Социальные льготы, предоставляемые президенту (и возможно -
членам его семьи), - это нормально. В самом деле, не должен же
бывший глава государства "пойти по миру". Есть сомнения
по поводу объема льгот, но это вопрос решаемый.
Другое дело - ответственность за нарушение закона. Неприкосновенность
означает не освобождение от ответственности, как полагают многие,
а всего лишь особый порядок привлечения к ней. Такой порядок предусмотрен
для депутатов (депутатская неприкосновенность), судей и т.д. Президентская
неприкосновенность - это ответственность, "отложенная"
до завершения исполнения полномочий. Ничего сверх этого Конституцией
не предусмотрено. И предложение освободить экс-президента от уголовной
ответственности за все деяния, совершенные в период президентства,
- нонсенс. Мировой опыт показывает: лица, занимающие самые высшие
должности, иногда совершают преступления и впоследствии несут
за это наказание.
Кстати, представители Кремля согласны снизить степень защищенности
экс-президента, зафиксировать в законе некую (более сложную, чем
для рядовых граждан) процедуру привлечения его к уголовной ответственности.
Например, записать, что для этого требуется согласие обеих палат
парламента. Это не будет противоречить Конституции, хотя лично
я не уверен, что нужно в этом смысле давать какие-то преимущества
бывшему главе государства. Права любого человека ограничены правами
других людей, и уголовная ответственность существует, в том числе
и для того, чтобы граждане не совершали преступлений.
Почему разработчики законопроекта не хотят поправить его перед
первым чтением? Думаю, единственная причина в том, что лица, готовившие
проект, просто-напросто боятся признаться президенту: "Владимир
Владимирович, мы здесь напортачили". Результатом их упрямства
станет ситуация, когда все, что говорилось в узком кругу на заседании
нашего комитета, выплеснется в Думе и будет растиражировано всеми
средствами массовой информации: президентский проект противоречит
Конституции. Вместо того, чтобы исправить ошибку, проблему заводят
в тупик, по сути, "подставляя" президента.
Не нужно этот законопроект излишне политизировать, его надо спокойно
рассматривать, как любой другой. Может, расширить его, распространив
и на Президента СССР. Кстати, когда Верховный Совет СССР рассматривал
аналогичный закон, демократические силы настояли, чтобы никакой
неприкосновенности у экс-президента СССР не было. Может, стоит
привести к единому знаменателю и социальное обеспечение семей
бывших президентов...
Зачем вообще спешить с обсуждением этого законопроекта в Госдуме?
Есть "указ о гарантиях", вокруг него возник спор, который
должен быть решен в Конституционном суде. Не лучше ли получить
квалифицированное заключение суда - и после этого спокойно принимать
закон? Наверняка президентская сторона очень тщательно подготовится
к заседанию КС и, быть может, приведет веские доводы в пользу
конституционности указа.
С.А.Попов
депутат Государственной Думы РФ
фракция "ЯБЛОКО"
|