Оригинал статьи см. на http://iclub.udm.ru/delo/15/p14.htm
Депутат Государственной Думы Сергей
Митрохин известен жителям Удмуртии и Ижевска в
особенности. С его именем у нас ассоциируются
прежде всего вопросы местного самоуправления. В
апреле мы будем избирать органы местного
самоуправления столицы Удмуртии. Что думает
сегодня о проблемах муниципальных тот, кто
непосредственно причастен к разработке
федерального законодательства по этому вопросу?
Итак, предлагаем вашему вниманию интервью Ивана
ЗОТОВА с заместителем председателя комитета по
вопросам местного самоуправления депутатом
Госдумы Сергеем Сергеевичем МИТРОХИНЫМ.
- Сергей Сергеевич, есть ли, на ваш взгляд,
существенные недостатки в Федеральном законе
"Об общих принципах местного самоуправления в
РФ", требующие внесения изменений и дополнений
в закон, и если есть, то какие именно?
- В законе, действительно, есть ряд недостатков.
Они носят концептуальный характер. В частности,
не проработан понятийный аппарат. Например, из
определения муниципального образования не ясно,
что это публично-правовая корпорация.
Определение дается через понятие территории. Но
территория - это вторичная характеристика, а
первичная - совокупность жителей, имеющих всю
полноту прав и обязанностей. Отсутствие четкости
в определении влечет очень существенные
недостатки в содержании закона. Практически
размывается понятие ответственности каждого
гражданина, как субъекта местного
самоуправления. Местное самоуправление таким
образом обезличивается.
Более существенный недостаток - внедрение
принципа организации самоуправления в очень
крупных городах, в городах-миллионниках. Когда
столько жителей избирает органы местного
самоуправления, то это ничем не отличается от
формирования органов государственной власти на
уровне субъекта федерации или даже какого-нибудь
небольшого государства. В результате
уничтожается сама суть местного самоуправления -
местная власть отчуждается от жителей, а
противовесов этому закон не создает. Например, он
не обязывает развивать более близкие к населению
структуры самоуправления. Это становится
частной проблемой и отдается на усмотрение самих
местных властей, которые, как правило, в этом не
заинтересованы. Закон не несет стимулов для
создания институтов самоуправления на
микроуровне.
В законе не прописан четко принцип разделения
властей. Это не актуально для мелких
муниципальных образований, но для крупных - это
проблема, потому что представительный орган
местного самоуправления там часто вынужден
подчиняться исполнительному. Мэр может
возглавлять представительный орган местного
самоуправления - закон этого не запрещает. Это
может сыграть негативную роль.
- Можно ли считать, что в России сформировано
правовое пространство для деятельности местного
самоуправления? Есть ли необходимость в
дополнении законодательной и нормативной базы и
в каких именно аспектах?
- Да, в общем виде правовое пространство
сформировано. Формирование нормативной базы
должно продолжаться. В первую очередь это
касается финансовых основ местного
самоуправления. Совсем недавно такой закон
вступил в силу. Фракция "Яблоко" принимала
активное участие в его создании. Он еще нуждается
в дальнейшей доработке, чтобы предусмотреть
большие гарантии финансовой самостоятельности и
независимости местных властей.
Во-вторых, следует создать больше гарантий
обладания собственностью, муниципальной вообще
и в первую очередь собственностью на землю. Нужно
четко сказать местным властям, какими землями
они владеют, урегулировать вопрос передачи
государственных полномочий местным органам
власти.
В законодательстве нужно усилить гарантии прав
на местное самоуправление для жителей поселков,
райцентров или городов районного подчинения, где
это право дискриминируется. Нужно дать
возможность гражданам образовать свою
самоуправляющуюся общину, даже вопреки
противодействию властей.
Очень важно развивать союзы и ассоциации
местных властей, сотрудничество между ними при
решении конкретных вопросов, которые трудно
решить в одиночку. Объединившись, они могли бы
это сделать. В законодательстве нужно
предусмотреть право создавать совместные
целевые фонды, под решение конкретных общих
проблем.
- Каковы на сегодня основные проблемы местного
самоуправления?
- Прежде всего - проблема финансов. Местные
бюджеты находятся в сильной зависимости от
произвола региональных администраций при
распределении финансовых ресурсов. В принципе,
решение этой проблемы содержится в законе о
финансовых основах местного самоуправления и
заключается в том, что федеральные налоги должны
в определенной своей части оставаться в местных
бюджетах. Однако закон нуждается в доработке. Еще
одна существенная проблема - отчуждение граждан
от местного самоуправления. Эту задачу нужно
решать, с одной стороны, стимулируя создание
более мелких единиц общественного
самоуправления. С другой, - облегчая
нормотворческую инициативу населения, усиливая
связи между выборными лицами самоуправления и
населением. Надо способствовать проведению
сходов, референдумов граждан, увеличивать долю
решений, принимаемых на основе прямой
демократии. У нас очень невысокая степень прямой
демократии при решении вопросов местного
значения. Прямая демократия - это возможность
населения непосредственно принимать решения и
диктовать властям свою волю.
- Кем и каким образом должен осуществляться
контроль за деятельностью органов местного
самоуправления?
- Для государственного контроля нормативная
база уже есть - в законе об общих принципах
самоуправления. Местные органы власти
поставлены в достаточно жесткие рамки, и выход за
них влечет возможность определенных санкций.
Другое дело, что органы власти в регионах просто
не представляют этих возможностей и пытаются
контролировать по каким-то старым, чисто
административным схемам: надавить, приказать - не
умеют контролировать местное самоуправление
путем законодательного регулирования и
разрешения конфликта в суде. Контроль должен
быть чисто правовым. Однако действенный и
тщательный контроль за органами местного
самоуправления возможен только при активности
граждан.
|