[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [В. Останин]
В.С. Останин
У семи нянек дитя без глазу
21 февраля 2001 года

Наркомания в стране и тенденции её развития представляют собой самую серьезную угрозу национальной безопасности. Прямым следствием наркомании нередко является ВИЧ-инфекция. Так, если на весну 2000 года органами здравоохранения г. Бийска было выявлено 180 ВИЧ инфицированных, то к осени 2000 года - более 400. Как говорят медики, основная причина заражения СПИДом - шприцы наркоманов.

Основными причинами роста наркомании являются:

- несовершенство действующего законодательства,
- открытость российских границ для контрабанды и транзита наркотиков,
- несогласованность действий правоохранительных органов, таких как таможня, пограничная служба, милиция, ФСБ, в том числе и внешняя разведка,
- неэффективность лечения наркоманов, отсутствие финансирования лечения.

Ситуация борьбы с наркотиками напоминает русскую пословицу "У семи нянек дитя без глаза". Различные ведомства страны занимаются борьбой с незаконным оборотом наркотиков, органы субъектов РФ и местного самоуправления издают различные законодательные акты, а воз и ныне там.

Следует отметить, что программа государственных мер по борьбе с наркоманией, принятая в 1998 году до сих пор не исполняется, лишена необходимого государственного финансирования и носит чисто декларативный характер. В правительстве М. Касьянова создана специальная комиссия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но практических результатов ее работы на сегодняшний день нет.

Главное бремя в борьбе с незаконным оборотом наркотиков лежит на органах МВД, имеющих очень слабые показатели борьбы с этим явлением, что вызвано рядом субъективных и объективных причин. В значительной мере, это связано с коррупцией сотрудников тех подразделений, которые обязаны бороться с наркоманией. Отчитываясь о своей борьбе с незаконным оборотом наркотиков, правоохранительные органы работают на показатели, которые выражаются в конкретной цифре: сколько преступлений раскрыто в прошлом году, сколько в текущем. Если есть хотя бы небольшой прирост в числе задержанных, то отмечается прогресс в работе правоохранительных органов, хотя реальное существо дел свидетельствует об обратном.

Анализ работы "силовых" структур показывает, что акцент уголовных репрессий направлен не на наркодельцов, которые активно используют возможности подкупа сотрудников правоохранительных органов, а непосредственно на наркоманов. Вместо того, чтобы применять к наркоману меры медицинского характера, проводить активное лечение, его сажают в тюрьму, а милиция записывает еще одну галочку в деле успешной борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Очевидно и несовершенство судебной системы России. Изучение судебной практики показывает, что довольно часто суды выносят по наркодельцам и наркодилерам неоправданно мягкие приговоры, назначая наказание порой ниже минимального предела.

Для активизации борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков под моим руководством в Комитете по безопасности ГД создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты, знающие эту проблему не понаслышке: из НИИ наркологии Минздрава РФ, из НИИ МВД РФ, в том числе действующие практические работники, а также сотрудники аппарата Комитета Госдумы по безопасности.

Сейчас мы прошли первый этап сбора и анализа данных по состоянию борьбы с наркоманией в России. Концепция нашего законопроекта, который будет предложен для принятия парламентом, будет заключаться в смещении акцента от борьбы с наркоманами на наркодельцов. Минимальная мера наказания для них будет 10-15 лет в зависимости от объёма и силы действия того или иного наркотика, структуры их бизнеса. В особых случаях уголовное наказание будет предусматривать и пожизненное заключение. Усилится ответственность за вовлечение людей в потребление наркотиков.

На наш взгляд, необходимо усилить наказание, вплоть до пожизненного заключения, и за коррупцию тех сотрудников правоохранительных органов, которые вместо борьбы с наркодельцами, вступили с ними в преступный сговор, способствуя распространению наркомании.

Второй блок вопросов, который нами рассматривается, будет направлен на обеспечение наиболее эффективного лечения наркомании, в том числе и принудительного. Нами будет внесен пакет поправок в гражданское законодательство. Необходимо решить вопрос о лишении дееспособности наркоманов, чтобы они не имели возможности распоряжаться имуществом и собственностью, а им определялись попечители. Нужно также усилить административную ответственность тех должностных лиц, чиновников различных уровней, работников Минздрава, которые не принимают должных мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Будут внесены поправки и в таможенное законодательство (для обеспечения более эффективного противодействия ввоза наркотиков из зарубежа и их транзит), семейное законодательство (все, что связано с обеспечением прав и гарантий семей, в которых выявляются наркоманы), и ряд других действующих законодательных актов. Все эти поправки будут внесено единым пакетом. Мы намерены реализовать весь объем наших законодательных инициатив к концу третьего квартала.

Сейчас наша рабочая группа прошла стадию сбора, обработки, анализа и изучения статистики распространения, динамики и латентности распространения наркотиков. Был обобщен опыт судебной и уголовной практики. Сейчас мы приступили к изучению зарубежного опыта борьбы с наркоманией, а также проводим подробный анализ действующего российского законодательства. Следует отметить положительный опыт Кабардино-Балкарии, принявшей закон о борьбе с наркотиками. Мы намерены взять все лучшее из этого закона.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и готовы выслушать предложения по будущему пакету поправок в действующее законодательство. Для работы над пакетом поправок рабочая группа будет привлекать различных специалистов, в том числе из учебных заведений системы МВД. Нами делаются запросы на кафедры различных институтов, в НИИ прокуратуры РФ, НИИ МВД, которые занимаются проблемой борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией. Мы будет налаживать тесные связи с практическими работниками органов МВД, которые занимаются борьбой с наркотиками. Рабочая группа будет сотрудничать с общественными организациями, которые ставят своей целью борьбу с наркоманией, в т.ч. с теми, которые создаются из числа близких родственников наркоманов.

Депутат Государственной Думы, член Комитета по безопасности,
Валерий Останин

21 февраля 2001 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [В. Останин]


info@yabloko.ru