Ответы С. Митрохина на вопросы посетителей форумов "Яблочный сад" и "Задай вопрос депутату" в Интернете
Отправлено: Примус ® , Sep 13,2000,01:17
Кто отвечает за базар? Вопрос по существу.
Обнаружил, что в уставе нашей (Смоленской) области отсутствует ответственность должностных и выборных лиц за результаты своей деятельности.
Вопрос:
1) Имеется ли возможность закрепить в нормативных актах подобного уровня
прямую ответственность вышеупомянутых лиц (за социально-финансово-хозяйственные показатели)?
2) Имеется ли прецедент в России (установления такой ответственности)?
Ответы на эти вопросы помогут подготовить предложения по проекту нового устава.. (Его у нас готовят уже ко второму чтению)
PS Думаю, что этот вопрос актуален не только для нашего региона.
Нельзя установить ответственность должностных и выборных лиц за результаты их деятельности, т.к. невозможно законодательно определить объективные критерии ее оценки. Каждому избирателю предоставлено право самостоятельно решать, насколька эффективна деятельность губернатора или депутата, и эта ответственность выражается в их переизбрании или непереизбрании на следующий срок. Если даже попытаться в законе прописать некие критерии ответственности, то это приведет к бесконечному произволу. Таких прецендентов не имеется ни в России, ни в законодательстве других стран. Главная ответственность - перед избирателями.
Действует ли сейчас система отзыва? Могут ли избиратели отозвать депутата?
Система отзыва депутата - советская, по сути. Она подразумевает принцип императивного мандата. Во всем мире отказались от этого принципа. Есть лишь несколько государств, где действует принцип императивного мандата, это - Нигерия, Индия и Вануату. Необходимо ли нам присоединяться к числу этих стран? Это -варварство. Кроме того, это возможность политического произвола и манипуляций. Возьмем ситуацию, когда на губернаторских выборах побеждает человек, который опередил своего ближайшего соперника всего на 10%. Если будет введена процедура отзыва губернатора, то естественно, проигравшая сторона немедленно привлечет свой электорат для осуществления процедуры отзыва, и избранный губернатор просто не сможет работать на своей должности. Поэтому я против введения в законодательстве процедуры отзыва, хотя можно оставить такую возможность на уровне депутатов местного самоуправления, поскольку там существует гораздо более тесная связь избирателей с депутатами. Это не противоречит мировой практике МСУ.
Отправлено: Quebec ® , Jul 25,2000,00:32
Вопрос Г.А. Явлинскому
Уважаемый Григорий Алексеевич!
Я поддерживаю Вас и вашу партию на выборах с того момента, как имею право голоса. Несколько раз у меня возникали серьезные сомнения в правильности моего выбора, но,хорошенько поразмыслив, я понимал, что все равно голосовать мне больше не за кого. Вначале вы поддержали на выборах губернатора в Волгоградской области господина Шабунина, потом,правда,признали это ошибкой в эфире нашего телевидения. Потом это непонятное присоединение к вам Степашина.
Теперь вы поддерживаете все очень странные законодательные инициативы президента.Я понимаю, что у вас очень натянутые отношения с губернаторами, но вспомните, что вначале разделались с Троцким, а потом с Бухариным. Зачем же добивать тех людей, которые состовляют основу того противовеса, которые сдерживает власть от авторитаризма.
Вам не кажется, что потом Вам, возможно, придется извинятся за эти законы, но будет уже поздно. Соответствующая ссылка: www.vwt.newmail.ru
Губернаторы никогда не являлись противовесами авторитаризма, это - миф, газетная утка. На самом деле, в большинстве регионов установились авторитарные режимы, нарушающие права человека. Губернаторы могут быть противовесами в каких-то других вещах, например, по вопросу распределения трансфертов, но в вопросе защиты прав человека губернаторы скорее будут стоять на стороне авторитарных действий президента и поддерживать его в этих действиях.
Совет Федерации ни разу, на моей памяти, не выступил против попыток ограничить либо свободу слова, либо защитить права человека. Напротив, большинство губернаторов пользовалось своим безграничной властью, влиянием на федеральном уровне, своим членством в Совете Федерации, в целях подавления свободы слова и лругих авторитарных действий в своих регионах.
