Оригинал статьи см. на http://www.khv.ru/md/12625/look35.htm
Муниципальная власть, местное самоуправление - сегодня многие политические силы пытаются разыграть именно эту карту. В Хабаровске, к примеру, на возможность создания “партии муниципальной власти” усиленно намекали сторонники главы хабаровской администрации и, по совместительству, председателя городской думы Павла Филиппова, объединенные в движение “Мой город”. Одна из них, кстати, сейчас баллотируется в Госдуму.
Но местное самоуправление - не только лакомый кусочек для новых игроков в политику, это еще и тот фактор, который намного лет вперед определяет возможности развития страны и ее жителей, интересы которых как раз оно и должно обеспечивать.
Сергей Митрохин, побывавший на днях в Хабаровске, - один из тех людей, которые не играют в “партии муниципальной власти”, но прекрасно осознают значимость этого фактора и создают условия для того, чтобы он стал определяющим для нормальной жизни нормальных людей в нормальном государстве, где управление страной не ограничено пределами Садового кольца и пертурбациями в кабинетах Кремля и Белого дома, а доходит до каждого поселка, микрорайона и даже дома.
ИЗ ДОСЬЕ “МД”: Митрохин Сергей Сергеевич, родился 20 мая 1963 года. Образование высшее филологическое. Закончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина, а в 1992 году и Высшие социологические курсы. По специальности - социолог. С 1987 года - активный участник того “броуновского” движения общественно-политической самодеятельности, которое получило название неформального. В историю отечественного неформального движения вошел как один из основателей и авторов самиздатовской газеты “Хронограф”. С 1990 года - заместитель директора Института гуманитарно-политических исследований. Депутат Государственной думы 1-го и 2-го созыва, заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы, член фракции “Яблоко”. Разработчик и соавтор законопроектов: “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления”, “О финансовых основах самоуправления”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и др.
ТРЕТИЙ СЕКТОР -
НЕ БРАК
Вспомните, лет десять назад, во второй половине восьмидесятых, общество взорвалось вихрем общественных инициатив. Самостийные советы микрорайонов, инициативные группы по борьбе за сохранение исторического облика Хабаровска и против АЭС, дискуссионные клубы и “народные фронты”.
Минуло десятилетие - и волны общественной самодеятельности как не бывало. На морском побережье после прилива всегда наступает отлив, а в обществе?
Слово экс-неформалу Сергею Митрохину:
“Неформалы появились тогда и там, где не было никаких условий ни для самореализации личности, ни для деятельности общественных групп. Тот же “Хронограф” был необходим именно тогда как трибуна выражения независимых мнений о текущих событиях, как в самом неформальном мире, так и за его пределами. У людей был спрос на живое, неподцензурное слово, на информацию, полученную без высочайшего повеления партийных работников КПСС.
Самиздат был значительным явлением и до перестройки. Но тогда он был уделом узкого круга диссидентов, а в пик неформального движения стал еще и массовым явлением. Независимые журналы, вестники, газеты и просто хроники возникали повсеместно: сначала в Москве, а потом и в каждом крупном городе. Самиздат был тем особым институтом, который мог игнорировать, скажем, очередной партсъезд, отдавая свою печатную площадь под акцию экологического протеста где-нибудь на окраине города. В самиздате, кстати, было невозможно нынешнее информкиллерство под заказ, хотя жестких слов в отношении власть предержащих его авторы не чурались.
Самиздат исчез, когда появилась возможность выпускать совершенно легальные печатные издания. То же самое с неформальными группами.
Но общественная активность на самом деле не сошла на нет, она просто сейчас проявляется в более будничных, не всегда заметных с первого взгляда формах. Появилось множество общественных организаций, некоммерческих, или, как их еще называют, организаций третьего сектора, которые делают свое дело.
Раньше это было наполовину опасно, наполовину увлекательно и носило экзотический характер, а сейчас стало достаточно обыденным и будничным делом.
