[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [С.Попов]
С.А.Попов
Письмо члена фракции "ЯБЛОКО" С.А.Попова депутатам фракции "ЯБЛОКО" о проектах Трудового Кодекса
14 декабря 2000 года, № СП-1912

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 2000-2003

Уважаемые члены фракции!

Жесткий график работы в избирательном округе, к сожалению, не позволяет мне принять личное участие в заседании фракции, посвященном проекту Трудового кодекса. Однако, тема эта чрезвычайно важна не только для меня и моих избирателей, но и для всего трудоспособного населения России. Поэтому я счел для себя необходимым обратиться к вам с письмом, поделиться своими соображениями и размышлениями о проектах кодекса, внесенных в Государственную Думу.

Ныне действующий КЗОТ был принят в 1971 году. На сегодня это -безнадежно устаревший документ, не отражающий и десятой части происходящих в стране процессов. К примеру, нынешний кодекс не учитывает разнообразие форм собственности предприятий сегодняшней России. Это создает трудности как на самих предприятиях, так и в судебных инстанциях, которые из-за моральной старости нашего КЗОТа часто не могут принять квалифицированного решения при рассмотрении трудовых споров.

Сейчас в Думе находятся 4 проекта нового КЗОТа.

1.Законопроект депутата Авалиани, внесен в Думу в прошлом созыве. Основная идея этого проекта - передача максимально возможных полномочий советам трудовых коллективов. Роль профсоюзов у Авалиани не просматривается.

2. Второй законопроект внесен нашим коллегой Анатолием Головым в Государственную Думу второго созыва. Должен отметить, что этот законопроект - единственный из ныне существующих! - учитывает особенности работы на предприятиях различной формы собственности, к примеру, на ИЧП. К положительным сторонам этого проекта кодекса я отнес бы и то, что в нем сделан реальный шаг к кодификации. Однако, с рядом положений головского законопроекта я не могу согласиться.

3. Законопроект, внесенный группой депутатов - членов различных Комитетов и фракций. Работа над этим проектом координировалась Комитетом по труду, его членами Сайкиным, Исаевым... В работе над этим законопроектом непосредственное участие приняли профсоюзы России.

4. Законопроект правительства РФ. Министерство труда и социальной политики трудилось над этим проектом в течение трех лет.

Сегодня расклад сил в Государственной Думе. да и во всем обществе. таков, что реально могут конкурировать лишь два из перечисленных мною законопроекта. Во-первых, это правительственный законопроект, который, скорее всего, будет поддержан фракциями "Единство" и "Народный депутат".

И, во-вторых, проект группы депутатов, подготовленный при участии профсоюзов. Мои встречи с избирателями убедили меня в том, что этот проект активно поддерживается в трудовых коллективах и в руководящих органах профсоюзов.

На этих двух проектах я и хочу заострить ваше внимание.

Работа над законопроектом правительства России началась 3 года назад. Тогдашний вице-премьер по социальным вопросам Сысуев признал, что трудовые отношения в России складываются стихийно, что "трудовые суды не работают". Уже через два месяца на стол Сысуева легли два проекта, разработанные проправительственными юристами. Причем, это были взаимоисключающие проекты. Знаковые. Выбор одного из них означают выбор политический, выбор дальнейшего направления развития права в России.

Первый путь исходил из равноправия работника и работодателя, сводил все трудовые отношения к договорам и контрактам. С работодателя снимались многие обязанности по соблюдению прав работника. Работодатель получал неограниченные права в вопросах увольнения и приема на работу.

Второй путь - более консервативен. Он во многом дублировал старый КЗОТ, исходящий из того, что работодатель и работник неравноправны по природе своей, а посему права работника должны быть лучше защищены, государство должно гарантировать ему стабильность его положения.

Были у этих исходных проектов и общие положения - отношение к профсоюзам. И в одном, и в другом проекте предусматривалось ограничение полномочий профсоюзов. К примеру, у них уже не должно было быть права решающего голоса при увольнении работника.

Именно этот - второй - вариант, как утверждает правительство, и внесен сейчас в Думу в качестве правительственного проекта нового кодекса. Однако, при ближайшем рассмотрении этого проекта хорошо видно, что в нем органично переплетены оба исходных документа. А по сути при смешении двух взаимоисключающих направлений развития трудового права верх взяло первое, ставящее работодателя в привилегированное положение.

В процессе доработки в недрах правительства в проекте кодекса существенно увеличился перечень оснований для увольнения работника, введена упрощенная процедура расторжения трудового договора. Законодательно разрешены: увеличение продолжительности рабочего дня, расширение сферы применений временного и сезонного труда. Причем, гарантии работникам в результате этих нововведений прописаны крайне нечетко, что на практике обязательно приведет к их ликвидации вообще.

При этом проект правительства значительно ослабляет ответственность работодателя за нарушение законодательства. Проект избавляет работодателя практически от всех обязательств перед обществом. Принятие такого документа приведет к существенному снижению конкурентоспособности на рынке труда женщин, молодых семей, инвалидов, несовершеннолетних работников, учащихся заочной формы обучения...

Позволю себе процитировать статью 7 Конституции Российской Федерации. "Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются им гарантии социальной защиты..."

До недавнего времени все мы говорили, что это и подобные положения Конституции у нас в стране соблюдаются недостаточно. А при условии принятия правительственного проекта КЗОТа о таких конституционных гарантиях можно вообще забыть.