Единственный способ с этим бороться - поставить губернаторов под президентский контроль. Эти законодательные инициативы придумал не Путин, их придумало "Яблоко", поэтому мы их и поддерживаем. Закон по реформе Совета Федерации, об ответственности губернаторов, с самого начала предлагался "Яблоком" задолго до того, как Путин пришел к власти. Независимо от того, кто их внес, любой президент должен был это сделать, чтобы страна развивалась в цивилизованном направлении. Только в феодальных государствах феодальные бароны заседают в парламенте, как это было, например, в Англии 12 века.
Вообще та система, которую создал Ельцин, очень напоминает Священную Римскую империю германской нации, в которой император избирался князьями. То же самое у нас было во время выборов в 1996 году. У нас не народ избрал президента, а его избрали князья-губернаторы, потому что они контролировали все избирательные урны. Пользуясь безграничной властью, губернаторы занимались тотальной фальсификацией выборов в своих регионах и заключали негласные соглашения с президентом Ельциным. Это абсолютно безобразная, варварская форма государственности, наследие ельцинской системы.
Независимо от того, кто предложил все эти изменения, их надо было безусловно поддерживать, потому что они направлены на движение страны по пути прогресса, по пути элементарной цивилизации. Ельцинская феодальная система отбросила Россию на десятки лет назад, страна стала неуправляемой. Страна, в которой любой губернатор может установить барьер на своей границе, запретить ввоз и вывоз продуктов, это уже не страна 21-го века, а страна 12-13 веков, именно такую страну построил Ельцин. Мы боролись с этой системой с самого начала, и с нашей стороны было бы крайне непоследовательно отказаться от борьбы сейчас, только потому, что эти инициативы внес Путин.
Невменямый налог. SOS из Ивановской области
Отправлено: андрей кирилин ® , Jun 20,2000,04:11
В Ивановской области с 1 июля, в очередной раз, вступает очередная "невменяемая" редакция закона о налоге на вмененный доход, практически полностью уничтожающая мелкий и малый бизнес в области. Ставки увеличены в 3-4 раза! На массовые протесты предпринимателей ОблДума и губернатор не обращают внимания. Заявляют примерно так: "Кроме нас закон никто не имеет права отменить, а нам он нравится!", проще говоря- что хотим то и творим. С 1 июля, согласно этому закону (прозванному в народе "О НЕВМЕНЯЕМОМ налоге"), магазин, площадью 20 кв.м. должен платить налог ежемесячно от 1300 руб. и выше. Для справки: такой магазин в Ивановской области в среднем имеет в день выручку в размере 500 руб. при наценке 10-15% и арендной плате 1500 руб. Т.е. математика простая - "бери патент - неси сдавай". Вопрос риторический - "Что делать?" И кто может заступиться за предпринимателей в этом "невменяемом" региональном законотворчестве?
Благодарю за внимание.
Андрей Кирилин, предприниматель с 1991 года, пока имею два магазина для домашних животных, попутно, для души, являюсь гл. редактором еженедельной газеты "Волжский БульварЪ".
Безусловно, регионы имеют право устанавливать ставки налогов, но, естественно, необходим общественный контроль за деятельностью губернаторов. Я предлагаю Вам обратиться к представителю "Яблока" и депутату областной Думы господину Буданову и вместе с "Яблоком" организовать совместные акции протеста против этого налога. Я готов лично поддержать эти действия. У меня есть опыт работы по таким вопросам с предпринимателями в различных регионах.
"Яблоко", Ивановская обл. (г.Иваново)
Буданов Александр Георгиевич, (0932) 32-93-02, 32-46-86
Отправлено: Alexandr ® , Jun 04,2000,03:28
Призыв.
Скажите мне пожалуйста одну вещь, как можно что-то построить, демократическое государство, если не соблюдается Конституция?
Все мы говорим, что нельзя, но ничего не делаем. Хоть кто-нибудь подал иск против РФ в ЕС по правам человека, за войну в Чечне? Никто. Хотя это нарушение РФ своих обязательств. Ведь главное здесь не выигрыш, а прецедент. Если политическая партия входящая в думу подает иск против РФ, то это уже не замнешь.
