См. также пресс-релиз о конференции, 20 июня 2001 года
Останин В.С. Уважаемые участники нашей пресс-конференции, журналисты! Я думаю нет необходимости говорить об актуальности проблемы, о которой я буду говорить сегодня, то есть о проблеме законодательного регулирования в сфере незаконного и легального оборота лома цветных и черных металлов.
Я имею в виду криминальную сторону данного явления, обращения моих избирателей, ну, и в целом ту обстановку, которая существует в этой области, которые заставили меня лично, как депутата, обратить самое серьезное внимание на эту проблему. Хотел бы напомнить присутствующим некоторые статистические данные.
По официальным данным преступность в сфере обращения металлолома стала одним из основных видов преступлений в стране. За короткое время, с 1994 по 2000 год, количество преступлений увеличилось почти в 30 раз. Динамика хищений металлосодержащего имущества носит угрожающий характер. Если в 1998 году данный вид преступлений составлял около 3 процентов в общем количестве краж (это статья 158 части 2 и 3 Уголовного кодекса), то в настоящее время - 8,3 процента. В 2000 году при общем снижении на 7,3 процента краж, в целом по России, количество краж, связанных с рынком металлолома, возросло на 29 процентов.
Особенно острая ситуация в отдельных регионах. Так, например, в Тульской области почти каждая четвертая кража - это кража лома. Общая сумма материального ущерба от преступлений, связанных с хищениями металлолома, металлов, в "РАО ЕЭС РОССИИ", составила 3 миллиарда рублей. Объектам Министерства путей сообщения в 1999-2000 году нанесен ущерб на 107,1 миллиона рублей. Косвенный ущерб государству от преступлений в сфере обращения металлолома во много раз превосходит величину прямого ущерба.
Кроме того, есть и другая печальная статистика. Общая экономическая, социальная ситуация в стране заставляет людей, не имеющих работы, рискуя жизнью, подвергая ее опасности, заниматься хищением металлосодержащих проводных электропроводных линий. В результате нередки случаи гибели людей.
Вот последнее сообщение. В новости из Интернета, например, говорится о том, что рабочие пытались добыть цветмет из мины с помощью автогена. "В пятницу в приемном пункте приема и сдачи металлолома и цветных металлов города Кутаиси прогремел взрыв. В результате два человека погибли. Еще двоих в тяжелом состоянии доставили в больницу". Таким образом, люди идут на смертельный риск для того, чтобы заработать себе на жизнь.
Какова же причина всего этого? Основной причиной мы считаем, как я уже сказал, общую экономическую и социальную ситуацию в нашей стране. А субъективными причинами, как выяснилось, когда мы приступили к изучению этой проблемы, является полное отсутствие государственного учета и контроля за ломообращением и вторичным металлургическим сырьем в нашей стране. С 1997 года упразднена государственная статистика в этой области. Госкомстат на мой запрос ответил, что не владеет никакими цифрами на рынке оборота лома цветных и черных металлов. Это одна из главных причин.
Второй серьезной причиной является, конечно, несовершенство действующего законодательства. Вы знаете, наверное, о том, что мы в Государственной Думе уже дважды в текущем году и в конце прошлого года рассматривали и приняли закон, объявляющий мораторий на 5 лет на экспорт цветного металла за пределы России. Однако, как вы знаете, более полугода этот закон пролежал в верхней палате, в Совете Федерации, и сенаторы, в конце концов, применили вето на данный законопроект. Можно упомянуть и закон, вводящий дополнительную статью Уголовного кодекса за кражи металлосодержащих инструментов, оборудования, средств связи, средств транспорта, который вносился группой депутатов, и, в частности Петром Борисовичем Щелищем. Я не уверен, что закон найдет свою практическую реализацию, хотя бы потому, что даже в момент обсуждения его в первом чтении, он с большим трудом прошел при голосовании в Государственной Думе.
