[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Мельников Алексей Юрьевич
Министру по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации И.А.Южанову
Депутатский запрос МАЮ-600 от 4 июля 2003 года

Министру по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства
Российской Федерации
И.А.Южанову

 

Депутатский запрос

Уважаемый Илья Артурович!

В связи с тем, что я готовлю поправку к федеральному закону "О рекламе" о полном запрете наружной рекламы табачных изделий, хотел бы обратиться к Вам с настоящим депутатским запросом по одному из вопросов, относящихся к компетенции Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Согласно сообщениям СМИ ("Коммерсант", 11 апреля 2003 года - "JTI оштрафовали"; сайт "Русский табак" - "Табачная реклама: слово "удовольствие" - корректно или нет?") Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства вынесено решение о признании ненадлежащей рекламы сигарет Camel, размещённой в еженедельнике "Большой город".

Насколько можно судить из сообщений СМИ, мнение Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства сводится к тому, что реклама сигарет Camel под заголовком "Попробуй новый вкус!" содержала следующую, противоречащую ст. 16 Федерального закона о рекламе фразу: "Мерцающий рубиновый огонёк настраивает на приятные мысли. Мягкий дым оставляет неповторимое ощущение тепла и гармонии. Лёгкий аромат располагает к удовольствию, которое продолжается даже когда погаснет сигарета".

Между тем, в п.1 ст.16 Федерального закона "О рекламе" говорится, что "реклама … табачных изделий … не должна создавать впечатление, что … курение … имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха, либо для улучшения физического или психического состояния".

В этой связи непонятно, какая конкретно формулировка Федерального закона "О рекламе" послужила основанием для решения Министерства по антимонопольной политике в отношении рекламы сигарет Camel. На мой взгляд, внимательное прочтение текста закона и цитированного отрывка из рекламного сообщения под заголовком "Попробуй новый вкус!" не даёт оснований говорить о нарушении Федерального закона "О рекламе".

По моему мнению, решение Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства основано не на букве закона, а на его субъективном толковании. Ведь курение это процесс вдыхания и выдыхания табачного дыма. Между тем, в процитированном фрагменте речи о курении нет. "Мерцающий рубиновый огонёк", "мягкий дым", "лёгкий аромат" и "удовольствие" это ещё не "курение". Но даже, если бы удалось доказать, что в процитированном фрагменте речь идёт о курении, ниоткуда не следует, что там содержится информация о важном значении для "достижения общественного, спортивного или личного успеха, либо для улучшения физического или психического состояния" (а если это просто "значение", никакое не "важное"?). И, наконец, очевидно, что понятие "удовольствие" вовсе не тождественно "улучшению психического или физического состояния" (можно получать удовольствие, ухудшая как физическое, так и психическое состояние, что, собственно и происходит при потреблении пива, алкоголя, табакокурении).

Если руководствоваться столь же широким подходом к Федеральному закону "О рекламе", который продемонстрирован Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, то значительная часть табачной рекламы должна признаваться ненадлежащей, размещённой в нарушение закона. В качестве примера могу привести рекламу сигарет Kent, Pall Mall, Vogue или "Ява золотая" российского отделения международной табачной монополии British American Tobacco.

В частности, проводимая в прошлом году компанией British American Tobacco реклама сигарет "Ява золотая суперлёгкая" под лозунгом "новое ощущение лёгкости" способна создать впечатление, что курение сигарет "Ява золотая суперлёгкая" имеет важное значение для улучшения психического состояния курильщика, поскольку создаёт ощущение лёгкости в его душе и теле. Те же самые соображения следует отнести и, например, к проводимой компанией British American Tobacco рекламной кампании сигарет Kent под заголовком "Лёгкость, опережающая время".

Кроме того, компания British American Tobacco рекламирует сигареты "Ява золотая" под лозунгом "Гордость - наш характер", что также может создать впечатление, что курение сигарет "Ява золотая" имеет важное значение для улучшения психического состояния курильщика, т.к., если курильщик "Явы золотой" испытывает некую дополнительную "гордость", то очевидно, что его психическое состояние улучшается.

Проводимая компанией British American Tobacco рекламная кампания сигарет Pall Mall под лозунгом "Ночь твоя - добавь огня!" в сочетании с рисованными и фотографическими образами способна создать впечатление, что курение сигарет Pall Mall имеет важное значение для достижения личного успеха. В полной мере сказанное относится и к рисованным образам, использованным компанией British American Tobacco в рекламе сигарет Vogue, где женщина, курящая именно сигареты Vogue пользуется успехом у мужчин.

Примеры можно продолжать. Важно, однако, отметить, что в каждом приведённом выше случае речь идёт (или может идти) об интерпретациях органов Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а не о строгом следовании букве закона "О рекламе".

Именно неопределённость норм, содержащихся в законодательстве относительно табачной рекламы, порождает сегодня попытки в принципе решить вопрос о запрете табачной рекламы (что, вероятно, правильно).

Кроме того, практика субъективного толкования норм законодательства о рекламе порождает ненужные (и, вероятно, несправедливые) слухи о том, что органы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства используются как инструмент конкурентной борьбы одних табачных компаний против других. Возможно, я ошибаюсь, но мне никогда не доводилось читать о делах, возбуждённых Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства против рекламы компании British American Tobacco, хотя, если уж руководствоваться практикой расширительного толкования норм закона, приведённые выше примеры могут послужить основанием для вынесения решения о несоответствии рекламы компании British American Tobacco нормам закона.

Прошу Вас, уважаемый Илья Артурович, вернуться к вопросу о признании Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства ненадлежащей рекламы сигарет Camel, размещённой в еженедельнике "Большой город" и ещё раз внимательно рассмотреть этот вопрос с участием всех заинтересованных сторон, приняв обоснованное, законное решение. Это тем более необходимо сделать, что по сообщению сайта "Русский табак", Московский арбитражный суд удовлетворил иск компании JTI к Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Ответ на настоящий депутатский запрос прошу направить в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания".

 

Мельников Алексей Юрьевич
Фракция "ЯБЛОКО"
Комитет по бюджету и налогам

 

Исполнитель: Афанасьева Мира Михайловна - 292-33-78

 

 

Депутатский запрос МАЮ-600 от 4 июля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Мельников Алексей Юрьевич



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]