И все же мне кажется, что у некоммерческих организаций, групп третьего сектора, есть будущее. Не случайно ведь они так привлекательны для западного спонсора. Там рассматривают третий сектор как элемент гражданского общества, который и намерены поддерживать. Российскому бизнесу тоже пора понять, что лоббированием своих интересов во власти за счет доходов от коммерции реальной демократии не создашь, необходима поддержка энтузиастов-общественников”.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УРОДЕЦ
Местное самоуправление - а что это такое? Мало кто из широкой публики понимает, чем отличается местное самоуправление от других административных органов. От правительственной или президентской власти, от губернаторской. И при чем здесь вообще словечко - самоуправление? Ведь управляемся-то мы не сами, а мэрами и прочими главами поссоветов, которым до фени и общественное мнение, и общественная самодеятельность.
Слово депутату Митрохину:
“Невозможно одним прыжком перескочить из административно-командной традиции в ситуацию полноценно и эффективно работающих органов местного самоуправления. Сегодня реально существует только формальная структура местного самоуправления: выборность мэра. Выборность депутатов представительного органа. Сформирован скелет. Но без активности самого населения, без давления на выборную власть граждан и их объединений он более похож на административного уродца, чем на реальное самоуправление.
Можно ужаснуться и сделать аборт. А можно взяться всем миром и превратить зародыш в жизнерадостного и бодрого младенца, из которого вырастет настоящий человек.
Поясню свою метафору на практике: в Хабаровске мэр - председатель городской думы, большинство решений принимаются не то что без широкого и гласного обсуждения с горожанами, чьи интересы должны отражать эти решения, но даже не проходят через представительный орган. А ведь тот назван представительным именно потому, что там сидят представители жителей города. Им должны быть небезразличны задачи, которые встают перед городом, и те пути их решения, которые предлагает городская администрация или ее глава. Они должны иметь право вето на те постановления градоначальника, которые ухудшают ситуацию в городе. Вот то же решение по автотранспортным предприятиям. Если бы хабаровская администрация работала как эффективный орган местного самоуправления, то решение было бы совершенно иным. Потому что предполагало бы участие профессиональных, общественных, политических групп, гордумы в выработке этого постановления, которое определит судьбу муниципального автотранспорта на много лет вперед. Но ваш мэр предпочел административное решение, которое ударило по интересам всего Хабаровска.
Мне кажется, что все большее количество людей осознает, что их права узурпированы главой городской администрации. И мэрия столкнется не с недовольством своими действиями со стороны губернатора или партий, а со стороны широкой общественности. Появятся общественные группы давления, которые будут требовать изменений в уставе Хабаровска (они уже появились), которые в следующие выборы выдвинут в мэры человека, способного дать толчок не формальному, а реальному самоуправлению, проголосуют за депутатов гордумы, которые смогут конструктивно оппонировать мэру, и не согласные на сдачу поста председателя представительного органа главе горадминистрации.
Горожане должны знать, что за возможности им предоставлены законом о местном самоуправлении. И здесь те же некоммерческие организации должны и могут пойти в народ, чтобы объяснить эти возможности. Тогда не будет того произвола в местном градостроительстве, когда частный застройщик без всякой экспертизы выстраивает в центре города махину-офис на месте детской площадки для трех домов, с жителями которых никто не советуется. Когда закрывают под надуманным предлогом детские сады или библиотеки. Закон сам по себе не может быть волшебной палочкой.
В этом смысле примечателен процесс, который сегодня набирает обороты во многих российских городах (в Хабаровске, насколько я знаю, этой инициативы еще нет). Это формирование комитетов территориального самоуправления - ТОСов. У людей есть готовность решать проблемы своих микрорайонов, которые выпали из поля зрения государственной власти и до которых не доходят руки у местных администраций. Но нет юридического решения по поводу ТОСов. Мы, законодатели, сейчас думаем, какие поправки внести в закон, чтобы гарантировать права ТОСов. Но это не значит, что с принятием поправки они появятся в Хабаровске или Комсомольске.
ТОСы появились там, где граждане начали действовать и заставили власть зависеть от их решений, как и должно быть в соответствии и с буквой, и с духом принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Подготовил
Сергей Мингазов
|