Но мне представляется, что главная причина не в том, что у нас полностью отсутствует какая-то уголовно репрессивная практика, а то, что условия бесхозяйственности в этой сфере создают серьезные условия для криминала, в том числе и коррупции. Незаконная предпринимательская деятельность приносит огромную прибыль. В ряде легальных видов деятельности по оборону лома цветных и черных металлов также выявляются серьезные правонарушения. Поэтому рабочая группа, которая создана по моей инициативе, идет по нетрадиционному пути.
С одной стороны, мы бы хотели, чтобы в действующее российское законодательство единовременно, одним пакетом, были внесены существенные изменения, касающиеся сферы экономических взаимоотношений в области оборота ломообразующих предприятий, вторичного металлургического сырья. Это и закон об акционерных обществах и предпринимательской деятельности, это и гражданское, таможенное и налоговое законодательство, ну и, разумеется, уголовное законодательство.
Действующее уголовное законодательство имеет серьезные изъяны. Как-то я уже приводил примеры того, как милиция, правоохранительные органы выявляют злоумышленников, ловят их на месте преступления. Но дело в том, что существенной ответственности эти лица за причиненный ущерб не несут, по той простой причине, что прямой ущерб, который причинен их действиями, это всего лишь отрезанный кусок телефонного кабеля длиною 6 метров. Оцениваемое по количеству принимаемого лома, это малозначительное хищение, мелкое хищение, злоумышленник может отделаться и административной ответственностью. А то, что из-за этих действий оказался обесточен целый район, остались без связи люди, которые не смогли вызвать скорую помощь, если кому-то стало плохо, и медики не смогли оказать своевременную неотложную помощь, и человек скончался, - это во внимание не принимается.
Или, скажем, разборка шин цветного металла, в лифтах, высотных домов и так далее. К каким последствиям это может привести? - К тому, что шахты падают, люди гибнут. Бывают и такие случаи.
И так же, разумеется, если злоумышленники выявляются, они несут ответственность только за прямой причиненный ущерб и никакой ответственности за те последствия, и ту общественную опасность деяний, которые они совершают.
Вы, наверное, помните чеховский рассказ о климовском мужике, который отвинчивал гайки с рельсов. Конечно, в то время паровоз был в диковину. И люди откручивая эти гайки на грузило, может быть, действительно не понимали, что от этого и поезд сойдет с рельсов, и люди погибнут. А сейчас эти рельсы разбираются целыми километрами вполне сознательно, люди понимают, что они делают. И это может расцениваться в уголовном порядке не иначе, как диверсия. Вот почему мы считаем необходимым, чтобы были внесены изменения и дополнения в действующее законодательство.
Однако главное внимание мы все-таки уделяем необходимости государственного учета и контроля на этом рынке, регуляции экономических взаимоотношений путем соответствующего учета и контроля. У нас есть на этот счет ряд серьезных детальных предложений, достаточно нетрадиционных, которые, может быть, покажутся вам интересными.
Вот для начала то, что я хотел вам сказать. А сейчас, если есть у вас вопросы, я готов ответить.
Воробьева Т.Е., газета «Власть в интересах народа»: Скажите, пожалуйста, если действительно изложить материал таким образом, что нет государственного контроля, цветные металлы содержатся в проводах, еще где-то, в лифтах (я в первый раз сегодня об этом узнала) не будет ли обратной реакции? Не подвигнем ли мы тех, кто не собирался, может быть, воровать, мальчишек каких-то на то, чтобы?... Как это, по-Вашему, подать, изложить, чтобы не сделать обратного?
Останин В.С. Чтобы это не выглядело подстрекательством? Это, кстати, тоже уголовно наказуемое деяние.
Говоря о государственном учете и контроле на этом рынке, я имел в виду, прежде всего, следующее. Скажем, предприниматель решил открыть приемный пункт по приему и переработке цветного металла. Идет в государственный орган за получением лицензии - разрешением на этот вид деятельности. Путем взятки или каким-то иным путем он эту лицензию получает, но, учитывая, что эта проблема имеет самый актуальнейший характер для всей нашей страны и общества в целом, надо этой проблеме уделять особое внимание. И в этом случае и местные органы на местах, органы местного самоуправления, которым может быть дано такое право, органы субъекта Федерации и т.д., в первую очередь, должны проверить, что ты за человек, что у тебя за душой, т.е. твой имущественный ценз. Если у него есть, скажем, только сварочный аппарат, если у него пустой мусорный контейнер и какой-то разбитый сарай, а он собирается делать бизнес именно на цветных металлах, то, естественно, в таких условиях выдавать лицензию нельзя. Это, во-первых.
