[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [С. Митрохин]
Муниципалы: мы еще повоюем
"Новый компаньон", №110.
Пермская деловая и политическая газета

Оригинал см. на http://www.sdi.ru/~kompanjon/110/11.html

Гражданское общество представляется идеальным типом, которому должен соответствовать стабильный демократический социум, ориентированный на защиту прав населения. В качестве неотъемлемой составляющей такой системы рассматривается местное самоуправление (МСУ). Процесс его институционализации начался в России в 1995 году, когда был принят закон “Об общих принципах местного самоуправления”. Это отнюдь не первая дата рождения местной власти. Ее право на существование неоднократно признавалось и с той же частотой оспаривалось. Желающие уничтожить местное самоуправление есть и сегодня.

В 1998 году был создан Координационный совет собрания руководителей представительных органов местного самоуправления городов России, деятельность которого направлена на формирование и развитие МСУ, защиту прав и законных интересов муниципальных образований.

Виктор ЗЕЛЕНКИН, заместитель начальника управления президента РФ по вопросам местного самоуправления:

— Очень важно, когда собираются руководители и ставят проблемы характерные, типичные для всех. Все наработанные предложения уходят или в правительство, или в администрацию президента, в общем, в федеральные органы власти и без внимания не остаются. Когда в федеральных органах видят, что единодушное мнение по конкретному вопросу выражено большим коллективом руководителей местного самоуправления, то и отношение к решению этой проблемы несколько другое.

Позиция федерального центра имеет судьбоносное значение для местного самоуправления. В результате декабрьских выборов в Государственную думу ее состав претерпел существенные изменения, в том числе сильно преобразовался комитет по местному самоуправлению. Для того, чтобы высказать свое отношение на сей счет, Координационный совет (КС) принял решение провести заседание. 4 февраля оно впервые состоялось в Перми.

Председатель Пермской городской Думы Валерий Сухих, который руководит информационно–аналитической секцией КС, доложил в своем вступительном слове, что среди его коллег ходила шутка: “Если местное самоуправление серьезно заболеет, мы соберемся в Перми”. Симптомы заболевания обнаружены — пришло время их обсудить.

Члены Координационного совета обеспокоены прежде всего тем, что комитет по местному самоуправлению не пользуется популярностью среди депутатов. В процессе распределения думских портфелей большинство обладателей мандатов предпочло пойти в комитеты по бюджету, по экономике, по промышленности, по топливно–энергетическому комплексу, словом — поближе к деньгам. По сусекам нижней палаты российского парламента наскреблось всего лишь 10 человек, которые решили трудиться на благо местного самоуправления. Из прежнего состава Думы в комитет вошел только один депутат — Сергей Митрохин от “Яблока”. Именно он и заместитель председателя комитета Надежда Корнеева, состоящая в членских рядах КС, расцениваются руководителями городских дум и советов как “нормальные люди”. В целом же, по замечанию Виктора Зеленкина, “комитет маленький и далеко не профессиональный”.

Тем не менее позитивным нужно считать и то, что его вообще удалось сохранить. В противном случае местному самоуправлению стало бы намного сложнее лоббировать свои интересы, и вирус, подхваченный им, мог бы привести к летальному исходу. К счастью, все остались живы. Комитет по МСУ возобновил свою работу в конце января и утвердил план деятельности на весеннюю сессию. Депутаты приняли решение в первую очередь рассмотреть те законопроекты, которые не успели до конца подготовить их предшественники.

Надежда КОРНЕЕВА, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Госдумы:

— Самый принципиальный вопрос — это межбюджетные отношения. Закон “О финансовых основах МСУ” принят, но работает недостаточно хорошо. Сейчас мы создали согласительную комиссию с Советом Федерации, чтобы внести ряд изменений в этот закон. Закон “О разделении государственных полномочий” тоже очень долго рождается в недрах Думы. Те государственные полномочия, которые передаются на уровень местной власти, должны финансироваться, должен быть какой–то механизм. Это, наверное, самое главное. И еще: на местах пока не урегулированы земельные отношения.

Члены Координационного совета одобрили обозначенные думцами приоритетные направления деятельности. Особенно они заострили внимание на межбюджетных отношениях, которые являются яблоком раздора между субъектом РФ и областным центром.