Еще более смелое действие - подать иск против Путина "о признании его военным преступником", это еще лучше. А то все идет к авторитарной демократии с постепенным переходом в диктатуре. Да, эти действия не добавят нам престижа, но разве жизнь 18 летних ребят не стоит того?Ведь Путин въехал в Кремль на лодке по морю из крови. Он был не известен, у него не было программы, у него не было ничего и он победил, победил за счет Чечни. Разве можно жертвовать своим народом, ради того, чтобы человек пришел к власти? Один человек. Мда...похоже что все могут толькоговорить, но не делать, а, может быть, все ради денег...
Вы знаете, что наша фракция единственная, которая последовательно выступала против войны в Чечне, и, в конечном счете, за это поплатилась. Мы на нашей позиции по Чечне потеряли несколько процентов голосов на выборах в Госдуму. Из этого можно сделать вывод, что не все радикальные действия, о которых Вы говорите, могут привести к повышению популярности политической партии у населения. Партия должна думать не только о своей позиции, но и сохранении электората, своих избирателей. У нас есть определенные ограничения, мы не можем прибегать к радикальным действиям. Мы не можем действовать так, как действуют диссиденты и правозащитники.
Задача политиков - пытаться влиять на ситуацию. Мы пытаемся делать это, как можем, по вопросу о Чечне. Мы направляли свои предложения по политическому регулированию ситуации в Чечне, неоднократно ставили этот вопрос и будем продолжать его ставить. Но такие акции, о которых Вы говорите, в нашей стране не являются эффективными, они не приведут к поставленной цели. Подав иск в международный суд, мы аболютно ничего не добъемся. Россия как нарушала, так и продолжает нарушать множество мировых конвенций, и за это нет абсолютно никаких санкций со стороны международных организаций, да и некому будет выполнять решения международного суда. Международное сообщество не имеет эффективных способов воздействия на отдельные государства.
Полезно ли насаждение федеральных округов?
Отправлено: Александррр ® , May 28,2000,20:58
Здравствуйте "Яблоко"!
Пожалуй, "Яблоко" - это единственная оставшаяся политическая сила, которая сразу не аплодирует ни одному правительственному решению по преобразованию чего-то (вообще, по-моему, уже хватить преобразований, а нужны образования), а критически анализирует, отмечая хорошее и дурное, не замалчивая о дурном. Это то, что определяет устойчивость избирательных предпочтений "Яблока" и то, почему "Яблоко" выглядит порой эдаким критиканом без собственных инициатив, тем более, что того, кто ничего не делает, не за что и критиковать. Но дельная критика уже дело, ибо дельная критика не может звучать в устах тех, кто не пробовал в том, что критикует, что-то делать, и тех, кто не провел серьезную мыслительную работу по предмету.
Разрешите поделиться сомнениями не только о ценности формирования федеральных округов, но и о безвредности такого образования. Во-первых, непонятно - зачем это вообще надо или что есть такое, что без этого сделать невозможно. Во-вторых, не очень понятно то, как возросшее число чиновников повысит качество управления.
Ведь, наверняка, каждый представитель президента уровня федерального округа назначит себе заместителей по каждой из областей, входящей в федеральный округ, и далее ниже заместителя сохранится вся инфраструктура представителя президента в области. У представителя президента будет еще дополнительный аппарат, занятый вопросами уровня округа, вопросами взаимодействия областей внутри округа, вопросами промышленности, финансов и сельского хозяйства внутри
округа, etc., ПРИНЦИПИАЛЬНО ОТДЕЛЬНО ОТ ОБЛАСТЕЙ НЕ ИЗ ЭТОГО ОКРУГА, то есть занятого еще РАЗРЫВАНИЕМ СВЯЗЕЙ между областями из этого округа с областями не из этого округа, разрешением скандалов между граничащими областями из разных округов, а это ломка естественно сложившихся механизмов управления взаимодействием между этими областями. (Также может быть юмористическое введение еще одного уровня внутри округа: если например в округ входят 16 областей, то назначить заместителей по вопросам группы из 4 областей, а у этих заместителей будут заместители по вопросам каждой из четырех областей.) Во-вторых, образование федеральных округов - это провоцирование образования в дальнейшем на базе этих округов самостоятельных республик, ибо какая-то область или какая-то автономия с ничего незначащим национальным названием по сути не сможет существовать отдельно от России, но округа - это уже будут те территориальные образования, которые прекрасно смогут существовать друг без друга, имея к тому же еще собственную полноценную управляемую отдельно армию, так как границы федеральных округов совпадают с границами военных округов. И для того, чтобы решительно и бесповортно отделиться друг от друга этим группам областей не хватает лишь хорошей управляющей инфраструктуры, роль которой может сыграть окрепшая и заматеревшая через один-два года управляющая инфраструктура представителя президента в федеральном округе.