Во-вторых, даже те люди, которые добровольно несут свои чайники, кастрюли и пр. вещи, которые оказались им не нужными, или, в конце концов, им не на что купить себе хлеба, ведь, так или иначе, занимаются предпринимательской деятельностью. Если человек идет в ломбард, сдает какую-то вещь, пусть она дороже, пусть ценнее того, что несется в пункт приема лома цветных металлов, то там требуют паспорт. Кто вы такой? Что вы сдаете? Запишут в соответствующую книгу, а в отношении цветных металлов ничего подобного нет.
Поэтому порядок должен быть такой: открывается предприятие по приему и переработке лома цветных металлов, оно получает соответствующую лицензию, сдатчики лома цветных металлов обязательно заключают с этим предприятием трудовые соглашения как физические лица, потому что они обязаны за эту деятельность платить соответствующий налог и т.д. Их деятельность должна фиксироваться. Для каждого сдатчика можно предусмотреть существование индивидуального контейнера, куда он складывает свой лом. В случае, если совершилась кража, органы правопорядка идут проверять, и если обнаруживают краденный металл, то в этом случае они вправе предъявить претензии хозяину предприятия. В административном праве необходимо предусмотреть такие вопросы.
Если, скажем, одно и то же предприятие замечено в том, что принимает криминальный металл, добытый преступным путем, есть все основания для того, чтобы изъять лицензию, привлечь предпринимателя к строгой административной ответственности.
И здесь должна помочь пресса, т.е. вы. Необходимо шире освещать такие факты, рассказывать о таких явлениях, чтобы такая деятельность пресекалась, чтобы не было так просто взять, сорвать, скажем, алюминиевую трубу с какой-то бани, утащить её и сдать в пункт приема, потому что там потребуют фамилию, паспорт и т.д., потому что все это смогут проверить. Вот что имеется в этом в виду. Вот каким образом, я думаю, пресса должна эти вещи подавать, а мы будем продолжать разработку соответствующих законопроектов. Я, конечно, понимаю, что зарегламентировать всё до мельчайших деталей в этой области невозможно.
Дикий рынок, который сейчас существует, приносит в целом миллиардный ущерб нашей стране, это вторичное сырье идет в основном на экспорт, а наши металлургические предприятия простаивают, поэтому есть большая потребность в этих изменениях. Очень важно взять это дело под соответствующий контроль. Когда мы обратились в 16 министерств и ведомств с запросом о том, каково состояние дел в подведомственных им отраслях по учету и контролю за ломообразующими объектами, то практически ни одно из них не могло дать нам внятного ответа, в каком количестве образуется у них цветной металл, цветные отходы или отходы цветного металла и так далее. Особенный бардак - в Министерстве обороны. С жалобой ко мне обратились бывшие офицеры ракетной секретной части, рассказав о том вопиющем случае, когда, практически действующая установка была разобрана и продана на металлолом. Без контроля все это оставлять нельзя. Эта сфера должна быть взята под строгий контроль, контроль должен проникать во все отрасли сверху до низу и по горизонтали. Это облегчит работу правоохранительным органам по выявлению подобных правонарушений и пресечению преступной деятельности.
Наиболее осведомленными в сфере криминального оборота лома цветных металлов оказалась Генеральная прокуратура, и ни одно другое отраслевое ведомство. Министерство по печати и телевидению, например, дало нам ответ о том, что ничего ломообразующего на их объектах не существует, хотя это совершенно не так. Предприятия полиграфии, предприятия связи, и так далее, которые находятся в подчинении этого ведомства, имеют в наличии цветные металлы. Однако, на наш запрос даются вот такие отписки.