Заместитель председателя Ульяновской городской Думы Галина Смолянкина доложила коллегам о конфликте, произошедшем в Ульяновской области. Областная администрация заблокировала счета городской мэрии, выставив против нее судебный иск с требованием возвратить ссуду, взятую в прошлом году. Виктор Зеленкин подтвердил неправомерность действий областной администрации и рекомендовал известить об этом администрацию президента.

Руководители представительных органов МСУ подчеркнули, что снижение бюджетной обеспеченности — это общероссийская тенденция. Не только Ульяновская область, которая является самой низко обеспеченной территорией РФ в плане количества бюджетных средств на одного человека в год (в 1999 году — 700 рублей), но и территории–доноры ежегодно теряют свои нормативные отчисления. Так, например, председатель Тюменской городской Думы Сергей Сметанюк сообщил, что с 1997 по 1999 год процент денег, который остается в городе, снизился с 34 до 18.

Руководству Перми удалось изменить ситуацию в лучшую сторону. Приглашенный на заседание КС глава города Юрий Трутнев проинформировал о том, что из бюджета в 1,7 млрд рублей в прошлом году вышли практически на 2,5 млрд рублей в нынешнем.

Члены КС предложили депутатам активнее использовать в своей деятельности парламентские слушания и привлекать к повседневной работе представителей местной власти, не понаслышке знающих о проблемах муниципальных образований.

Руководители представительных органов МСУ поделились и своим мнением относительно проекта преобразования думского комитета по местному самоуправлению, разработанного его председателем Владимиром Мокрым. Руководствуясь тем обстоятельством, что состав комитета очень малочисленен, в связи с чем подкомитеты должны быть глобальными по охвату деятельности, его глава предложил вместо 4–х структурных единиц, как это было ранее, создать 5 по следующим направлениям: работа с муниципальными образованиями, с муниципальной службой, с представительными органами, подкомитеты по правовым вопросам и по экономическому развитию.

Яков СИЛИН, председатель Екатеринбургской городской Думы, глава КС:

— Мы обсуждали предложения нового председателя комитета — они нас не устраивают. Если останется такой состав подкомитетов, а это направления деятельности, то деятельность комитета уйдет в обсуждение проблем ради проблем. Нужно, чтобы финансовые, экономические, хозяйственные вопросы на местах решались через принятие законов на федеральном уровне. Нас интересует конкретика, а не разговоры обо всем. Структура комитета прошлого созыва была более прагматичной. За 4 года существования прежнего состава принято 24 закона. В работоспособности вновь созданного комитета я сомневаюсь. С помощью каких методов можно оказать воздействие на думцев? Предлагать, рекомендовать через наших кандидатов. Они же все в территориях. Давить через них. Либо мы заявляем на местах, что эти депутаты вошли в Комитет, но не работают, либо, если они дают хороший результат, мы выступаем в их поддержку. У нас ограничений в праве заявлять, кто они такие, нет. Либо добровольно, либо давление. Для того мы их избрали. Иначе нам депутаты просто не нужны. Я всегда исхожу с точки зрения здравого смысла.

Есть над чем задуматься. Уж не этот ли самый здравый смысл нашептывает: кто не с нами, тот против нас? И не он ли подсказывает, что если верхи не могут, то низы всегда хотят занять их место? Так вот где закрыта циркуляция элит.

Однако вернемся к местным властям. Руководители представительных органов муниципальных образований подтвердили вслед за Геннадием Селезневым необходимость взаимодействия КС и Совета при председателе Госдумы. Определен план работы КС на 2000 год. Предполагается провести конференцию под его эгидой, посвященную повышению роли представительных органов местного самоуправления в решении социально–экономических проблем муниципальных образований. Председатели местных дум и советов намерены организовать конференцию по проблеме стратегического развития городов России.

По словам главы Координационного совета, мероприятие состоится независимо от того, примут ли в нем участие “Конгресс муниципальных образований” и “Союз российских городов” или нет.

Стремление Якова Силина к самостоятельности, его уверенность в самодостаточности КС не находят разумного объяснения. Местное самоуправление в России еще слишком слабо, чтобы отказываться от сотрудничества с общественными организациями и органами государственной власти.

Муниципалы: мы еще повоюем. "Новый компаньон", №110. Пермская деловая и политическая газета
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [С. Митрохин]


info@yabloko.ru