеется прямая ссылка на ст.88 Конституции Российской Федерации, регулирующую полномочия Президента Российской Федерации по введению чрезвычайного положения, а также на Закон РСФСР 1992 г. "О чрезвычайном положении"; во-вторых, тем, что в п.1 этого Указа установлен срок, в течение которого должны быть осуществлены мероприятия по восстановлению в Чеченской республике конституционной законности, что соответствует требованиям ст.13 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении"; в-третьих, тем, что в его п.2 предусмотрено создание группы, одной из целей деятельности которой прямо названо введение и поддержание режима чрезвычайного положения; наконец, тем, что в п.4 Указа используются правовые понятия "особый режим въезда и выезда", "особые формы управления", "особый порядок продвижения", которые характеризуют режим чрезвычайного положения и раскрываются в п/п "а" ст.22 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении".
       Этот Указ вопреки требованиям ст.88., п."в" ч.1 ст.102, ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации не вносился на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и не был опубликован. При этих условиях введение его в действие должно рассматриваться как превышение Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий.
       2. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, издавая названные Указы и отдавая приказы об использовании вооруженных сил на территории Чеченской республики, не просто вышел за пределы прав, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации. Он допустил явное превышение своих полномочий.
       Это подтверждается его попыткой скрыть от общественности и граждан неконституционный характер своих действий путем засекречивания своих Указов № 2137 от 30 ноября 1994 г. и № 2169 от 11 декабря 1994 г., которые, как затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации уже по этой причине не могли применяться не будучи опубликованными.
       3. Превышая власть, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин допустил использование вооруженной силы, повлекшее большие человеческие жертвы и иные тяжкие последствия.
       Об этом свидетельствуют его Указы № 2166 от 9 декабря 1994 г. "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта" и № 2169 от 11 декабря 1994 г. "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской республики".
       Первый из названных Указов предоставил Правительству Российской Федерации полномочия по "разоружению всех незаконных формирований", второй — еще раз указал на "разоружение и ликвидацию вооруженных формирований" как на способ урегулирования ситуации в Чечне".
       Хотя ни в том, ни в другом Указе не содержалось прямых предписаний на использование военной силы при выполнении поставленной задачи (по этой причине в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. они не были признаны неконституционными), они явились юридическим основанием для последующих распоряжений о ее применении.
       Наличие причинно-следственной связи между правовыми актам Президента Российской Федерации и военными действиями вооруженных сил Российской Федерации на территории Чеченской республики подтверждается показаниями
       Применение насилия в ходе реализации правовых актов Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина по восстановлению конституционной законности в Чеченской республике, повлекшего десятки тысяч человеческих жертв и иные тяжкие последствия, подтверждается также материалами проверки конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с военными действиями в Чеченской республике, проведенной Конституционным Судом Российской Федерации; итоговым отчетом Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской республике; заключениями Комиссии по правам человека ООН, ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы и другими материалами.
       Специальная комиссия отмечает, что факты массовых и грубых нарушений прав человека в ходе военных действий в Чеченской республике еще не являлись предметом специального судебного рассмотрения. Конституционное разбирательство, проведенное в июле 1995 г., в соответствии со ст.3 Федерального конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" было подчинено рассмотрению исключительно вопросов права. Исследование фактических обстоятельств, связанных с военными действиями на территории Чеченской республики, осталось вне поля зрения Конституционного Суда Российской Федерации. Именно поэтому Специальная комиссия считает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. не является правовым препятствием для уголовного преследования тех должностных лиц, которые принимали решения о военных методах восстановления правопорядка в Чеченской республике.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.93 Конституции Российской Федерации, ст.178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ст.78 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

       1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, связанных с осуществлением военных действий на территории Чеченской республики, содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных ч.2 ст.171 УК РСФСР (ч.ч.2 и 3 ст.286 УК РСФСР), п.п."д", "з" ст.102 УК РСФСР (п.п."а", "е", ч.2 ст.105 УК РФ).
       2. Признать обоснованным предложение группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о выдвижении обвинения Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в совершении действий, содержащих признаки тяжкого преступления, и рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего Заключения соответствующее Постановление.
       3. Направить настоящее Заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину.