Коалиционная политика "Яблока" должна способствовать решению стратегических и тактических задач движения - формированию и расширению своей социальной базы и победы на выборах всех уровней для вхождения во власть и достижения своих политических и экономических целей: осуществление реальных либеральных рыночных реформ в интересах большинства населения и возрождения страны, создания гражданского, правового демократического общества. Коалиционная политика должна определяться реальной политико-экономической ситуацией в стране и позицией "ЯБЛОКО".
На прошедших президентских выборах властям удалось искусственно, обманом разделить "протестную" массу населения на "противокоммунистическую" и "противовластную". Основной антагонизм сегодняшнего дня - между интересами новой и старой номенклатуры, коррумпированной мафиозной олигархией с одной стороны и подавляющей частью населения: ограбленными властями и обнищавшими интеллигенцией, рабочими, крестьянами, служащими, задушенными мелкими производителями и предпринимателями, - с другой. Страх перед социальным взрывом заставляет ныне старую коммуно-советскую номенклатуру, сосредоточенную в КПРФ и аграрной партии, и "партию власти" нуворишей открыто объединяться, делить сферу влияния, причем первые рассчитывают таким образом перехватить власть.
"Яблоку" удалось сохранить свои позиции в качестве выразителя интересов "униженных и оскорбленных" только благодаря своей принципиальной оппозиции политике той и другой номенклатуры. Очевидно, что и дальше место "ЯБЛОКО" - на стороне "протестной" массы. В России вновь, как в конце 80-ых, евроазийский менталитет значительной части "протестной" массы требует властной, грубовато-честной харизматической силы, олицетворяющей ее чаяния на "справедливость" и "порядок". Нравится оно нам или нет, но это объективная данность. Задача ""Яблока" всеми силами добиться того, чтобы этим запросом не воспользовались мафиозно-номенклатурные кланы, национал-шовинистские, экстремистские антидемократические силы, и направить "протестную" энергию на разрушение всего порочного и ненужного, на созидание условий демократического возрождения страны в наиболее щадящей для народа форме. Спасение, возрождение демократии в России сегодня - в активизации ее социального крыла, в отчетливом социальном акценте политики, в социал-демократической политике. Не в примитивном понимании "дележа пирога", а в ограничении хищнических аппетитов крупной компрадорской буржуазии, развитии мелкого и среднего предпринимательства, социального партнерства работодателя и работника, в социальной защите наиболее обездоленных в сочетании с умеренно-либеральной экономической политикой.
С кем может и должно сотрудничать "Яблоко" в решении этих задач?
Существующие ныне т.н. "либеральные", "демократические" партии полностью дискредитировали себя холуйской поддержкой "партии власти". Именно благодаря такой политике у значительной части населения слова "демократия", "либерал", "демократ" стали ругательными, и влияние этих партий в стране сошло на нет. Доказательство тому - поражение их и ОКС на прошедших парламентских и губернаторских выборах. Опыт свидетельствует, что контакты "Яблока" с этими партиями на федеральном уровне на прошедших выборах приносили в основном только вред. Связь с ними только помогает им пытаться сохранить "демократическую мину" при беспринципной "провластной игре" и может заразить "Яблоко" "трупным ядом". Пора оставить иллюзии вернуться в "золотой век" "единства" всех "демократов" 89-90 гг. Куда разбросало время их, и кто они теперь на деле?
Главная задача "Яблока" на ближайшее будущее - прямые контакты, сотрудничество и союз с организованными не-экстремистскими, не-национал-шовинистскими и непрокоммунистическими структурами "протестной" массы. Это в первую очередь профессиональные, творческие организации рабочих, крестьян, служащих, интеллигенции, честных предпринимателей, военных, женщин, студентов, молодежи, организации местного самоуправления.
Коалиционная политика имеет партийно-идеологический, социально-общественный и пространственно-временной аспекты. Пространственно: по разному на федеральном уровне, в центре и регионах. Во временном плане: обычная и форсированная в случае резких политических перемен типа досрочных президентских выборов. Партийно-идеологический и социально-общественный: сотрудничество соответственно с политическими партиями и неполитическими общественными организациями исходя из идеологических принципов и стратегических и тактических задач.
