[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [А. Михайлов]
Алексей Михайлов
«Это почти революция»

В Госдуме продолжается работа над второй частью Налогового кодекса РФ. Первые его две главы - «Налог на доходы с физических лиц» и «Единый социальный налог» - комитет по бюджету и налогам уже рекомендовал к принятию во втором чтении. Если Госдума поддержит это решение, в нашей налоговой системе произойдут почти революционные преобразования, и она станет самой либеральной в мире. Такое мнение высказал в интервью нашему корреспонденту член бюджетного комитета, депутат Госдумы РФ от фракции «Яблоко», Алексей Михайлов.

Этим интервью мы открываем серию публикаций, посвященных налоговой реформе в России.

- Алексей Юрьевич, правительство предложило и бюджетный комитет поддержал введение плоской ставки подоходного налога в размере 13 процентов. Однако, левые фракции считают, что это прежде всего в интересах богатых. Что можно им возразить?

- Прежде всего замечу, что эту меру надо рассматривать в сочетании с другой - введением так называемого социального налога. Он образуется путем объединения социальных отчислений предприятий во внебюджетные фонды ( социального страхования и обязательного медицинского страхования).

Правительство внесло предложение снизить общую сумму социальных отчислений почти на 5 процентов (с 39,5 до 35,6 процента). Однако, бюджетный комитет, а затем и правительство согласились с еще более радикальным предложением нашей фракции - установить регрессивную шкалу уплаты социального налога. Чем больше зарабатывает сотрудник, тем меньше платит за него работодатель.

Так, при величине налоговой базы фонда оплаты трудаработника до 100 тыс.рублей в год предложена ставка налога в 35,6 процента:, от 100 до 300 тыс. рублей - 20 процентов, от 300 до 600 тыс. - 10 процентов и свыше 600 тыс. - 2 процента.

Распределять суммы налога между фондами предлагается в следующих пропорциях. При ставке 35,6 процентов : 28 процентов в Пенсионный фонд, 4 процента в фонд социального страхования, 3,4 - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 0, 2 в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При ставках в 20 и 10 процентов - аналогичное распределение с учетом пропорционального снижения. При ставке 2 процента поступления будут зачисляться в Пенсионный фонд.

Смысл комплекса названных мер заключается в том, чтобы стимулировать легализацию крупных доходов. Сейчас ситуация такова: если человек зарабатывает 5-10 тыс. долл. в месяц, то около 90 процентов от этой суммы он должен уплатить в качестве налогов. Понятно, что никто, ктоме отдельных сумасшедших иностранцев, легальным образом такую зарплату не получает.

Если же будет введена плоская ставка подоходного налога в сочетании с регрессивной шкалой социального, то появится возможность снизить налогообложение таких высоких доходов примерно с 90 до 20 процентов.

Таким образом, богатые начнут показывать доходы и платить налоги, а это выгодно прежде всего для бедных граждан. Я обращаю ваше внимание - богатые будут платить больше, чем сейчас. Да, ставка сократится, но это будет с лихвой компенсировано расширением налогооблагаемой базы, проше говоря, ростом легальной, официальной оплаты труда.

Богатые будут платить больше, но это им тоже выгодно - не надо будет прятать доходы, бояться, что кто-то тебя «подставит», что налетит налоговая полиция и обнаружит большие неучтенные суммы, что не удастся «оправдаться» при совершении крупных расходов и т.д.

Предлагаемая необычная схема плоской ставки подоходного налога и регресса по взносам в социальные фонды связана с исключительно большой долей теневого сектора в российской экономике и призвана стимулировать его легализацию.

Предлагаемая схема - единственный разумный способ, решающий эту проблему. Любая попытка решить ее силовым методом приведет только к резкому росту коррупции в самих силовых органах и утечке денег за рубеж, но не к легализации высоких доходов. И это не стимулирует экономику, а наоборот, сильно ударит по ней. Бедные станут еще беднее, богатые сократят свою деловую активность в России.

- Как повлияют эти изменения на взаимоотношения работодателей и наемных работников?

- Не секрет, то сейчас работодатели используют для выплаты зарплаты различные страховые, банковские схемы, а то и просто выдают ее «в конвертах». Эти схемы станут неэффективными, доходы легализуются. Участь наемных работников будет значительно облегчена: они начнут получать официальную зарплату, с нее будут начисляться нормальные пенсии, отпускные и больничные. Фирмы -однодневки не смогут « кидать» своих сотрудников, не выплачивая обещанную зарплату - работник сможет добиваться официально установленной зарплаты через суд.