Останется только силам, какие подтолкнули СССР к распаду, подтолкнуть Российскую Федерацию к распаду, что может повлечь несколько гражданских войн внутри федеральных округов. Что может выглядеть невероятно, но не более невероятно, чем во времена СССР выглядела картина война между Чечней и Россией.
Почему бы мудрецам-советчикам-благодетелям, которые скорее всего из США, не порадеть так в США, образовав на базе 50 штатов эдак 5 федеральных округов для повышения качества управления страной?
Вероятно, следует предусмотреть в структуре федеральных округов экономические и политические факторы, которые исключали бы такой сценарий, или отказаться от предлагаемой конструкции, так как при современной технике обработке информации, при современных системах связи, при современных экономических реальностях, etc. число 16 (максимально областей в федеральном округе) не намного разнится с числом 80 (максимально возможных субъектов Российской Федерации).
С уважением, Александр.
В принципе, идея создания округов бродила давно. В общем виде мы поддерживаем идею создания округов. Она фигурировала в программе Явлинского на президентских выборах, как шаг, направленный на повышение управляемости страны. Невозможно управлять 89 регионами. Понятно, что когда один центр управляет непосредственно девятью десятками субъектов федерации, то это противоречит всяким принципам управления. Естественно, что качество управления - очень низкое. Создание округов - шаг в правильном направлении, гораздо легче проводить совещания с руководителями округов, чем с бывшими представителями президента. Встреча с 89 представителями, это не рабочая встреча, а митинг. В принципе, идея создания округов - правильная, но ее реализация вызывает большие вопросы. Во-первых, непонятно почему округов именно семь, почему они совпадают с границами военных округов, почему туда назначены генералы, причем те, которые проиграли чеченскую войну 94-96 гг.
Готовимся к войне?
Если мы готовимся к войне, то очень странно, почему туда назначили тех генералов, которые бездарно проиграли чеченскую кампанию 95 года. Кроме того, вызывает вопросы неясность полномочий представителей президента. Они сохраняют чисто политическое влияние, у них нет никаких административных полномочий, они не могут ничем распоряжаться. Они могут только контролировать, и то в очень ограниченном виде, а также влиять на кадровую политику в федеральных структурах. Их задачи поставлены не очень четко, и все зависит от того, как данный представитель президента их представляет. Один может считать, что его главная задача - ВПК, другой, что он, как специалист по экономическим вопросам, должен заниматься прежде всего экономикой. И так далее. Это совершенно непонятная ситуация, у представителей должен быть совершенно четкий круг обязанностей, они должны понимать, за что они отвечают, за что нет.
Но в целом, мы считаем, что эта система, в принципе, подвержена изменениям и ее надо безусловно реформировать, т.е. несколько иначе подойти к этой проблеме. С нашей точки зрения, можно говорить о создании 12 округов, но если сейчас созданы семь, то пусть будет семь.
С нашей точки зрения, надо идти по пути принятия закона о полномочных представителях президента и вообще об администрации президента. Необходимо четко определить функции, права и обязанности, ответственность, в том числе и полномочных представителей. Думаю, что главной задачей представителя должен быть федеральный надзор за деятельностью субъектов федерации и местного самоуправления. Надзор за выполнением федеральных законов в полном объеме. Эти надзорные функции должны быть четко определены. Возможно, что со временем им можно будет передать право приостанавливать действий тех или иных законов, которые принимаются в противоречии с федеральными законами, если это сфера совместного ведения или если субъекты вторгаются в компетенцию федерации, естественно, с правом последующего оспаривания таких решений через суд.
