Депутат Госдумы, член Комитета по безопасности Валерий Останин прокомментировал планы Министерства внутренних дел по созданию окружных управлений внутренних дел в каждом из семи федеральных округов России.
Валерий Останин знает ситуацию в милиции не понаслышке. В 1978 г. он закончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР. После окончания школы служил в УВД Алтайского края в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника уголовного розыска, заместителя начальника РОВД по оперативной работе и начальника РОВД. С 1988 г. по 1990 г. учился в Академии МВД СССР. С 1990 г. по 1992 г. работал в должностях начальника 6-го отдела (создавал отдел по борьбе с организованной преступностью в структуре УВД), первого заместителя начальника Службы криминальной милиции УВД Алтайского края. За время службы в милиции за личное раскрытие тяжких, опасных преступлений, в том числе личное задержание опасных преступников, выявление и задержание преступных группировок, выявление фактов организованной преступности в сфере экономики, получил более 30 поощрений от руководства МВД. Награжден медалями 3-х степеней "За безупречную службу в органах внутренних дел".
Создание окружных УВД или, как они, скорее всего, будут называться главками МВД - вещь дорогостоящая и нецелесообразная. Она ляжет дополнительным бременем на бюджет, усложнит деятельность региональных УВД, межрегиональных управлений по борьбе с организованной преступностью, повлечет за собой раздувание штатов УВД. Главной задачей окружных управлений будет контроль за деятельностью региональных УВД, а контроллеров в милиции и так достаточно.
На мой взгляд, эффективность работы окружных УВД будет ничтожной. Начальники управления, назначаемые указом Президента России, будут носить звание генерал-полковников и иметь двух первых замов, также являющихся генералами. Для их деятельности понадобятся персональные лимузины, обслуживающий персонал, помещения и т.д. Основным результатом станет лишь увеличение числа генералов, при том, что их количество в системе МВД и так избыточно. Если раньше в регионе единственным генералом был начальник УВД, то теперь в каждом регионе, субъекте России, их уже минимум три. Генералами являются начальник УВД, его первый заместитель и заместитель по следствию. Недавно новый министр МВД определил ни много ни мало девять своих заместителей: каждый из которых будет иметь чин генерала. Руководитель пресс-службы МВД также теперь является генералом. Полагаю, что число генералов в структуре МВД должно быть сокращено до минимума.
Создаваемый слой начальников вряд ли будет заниматься непосредственной борьбой с преступностью. Преступления раскрывают рядовые сотрудники, офицеры уголовного розыска. Если только что назначенный министр хочет повысить эффективность работы милиции, то ему надо заняться не увеличением числа начальников-генералов, а укреплением передового звена милиции. Форпостом МВД являются районные отделы милиции, которые сейчас влачат жалкое существование: изношена техника, штатная численность и зарплаты - малы, а текучесть кадров - высока. Следственные работники мало профессиональны, потому что лучшие сотрудники уходят на более высоко оплачиваемую работу. В связи с этим расследования проводятся неквалифицированно, преступники уходят от уголовной ответственности. Коррупция в системе МВД достаточно высока.
Считаю, что необходимо пересмотреть всю структуру МВД. На мой взгляд, она громоздка и плохо управляема. Главное внимание должно быть уделено укреплению оперативных служб - управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подразделений по борьбе с терроризмом.
Нужно пересмотреть функциональные обязанности участковых служб милиции. Зачастую они занимаются несвойственной им работой: проверяют киоски, коммерческие структуры, помойки, следят за осуществлением санитарного режима. Для этого есть другие ведомства - санэпидемстанции, налоговые органы и пр.
Территории городов должны быть разбиты на микроучастки (в размере территории, обслуживаемой одним участковым), в каждом из которых находился бы пикет или пункт милиции. Необходимо добиться того, чтобы главной задачей участковых стала профилактика и раскрытие преступлений. Служба участковых должна работать круглосуточно, осуществляя патрулирование участков совместно с патрульно-постовой службой. Участки городов и поселков следует охватить сетевым маршрутным графиком движения пеших и моторизованных патрулей, оптимизированным таким образом, чтобы тот или иной патруль прибывал по вызову за 3-4 минуты. Каждая минута промедления с прибытием на место происшествия стоит дорого - резко снижается возможность раскрытия преступления по горячим следам.
Нужно серьезно разобраться с критериями оценки работы милиции в целом и ввести эти критерии в форме федерального закона. Существующая статистика, которой руководствуется милиция, позволяет "втирать очки" и населению, и Президенту, и правительству. Так, в Алтайском крае за мелкие преступления: нарушения правил торговли, другие нарушения, влекущие уголовную ответственность, не связанную с лишением свободы, привлекаются к ответственности 12000 человек в год. По этим преступлениям не проводится расследование, а лишь осуществляется дознание по протокольной форме. Существующая система такова, что перед каждым участковым, перед каждым работником паспортной службы, сотрудником ГИБДД, стоит задача выявить определенное количество таких преступлений. Таким образом, для выполнения "плана по валу" под уголовную ответственность попадают люди за совершение малозначительных преступлений. Большой объем общего вала зарегистрированных преступлений позволяет уменьшить долю тяжких преступлений, раскрываемость которых невысока. По моему мнению, критериями работы милиции должно быть раскрытие именно тяжких преступлений: убийств, разбойных нападений, изнасилований, грабежей, краж, совершенных квалифицированным образом, преступлений в сфере экономики, а также эффективность борьбы с коррупцией, с наркодилерами и наркоторговцами.
Считаю, что войсковые подразделения системе внутренних дел не нужны. На Министерство возложена сугубо специфическая задача - борьба с преступностью, а не войсковые операции. Для разрешения чрезвычайных ситуаций, как на Северном Кавказе, нужно привлекать национальную гвардию, подчиненную непосредственно президенту. Войска должны быть выведены из подчинения МВД, и на их основе создана профессиональная национальная гвардия.
Тушение пожаров также является функцией, несвойственной МВД. Думаю, что нужно передать пожарные службы МВД в подчинение Министерству по чрезвычайным ситуациям.
Внимание министра должно быть также обращено на подбор и обучение милицейских кадров. Высшие учебные заведения МВД сейчас переведены в ранг институтов, а раньше это были специализированные высшие школы милиции, где учили только милицейскому мастерству. Сейчас выпускники учатся пять лет за государственный счет, получают общий диплом юриста, и, в основном, идут работать не в милицию, а коммерческие фирмы, где зарплаты намного выше. Учебные заведения должны готовить милицейские кадры, умеющие раскрывать и проводить профилактику преступлений. Необходимо пересмотреть систему среднего и высшего милицейского образования. Выпускники средних школ милиции - это рядовой сержантский состав, занимающийся охраной общественного порядка, объектов, а также основной состав СОБРов и ОМОНов. Выпускники высших школ - это следователи и сотрудники оперативных служб.
В заключение хотел бы заметить, что слово "милиция" является анахронизмом советского времени (в переводе с французского "вооруженные рабочие отряды"). Практически во всех государствах мира, в т.ч. и странах СНГ, нет понятия "милиция" - преступностью и охраной порядка занимается полиция. Считаю, что России нужна профессиональная криминальная полиция.
|