______. «Московская правда».
Насколько я знаю, пресса пишет об этом очень много. И, в частности, о последнем случае, который был у всех на глазах, когда отпилили руку со скульптуры Турандот на Старом Арбате. Остается непонятным, почему нельзя проследить за следами воров в каждом конкретном случае. Понятно, что таких случаев много, когда разобрали какую-то установку, но подобный случай происходит на глазах у всех. Кто конкретно в этом виноват? Какое законодательство для этого нужно? Есть же конкретные виновники, что это было сделано.
И второй вопрос. Что касается "РАО ЕЭС"… Насколько я понимаю, они заинтересованы в том, чтобы у них воровали. Несколько грубый вывод. Если Россия предъявляет нуль претензий Казахстану за то, что там сняли все провода, разорвана единая энергетическая система, значит им это выгодно. В этом смысле можно ли что-то сделать? Спасибо.
Останин В.С. Начнем с последнего вопроса. То, что касается российского акционерного общества "РАО ЕЭС РОССИИ", то оно уже стало притчей во языцах во всех отношениях, не только по этой части, не только потому, что пользуется своим рубильником и тарифами так, как пожелает и не контролирует то, что, казалось бы, обязано контролировать. Да, есть серьезные основания считать, что это кому-то выгодно. В условиях мутной воды всегда удобно ловить рыбу. Поэтому мы связываем необходимость внесения законодательных инициатив в этой области, как первоочередный шаг в борьбе с коррупцией. Как мы можем расценивать вето наших сенаторов на, как нам казалось, вполне реальный правильный закон о моратории на экспорт цветного металла за рубеж на 5 лет? Наверное, есть основания об этом серьезно подумать. Не случайно, наверное, нашей палатой не был принят вчера закон «О борьбе с коррупцией». Я думаю, что мои коллеги-депутаты поступили неправильно, когда не поддержали данный законопроект.
Что касается той руки, о которой вы говорите, о хищениях рук и голов, уникальных вещей и разграблении памятников. Нередки случаи вандализма. Буквально накануне Дня победы я был у себя в Барнауле, встречался с ветеранами 87-ой кавалерийской дивизии, 2-ой ударной армии, которые прорывали блокаду Ленинграда, так там сорвали алюминиевую мемориальную доску. Она была увесистая. Сорвали, наплевать им на то, что это, все-таки, мемориальная доска. А на кладбищах что делается? И так далее... Это акты вандализма.
Если поймали бомжа или человека с вполне установленным местом жительства и установленной личностью, а он несет набалдашники с могильной оградки выточенные из нержавейки, то надо привлекать его не только за то, что он украл или похитил чужое имущество, ему не принадлежащее, но и за акт вандализма. Это же не бесхоз, это же кому-то принадлежит, но он при этом проявил акт вандализма. За это, конечно, должна наступать дополнительная ответственность. Однако этого сейчас в действующем законе нет, а мы и предлагаем внести в него необходимые изменения.
Канардов. Газета «Мир новостей».
Валерий Сергеевич, а не кажется ли Вам, что эта проблема комплексная, ее нельзя решить мораторием на пять лет, и ограждением наших граждан от этих актов вандализма? Может быть, на каком-то этапе, на первом этапе запретить прием цветных металлов от бомжей, о которых вы сейчас говорили? Потому что они, действительно, наносят колоссальный ущерб. Я знаю о многочисленных случаях воровства в Подмосковье, в садовых дачных товариществах. Влезая в дом за одной кастрюлей, эти бомжи могут разрушить, сжечь, уничтожить весь дом, а возьмут лишь кастрюлю.
Останин В.С. Могут выломать оконные рамы, двери....
Канардов. То есть, может быть, на первом этапе хотя бы запретить сдачу цветмета бомжам, принять такой закон, который бы ограждал наших граждан, не государство, а именно граждан. Спасибо.