Нет никаких оснований считать, что установление федеральных округов ведет Россию к распаду. Абсолютно непонятно, как это может вести к распаду. Если полномочный представитель попытается установить в регионе свою единоличную власть, то президент в любой момент, в одну секунду, может снять его с этой должности. С другой стороны, необходим жесткий контроль прокуратуры и судов за действиями представителей, их деятельность должна безусловно протекать только в рамках единого правого поля.
Россию нельзя сравнивать с США, потому что у нас совершенно другая система государственных институтов. В Штатах существуют очень мощные государственные институты, которые сохраняют целостность страны, в первую очередь, это судебная система. В качестве примера, могу привести случай, когда народ одного из штатов проголосовал за то, чтобы разрешили свободную продажу марихуаны. После этого Верховный суд отменил результаты референдума. В США ситуация, когда законы штата противоречили федеральному законодательству, в принципе, невозможна. Сразу вмешивается федеральный суд, и всё приходит в соответствие с федеральным законодательством. У нас, к сожалению, судебная система очень слаба и очень зависима. Зависима, в первую очередь, от губернаторов и местных властей. В этой ситуации нужны какие-либо дополнительные механизмы, которые бы соответствующим образом воздействовали на регион, других вариантов нет, кроме как централизации, усиления федеральных структур, в частности, президентской структуры и структуры исполнительной власти. И в данном отношении сравнение с США некорректно.
Когда будет следующее повышение тарифов на Эл.эн.?
Отправлено: Горчичник ® , May 22,2000,12:33
Когда по Вашему будет предпринята слудующая попытка "обоснованного" повышения тарифов на Эл. энергию?
1) До реализации проекта "переброса через Грузию" эл.эн. в Европу.
2) Сразу после,- как необходимость выравнивания цен на общемировом уровне?
3) Или в обоих случаях? (чтобы покрыть затраты на неэффективность передачи на таких расстояниях энергии за счёт налогоплательщиков).
4) На какие деньги будут реализованы эти проекты?
Невозможно предсказать, когда в следующий раз будут повышать тарифы. Вопрос о тарифах решается энергетическими комиссиями. Есть Федеральная энергетическая комиссия, есть комиссии в регионах. К сожалению, этот вопрос невозможно отрегулировать федеральным законодательством, потому что цена на электроэнергию зависит от очень большого количества факторов, но, естественно, необходим контроль за самими энергетическими комиссиями. Необходима очень жесткая система контроля за энергетическами монополиями - Газпромом, РАО ЕС и др. Самый важный вопрос - обоснованность тарифов и вопрос повышения тарифов. Правительство, с моей точки зрения, должно привлекать независимые аудиторские фирмы, которые бы периодически проверяли деятельность энергетических монополий, обоснованность установления тех или иных тарифов или обоснованность их запросов на повышение тарифов.
Что касается проекта о переброске электрической энергии через Грузию, то я не знаю точно, о чем идет речь. На самом деле, в условиях энергетического кризиса, который сейчас имеет место в мире, Россия должна уделять повышенное внимание увеличению своих источников энергии, расширению своей энергетической базы. На это как раз и направлен закон об СРП, который предложило "Яблоко". Кстати, в бюджете за 2000 год уже появилась статья "Доходы от СРП", и это позволит решить энергетические проблемы целого ряда регионов и увеличить стабильность энергетической базы в целом.
Если говорить о регионах, то возьмем, например, Мурманскую область, где сейчас существуют колоссальные трудности в поставках топлива для электростанций и котельных. Приходится закупать топливо в Сибири и транспортировать его, что, конечно же, сильно увеличивает его стоимость. Если будет реализован проект СРП на Штокмановском месторождении, то проблема обеспечения Мурманской области будет решена на десятилетия и даже на столетия вперед. Штокмановское месторождение, его разведанные запасы позволят полностью обеспечить потребность Мурманской области в топливе. То же самое и по другим регионам. Проекты СРП гораздо более надежны, чем планы переброски сырья через Грузию, планы, связанные с нефтепроводами, потому что они сильно ослаблены геополитическими рисками. Что такое переброска энергии через Грузию? Это проблема Чечни, Абхазии, Кавказа и Турции, это практически нереализумый проект. Что же касается СРП, то месторождения, о которых идет речь, находятся, в основном, в глухих районах Севера и Сибири, где политические риски просто отсутствуют, равны нулю.
|