См. оригинал на странице http://rels.obninsk.com/Rels/Lg/0003/03-02.htm
1. Оценка
фракцией (группой) правового пространства
деятельности местного самоуправления
Российской Федерации, сформированного за
последние годы. Есть ли необходимость в
дополнении законодательной и нормативной базы и
в каких именно аспектах? Нуждается ли она в
модернизации? Собирается ли группа (фракция)
вносить конкретные законопроекты в этой сфере
(если да, то какие именно)?
За последние годы
создана достаточно солидная правовая база для
развития местного самоуправления в России.
Достаточно сказать, что правовая база
федерализма по сравнению с ней выглядит очень
слабой. Разумеется, эта база должна развиваться и
дополняться.
Самый болезненный
вопрос – местные финансы. Сегодня практически
везде местное самоуправление находится под
финансовым гнетом региональных администраций. “
ЯБЛОКО” собирается вносить законы, направленные
на изменение этой ситуации. В частности, мы
считаем, что за каждым муниципальным
образованием должна быть зафиксирована четкая
доля подоходного налога – не менее 70%. Кроме того,
нужно приближаться к четкому закреплению долей и
отчислений от федеральных налогов и по остальным
налогам (на прибыль, НДС и акцизам). Ожидается
развитие правовой базы прав местного
самоуправления на недвижимость.
Особый вопрос – это
муниципальные земли. Мы постоянно противостояли
попыткам Правительства передать городские и
районные земли в распоряжение субъектов РФ. Нам
удалось кое-чего добиться в этом направлении, но
Правительство продолжает проталкивать законы,
крайне невыгодные для местного самоуправления.
2. Каковы на
сегодня основные проблемы местного
самоуправления?
Основной проблемой
местного самоуправления остаются финансы.
Межбюджетные отношения в регионах устроены
таким образом, что бессмысленно работать и
развивать территории и налоговую базу, т. к.
все равно у тебя отнимут все, что ты заработал. С
другой стороны, дотационные территории также не
заинтересованы в развитии, поскольку всегда
получат причитающиеся им трансферты. Это
ключевая проблема. Мы должны выработать такой
гибкий механизм, который стимулировал бы
развитие всех территорий, как доноров, так и
реципиентов. У “ЯБЛОКА” есть предложения на эту
тему, и в скором времени мы будем вносить их в
Государственную Думу.
Большое внимание
уделяется этому вопросу и в президентской
программе Г. А. Явлинского.
3. Кем и каким
образом должен осуществляться контроль за
деятельностью органов местного самоуправления?
Контроль за
деятельностью местного самоуправления,
безусловно, должен быть, но его должны
осуществлять не столько региональные, сколько
федеральные органы власти. Необходима единая
система федерального контроля за деятельностью
региональных и местных властей. Это позволит
федеральной власти выступать в роли арбитра в
конфликтах между регионами и местным
самоуправлением.
Депутат
фракции “ЯБЛОКО”, зам.председателя Комитета ГД РФ по вопросам
местного самоуправления С. С. Митрохин
|