- Из налогооблагаемой базы по подоходному налогу предусмотрен ряд вычетов. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Прежде всего, сохраняются все действующие льготы по подоходному налогу, несколько меняется форма их предоставления. Вводится ряд новых социальных вычетов по этому налогу. Это затраты на обучение - не более 25 тыс. рублей за налоговый период, на лечение - тоже в пределах 25 тыс. рублей.

Сохраняются имущественные вычеты с небольшой индексацией сумм: при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков ( в собственности не менее 5 лет) - не более 1 млн. рублей, другого имущества ( в собственности не менее 3 лет) - не более 125 тыс. рублей.

Не будут облагаться суммы, потраченные на строительство или приобретение жилого дома ( квартиры), не превышающие 600 тыс. рублей.

Кроме того, комитет утвердил перечень доходов физических лиц, которые вообще освобожд6ны от взимания налога. Это пенсии, стипендии, пособия, проценты по ценным бумагам и банковским вкладам.

- А как вы относитесь к самому факту объединения социальных отчислений в единый социальный налог?

- Я считаю, что это ничего не даст. На мой взгляд, это чисто политическая мера и не очень разумная.

- Но ведь правительство считает, что это приведет к уменьшению количества проверяющих органов, а значит, облегчит жизнь предприятиям…

- Действительно, если будет один проверяющий (МНС), то некоторое техническое облегчение это принесет.

- А почему профсоюзы выступают против этого объединения и даже провели акцию протеста?

- Они боятся, что вслед за эти последует отмена самих внебюджетных фондов - социального страхования и обязательного медицинского страхования.

- А она последует?

- Сейчас это чисто гипотетический вопрос. Его можно будет обсуждать лишь в том случае, если правительство внесет такие предложения в составе бюджета. Лично я в этом случае буду против отмены фондов. Впрочем, я не поддерживал и введение социального налога вместо отчислений во внебюджетные фонды.Достаточно было установить прогрессивную шкалу этих отчислений и ввести плоскую ставку подоходного налога.

- Пенсионный фонд, кстати, остался за рамками этого объединения. Как вы к этому относитесь?

- Правительство хочет оставить его, но бюджетный комитет проголосовал за то, чтобы он был в составе единого налога. Без Пенсионного фонда всякий смысл введения единого социального налога теряется.

- А какая судьба ожидает фонд занятости? Он ликвидируется?

- Нет, он переводится на бюджетное финансирование, а значит, ставится в полную зависимость от бюджета. Если возникнут проблемы с бюджетными средствами, то возникнут и перебои с выплатой пособий. Риски здесь, безусловно, возрастают.

- Выходит, что по социальному налогу еще остается много вопросов?

- Конечно, поэтому я думаю, что обсуждение этого налога на пленарном заседании Госдумы будет очень бурным - хотя это не связано с принципиальными новациями правительства. В целом они поддерживаются, в том числе и нашей фракцией.

- Значит, в принципе вы положительно оцениваете само направление налоговой реформы?

- Это очень назревшие реформы, и я очень рад, что они пошли в разумном направлении - не просто по пути небольшого снижения ставок, а таким элегантным способом, с применением регрессивной шкалы, как мы и предлагали. Это действительно стимулирует показывать доходы.

К сожалению, эта реформа не обладает второй стороной - не стимулирует зарабатывать деньги. Наша фракция высказалась за две ставки подоходного налога - 12 и 20 процентов, но с тем, чтобы с 20 процентов делать вычеты на образование, на содержание стариков, на благотворительность, на автосервис, на ремонт жилья. Очень широкий спектр вычетов, но только до 12 процентов. То есть фактически это была бы единая ставка 12 процентов, но бедные ее имели бы сразу, а богатым пришлось бы запастись справками о легально произведенных расходах. Мы будем стараться провести такую позицию при дальнейшем обсуждении на Госдуме.

И все же мы признаем, что нынешняя реформа - это огромный шаг вперед по сравнению с действующей системой, которая просто запрещает показывать высокие доходы. Это почти революция. Если эта реформа осуществится, наша система подоходного налога станет, возможно, самой благоприятной во всем мире. Я не исключаю, что при нормальной рекламной кампании по разъяснению наших реформ очень многие иностранцы были бы не прочь стать нашими налоговыми резидентами.

Взяла интервью Любовь Кизилова.

Алексей Михайлов. «Это почти революция»
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [А. Михайлов]


info@yabloko.ru