Уважаемый Михаил Михайлович!
Председателем Правительства Российской Федерации от 23
января 2003 г. № МК-П9-00716 поручено Минэкономразвития
России совместно с Минэнерго России, МПР России, Минфином
России рассмотреть обращение руководителя фракции "Отечество-Вся
Россия" В.В.Володина по вопросу подготовки в Государственной
Думе ко второму чтению проекта главы Налогового кодекса
Российской Федерации о порядке налогообложения при реализации
соглашений о разделе продукции (СРП) и подготовить предложения
для рассмотрения на совещании в Правительстве Российской
Федерации.
В ходе совещания, кроме проблем, обозначенных в письме
В.В.Володина, планируется рассмотреть также вопросы, связанные
в целом с режимом соглашений о разделе продукции и перспективами
его использования в Российской Федерации. Проведение указанного
совещания запланировано на 18 февраля 2003 г.
В последние дни в прессе ("Независимая газета",
"Известия", "Новые Известия", "Московский
комсомолец", "Коммерсант", ряде интернет-изданий)
ведётся планомерная кампания, целью которой является дискредитация
режима СРП. Многочисленные легковесные статьи против СРП,
наполненные клеветой и глупостью, в сегодняшних газетах
дополнены арендой целых полос, на которых дискредитация
режима СРП ведётся уже на примере картинок. Всё это напоминает
известную кампания против толлинга, когда по маршруту движения
правительственных машин вывешивались транспаранты, объясняющие,
что на самом деле нужно России.
Как один из авторов закона "О соглашениях о разделе
продукции", принятого в 1996 году, я много лет работал
над улучшением режима СРП, достижением сложного компромисса
между государством и инвесторами (как российскими, так и
иностранными). Основной объём поправок, подготовленных ко
второму чтению проекта главы Налогового кодекса Российской
Федерации о порядке налогообложения при реализации соглашений
о разделе продукции (СРП) также внесён с моим участием.
В этой связи мне глубоко не безразлична судьба СРП в России.
В настоящее время я испытываю серьёзную озабоченность в
связи с тем, что режим СРП может быть ухудшен возможными
поспешными решениями.
На необходимость развития СРП в России обращал внимание
Президент Российской Федерации В.В.Путин во время выступления
в 2000 году на Сахалине на конференции, посвящённой СРП
и их роли в развитии Дальневосточного региона. Российское
Правительство и Государственная Дума в течение нескольких
лет вели последовательную работу по совершенствованию режима
СРП, этот путь был отмечен длительными процедурами согласования
позиций и компромиссными решениями. Последний такой компромисс
между Правительством и Государственной Думой был достигнут
в конце декабря 2002 года и касался проекта главы Налогового
кодекса Российской Федерации о порядке налогообложения при
реализации соглашений о разделе продукции (СРП).
Первые позитивные результаты этой работы уже есть. По уточнённым
данным объём инвестиций по проектам СРП в Россию достиг
4 млрд. долларов. Можно говорить о том, что 2003 год является
прорывным в смысле инвестиций по проектам СРП - с Правительством
по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2"
согласованы программы и сметы работ на 3 млрд. долларов.
Это больше, чем инвестиционная программа любой российской
нефтяной компании. И в последующем можно надеяться на поступательное
развитие проектов СРП - например, по проекту "Сахалин-2"
на 2004-2014 год с Правительством согласован объём инвестиций
в размере 8,5 млрд. долларов. То же самое будет ожидать
и любой другой проект СРП, реализуемый в России с участием
серьёзного инвестора. Это всего лишь вопрос времени.
Целый ряд российских нефтяных компаний готов к проведению
переговоров либо заключению соглашения и реализации проектов
СРП (например, "ЛУКОЙЛ" - "Северные территории",
ТНК - "Самотлор", "Роснефть" - Приразломное
и др.).
В сегодняшних условиях любые резкие движения в сфере СРП
способны подорвать доверие к долгосрочной инвестиционной
политике, проводимой российским государством, со стороны
инвесторов, банковского сообщества; создать впечатление,
что Правительство Российской Федерации способно принести
долгосрочные инвестиционные интересы в жертву частным мнениям.
Объективная необходимость менять правила игры в сфере СРП
на сегодняшний день отсутствует.
Обращаясь к Вам с настоящим депутатским запросом, прошу
Вас ответить на вопрос об основных направлениях политики
Правительства РФ в области развития законодательства о соглашениях
о разделе продукции.
Учитывая тот факт, что сформулированный в настоящем депутатском
запросе вопрос будет рассматриваться на совещании у Председателя
Правительства Российской Федерации, в соответствии с п.4
ст. 14 Федерального закона "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" хотел бы лично принять
участие в данном совещании.
Депутат Государственной Думы
Мельников Алексей Юрьевич
|