Останин В.С. Согласен с Вами, но как я Вам уже сказал, у нас в законодательном порядке в этом отношении не сделано даже элементарных вещей. И я пытаюсь Вам объяснить, почему. Поэтому мы и готовим, подготовили очень подробную служебную записку на имя Председателя Правительства по этому поводу, где ставим все эти проблемы, начиная с крупных ломообразующих предприятий, Министерства обороны, и так далее, и кончая бомжами и уголовной статистикой, и всем, что с этим связано.
Мы предлагаем, каким образом надо решать эти проблемы. И мы предлагаем депутатские, законодательные пути, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Мы говорим Михаилу Михайловичу: "Михаил Михайлович, вот такие проблемы, если Вы с нами согласны, то давайте создавать совместную рабочую группу. Мы разработаем целый комплекс законов и внесем пакет. Если Вы считаете, что пакет законопроектов невозможно принять, то давайте хотя бы последовательно пойдем по этому пути".
Но вот то, о чем вы говорите, когда на местном уровне пытаются принять законодательные акты… Я был свидетелем того, как наше краевое Законодательное Собрание издало закон, запрещающий прием цветмета от физических лиц. Тут же начался визг и вой: нарушение закона «О предпринимательской деятельности». А если в законе «О предпринимательской деятельности» не прописан запрет на этот вид деятельности? Если он не отнесен к особому виду деятельности? Если в этом законе не прописано то, как должна осуществляться адресная приемка металла, то подобные случаи хищений и вандализма, естественно, будут продолжаться.
Мы будем использовать все возможности, которые в этом отношении имеются в нашем распоряжении. Если не удастся решить эту задачу в масштабном плане, то мы будем решать ее локальными частями. Начать надо, конечно, с этого. Я понимаю, что объектам народного хозяйства, крупным предприятиям наносится серьезный ущерб, но когда у людей уносят последний алюминиевый таз, это тоже плохо. И с этого нужно начинать.
У милиции, кстати, нет проблем с раскрытием подобных преступлений. Процент раскрываемости этого вида преступлений растет. Он не снижается, а растет. Воров выявляют. Дело в том, что эти люди не получают должного наказания. Не подсчитывается тот общий ущерб, о котором вы говорите, когда залезли в дачный дом и сломали оконную раму.
А у нас, собственно, нет уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности жилища. Уголовная ответственность у нас наступает только тогда, когда к вам в квартиру залезли и что-то украли. А если нарушили неприкосновенность вашего жилища, проникли в вашу квартиру, что часто используется теми же спецслужбами, то никакой ответственности никто за это не несет. В уголовном порядке это соответствующим образом не отрегламентировано. Поэтому здесь требуется соответствующее решение законодателей.
Вопрос. А какие сроки предполагаются ... за вандализм ?
Останин В.С. Мы не предлагаем такое наказание, какое вчера предложила Вера Александровна Лекарева для наркодилеров - смертную казнь. Таких сроков мы не предлагаем.
Я говорю о том, что случае, если, скажем, злоумышленник разобрал шинную сборку лифта, в результате чего погибли или могли погибнуть люди, то это надо расценивать, как покушение на убийство, помимо того хищения, которого они совершили. А соответствующие сроки за покушение на убийство уже прописаны в законе. Требуется только ввести норму, когда к этим видам преступлений добавлять соответствующую диспозицию, которая бы квалифицировала их действия настоящим образом. Вот в чем смысл.
Если разбираются рельсы перед идущим экспрессом, и прочее, прочее, если отрезаются электролинии, обесточивающие жизненно важные объекты, а в это время проходит хирургическая операция в больнице и погибает человек, то эти преступления надо расценивать, как покушение на или умышленное убийство. Злоумышленник не может не знать, не предполагать последствия того, что он творит. Из этого мы исходим.
Нет больше вопросов? Тогда, спасибо за Ваше участие в пресс-конференции.
См. также:
Пресс-релиз "Валерий Останин: Ситуация на рынке лома цветных металлов должна быть поставлена под государственный контроль",
20 июня 2001 года
РИА "Новости" о пресс-конференции В.С. Останина, 14 июня 2001 года
|