Ввиду того, что по политико-экономическому воззрению представители "Яблока" смыкаются справа с радикальными либералами и представителями "партии власти" и слева со сторонниками лево-социал-демократических позиций в КПРФ, вряд ли удастся добиться единства, консенсуса повопросу партийных пристрастий в коалиционной политике. Это, наряду с констатацией того, что в широком спектре ведущих партий на правом, тем более на левом, фланге у "Яблока" нет реальных союзников, позволяет ему отказаться от долговременных союзов на федеральном уровне. Исключение могут составить, возможно, социал-демократическая, христианско-демократическая партии, Демальтернатива. Все это не исключает контактов консультативно-информационного характера, договоренностей по частным вопросам со всеми партиями, отдельными их лидерами, за исключением наиболее одиозных. Что же касается регионального уровня, то должны приветствоваться и расширяться сотрудничество и коалиции с широким кругом местных организаций разных партий, с акцентом на партии либерал-социал-демократической природы и за исключением наиболее экстремистских, для решения региональных задач. Однако это сотрудничество не должно объявляться как межпартийные коалиции, оно может быть различным для разных регионов и должно также решать задачу привлечения в ряды "ЯБЛОКО" позитивного актива и сторонников этих партий.
Главным же субъектом долгосрочной коалиционной политики "Яблоко" как на федеральном, так и региональном уровне должны быть близкие "ЯБЛОКУ" по духу демократические организации типа "Мемориала", "Московской трибуны", Каина, упомянутые выше профессиональные, творческие союзы, фонды, а также национальные, конфессиональные организации, многие из которых, в отсутствие работы демократов, оказались в сфере левого и национал-патритического влияния. Сотрудничество, базирующееся на конкретной работе с ними, посильной парламентской, правовой, финансовой, консультативной помощи и поддержке им, лоббировании в хорошем смысле.
На региональном уровне, помимо вышеупомянутой работы, следует отметить три основных направления. Прежде всего - сотрудничество, поддержка формирующейся системы местного самоуправления, являющейся одним из главных источников расширения социальной базы. Затем оказание конкретного всяческого содействия в становлении мелких и средних производителей именно на местах в регионе, сотрудничество с ними, их организациями, имея в виду, что одна из главных стратегических задач - формирование среднего класса как социальной базы "ЯБЛОКО". Наконец, сотрудничество с местными властями, элитой в решении финансово-экономических и социальных задач. Оказание содействия в создании и реализации региональных программ.
Следует признать реализацию программ по соглашению о разделе продукции (СРП) - главным экономическим козырем "ЯБЛОКО" и одним из основных базовых элементов коалиционной политики "ЯБЛОКО" как на федеральном, так и региональном уровне. Вообще СРП - один из немногих, если не главный путь привлечения инвестиций для подъема промышленности и экономики в целом. Никто давно уже не верит обещаниям. СРП - это реальные средства для решения многих региональных проблем, проблем промышленности, ТЭК, ВПК. Опираясь на планы и реализацию СРП "Яблоко" может расширить социальную поддержку и свои организационные структуры.
Возможность форсированного варианта внеочередных президентских выборов требует тщательного оперативного анализа перспектив потенциальных кандидатов, представляющих старую и новую номенклатуру, банковский капитал, ТЭК, ВПК, "либеральное" и "квази-социал-демократическое" крыло партии власти, а также возможность создания демократической, не-национал-шовинистской "третьей силы", представляющей "протестные" массы, определения возможностей и места "Яблока" в этом процессе. В контексте контактов со всеми потенциальными фаворитами важна работа с Лебедем и его партией как возможного фаворита "протестных" масс.
В заключение следует кратко остановиться на оргмероприятиях "Яблока" в области коалиционной политики, после определения ее концепции. Очевидно, что необходимы оргструктура, финансовые и кадровые возможности для ее осуществления. Оргструктура должна включать в себя как минимум элементы оперативно-информационно-аналитические (могущей быть составляющей общей для "ЯБЛОКО" информационно-аналитической системы) и контактов-связей с субъектами коалиционной политики на федеральном и
региональном уровне. Работа структуры и ее руководителя должны координироваться непосредственно Бюро ЦС "ЯБЛОКО".
|