Стоит подчеркнуть, что проект правительства предполагает отстранение профсоюзов от решений, связанных с увольнением или ухудшением условий труда работника. И это не какая-то недоработка, которую можно исправить во втором чтении. Это, если можно так выразиться, магистральное направление развития трудовых отношений, как их видит наше правительство. Вопросы приема на работу и увольнения отнесены здесь к "вопросам тактики и стратегии управления производством", не имеющими ничего общего с вопросами трудового права.

Итак. Основной идеей правительственного законопроекта является идея о необходимости защищать в первую очередь интересы и права работодателя. А оправданием этому факту служат, как заявил недавно министр труда Александр Починок, экономические причины. Якобы, наша российская экономика сможет подняться и стабилизироваться только при существенном расширении прав работодателя.

Есть у правительственного законопроекта еще одна особенность: по существу предпринимается попытка полностью перевести трудовые отношения в плоскость гражданско-правовых. Априори трудовое право этим проектом уничтожается. Такие попытки не новы. Они уже предпринимались в Западной Европе в 30-х годах этого... теперь уже почти прошлого века. И вопрос этот широко обсуждаются юристами, как теоретиками, так и практиками. Путь этот давно уже признан мировым сообществом бесперспективным.

Приведу цитату из заключения на этот законопроект, разработанного в правовом управлении аппарата Совета Федерации. Здесь написано: "Многие нормы проекта, направленные на либерализацию трудовых отношений, в том числе нормы, регламентирующие полномочия профсоюзов, закрепляют неравенство работников, лишая защиты наиболее ущемленных объективными и субъективными условиями".

В правительственном проекте наличествует еще немало положений, которые вызывают недоумение. К примеру, в правительственном проекте есть глава под названием "Защита персональных данных работника", которая разрешает работодателю заводить на работника досье. Правда, оговаривается запрет собирать информацию о политических и религиозных убеждениях, а также вмешиваться в частную жизнь. Но уж коль скоро есть досье, то - уверяю вас! - в нем найдется место для любой информации.

Также в проекте кодекса введено понятие "работа за пределами нормальной продолжительности рабочего дня". При этом оплачиваются эти "лишние" рабочие часы, как обычные, а не как сверхурочные.

Я убежден, что никакими поправками не удастся сделать из этого законопроекта Трудовой кодекс, который хоть сколько-нибудь защищают людей труда. Логика законопроекта не позволит сделать этого. Для меня ясно, что ни в каком виде правительственный проект не может быть основой трудового законодательства.

Должен отметить - на примере Санкт-Петербурга - что против правительственного законопроекта уже развернулась нешуточная борьба, которая будет только ужесточаться. Я встречался с людьми во многих трудовых коллективах своего округа. В частности, с работниками Ижорских заводов, с Петербургскими профсоюзами. И везде отношение к правительственному законопроекту самое негативное.

Мало того, у тех предпринимателей, крупных промышленников, которые дали себе труд изучить правительственный проект, он тоже не вызывает восторга. Да, всю полноту власти в трудовых вопросах правительственный проект отдаст первому лицу предприятия. Однако на крупном (да и на среднем) предприятии один человек не может решать все без исключения вопросы. В частности, вопросы приема на работу, увольнения, взысканий и т.д. Это означает, что первое лицо вынуждено делегировать свои законные права менеджерам среднего звена. Таким образом руководитель должен будет своим приказом вводить локальные нормативные акты, чтобы определить права и обязанности менеджеров среднего звена в вопросах трудового права. А это огромный объем работы, требующий специальной юридической подготовки менеджеров. На большинстве предприятий, не имеющих хороших юристов, возникнут проблемы, решение которых займет несколько лет.

Убежден, что наша фракция не может не учитывать все эти обстоятельства.

Считаю, что наиболее приемлемым сегодня является законопроект группы депутатов: Сайкина. Исаева. Лукьянова, Мирзоева... Положительной стороной этого проекта считаю то, что он не является революционным, не ломает правовой менталитет в сфере трудовых отношений. Иное чревато социальным взрывом. Необходима преемственность. Необходимо учесть, что экономическое состояние общества делает огромную часть наших граждан зависимыми от социальной политики государства, от воли государства защитить их.

Преемственность необходима не только с точки зрения морали, но и с юридической. Люди привыкли жить по нормам старого КЗОТа. Слом этих норм, перемена логики законодательства приведет к еще большей путанице на и без того запутанном российском правовом пространстве.

И проект группы депутатов все это учитывает.

Есть общие замечания к этому проекту. Они идентичны тому, в чем сейчас упрекают действующий КЗОТ: слишком регламентированы обязанности работодателя. К примеру, в статье 156. Здесь необходимо найти ту золотую середину, на которой права и обязанности работников согласуются с правами и обязанностями работодателя.

Целый ряд положений проекта кодекса носит декларативный характер. Это относится к статьям 7, 42, 67. 279 и многим другим.

В ряде статей не прописаны механизмы, обеспечивающие их выполнение, к примеру, статья 131.

Подобных примеров можно найти множество. Эти недостатки нужно исправить. И в рамках данного проекта задачу эту решить можно. Законопроект, внесенный группой депутатов, далек от идеала, но даже в своему нынешнем виде он существенно лучше действующего КЗОТа. Убежден, что этот законопроект может стать основой для Трудового кодекса России.

Благодарю Вас за то, что Вы дали себе труд прочитать это письмо. С уважением,

С.А.Попов

14 декабря 2000 года, № СП-1912
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [С.Попов]


info@yabloko.ru