ВРЕМЯ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИИнтервью с депутатом Госдумы РФ Виктором Шейнисом- Какой второй по распространенности язык в Израиле?
- Виктор Леонидович, недавно вы побывали в государстве Израиль. Расскажите, пожалуйста, о цели визита... - Это была конференция, организованная под эгидой Израильского парламента, на которую в личном качестве было приглашено большое количество парламентариев. Цель конференции - ознакомить парламентариев различных стран мира с ситуацией в Израиле, с полож ением на Ближнем Востоке, с внутриполитическими проблемами Израиля и так далее... Там существует довольно значительное количество людей, приехавших из России. И я полагаю, что это - база для развития связей между нашими государствами. Ибо эти люди выросли в России, говорят и думают на русском языке... И я глубоко убежден, что мы за интересованы в том, чтобы дети и внуки этих людей продолжали в большей или меньшей степени ощущать себя россиянами, ощущать органическую связь между собой и Россией. У меня есть некоторый опыт. Я бывал в Аргентине, в Бразилии, в некоторых других странах, где существуют русские колонии, в том числе люди, приехавшие из России где-то в начале ХХ века. Я неизменно спрашивал их: кем они считают себя в первую очередь? М не неизменно отвечали: "В первую очередь - аргентинцы, но мы не забываем связи с Россией, мы - русские". Это естественно. Люди, которые прожили долго в той или иной стране, должны, прежде всего, ощущать свою связь с этой страной. Но чрезвычайно важно, чт о и в далекой Аргентине люди говорят по-русски, у меня не было в общении с ними никаких проблем. Русская колония в Израиле, в основной своей массе, - это люди, приехавшие в эту страну сравнительно недавно. Когда-то Тайлеран по поводу одного из не очень умных деяний своего шефа - Наполеона Бонапарта - сказал: "Это хуже, чем преступление, это - ош ибка". Так и я думаю, что политика Советского Союза на Ближнем Востоке была и преступной, и ошибочной с точки зрения государственных интересов России. Односторонняя ориентация на арабские страны, причем в арабских странах на экстремистские круги, была серьезной ошибкой. Сейчас политика постепенно меняется, но очень важно преодолеть наследие. Ведь возникли наслоения и здесь, в России, и там, в Израил е. Очень важно эти наслоения преодолеть, чтобы Россия выступала действительно не на одной стороне, а фактором, который влияет на мирный процесс, оказывая влияние и на ту, и на другую стороны. Ведь получилось так, что, с одной стороны, влияние на арабские страны мы в значительной степени потеряли, прекратив поставки оружия или экономическую помощь. С другой стороны, мы не столь решительно преодолеваем наследие прежней советской политики по отношению к Израилю. Это надо преодолевать, надо налаживать связи . - Такая внешняя политика была, видимо, связана и с внутренней, с тем государственным антисемитизмом, который существовал... - Безусловно. Хотя мне трудно сказать: где телега, а где - лошадь. С одной стороны, внутренняя политика определяла враждебность к Израилю, а наше противостояние вместе с арабскими экстремистскими силами против Израиля усиливало антисемитизм внутри стр аны. Это взаимное влияние. Слава Богу, сегодня государственного антисемитизма нет или, во всяком случае, если он и есть, то очень сильно ослаблен. Но внешняя политика пока еще не достаточно четко сориентирована на укрепление связей с Израилем. И мне было обидно, что внимания к коллегам из Соединенных Штатов или Европейских стран проявлялось гораздо больше, чем ко мне. Как вы понимаете, это не личная обида, а как представителя России... - Виктор Леонидович, а с представителями "Русской партии" вы пообщались? - Да. В частности, с Натаном Щаранским было просто взаимное представление на приеме, но не более того. Была еще домашняя (конференция предусматривала и такое общение) встреча с Юрием Штерном, который был диссидентом и "отказником", а сейчас он парламе нтарий от партии Щаранского. Мы познакомились с женой Юрия Штерна, которая имеет свое дело, кажется, в рекламной области. Она бизнесмен. И, в общем, мы достаточно дружелюбно говорили, у нас было полное взаимопонимание. Мы достаточно быстро нашли общий язык, может быть, еще и пот ому, что я представляю "Яблоко", и все позиции, которые выражает и защищает "Яблоко", не чужды израильским политикам. Моя позиция была жестко антииракской, точнее - антихусейновской. Моя позиция была жесткой против так называемого национально-освободительного движения, под которым понимается террористическая деятельность. Моя позиция заключается в том, что Израиль об язан обеспечить свою безопасность. Но вместе с тем я, естественно, не разделяю стремление крайних израильских экстремистов, которые выступают против мирного процесса, против шагов к созданию палестинской автономии. В один из первых дней конференции ко мн е пришли русскоязычные журналисты, записывали мое выступление для израильского радио и задали одним из первых вопрос (не для кого не секрет моя национально-этническая принадлежность): каким парламентарием я себе считаю - русским или еврейским? Мне даже с транно было услышать этот вопрос.Мне казалось, что совершенно очевидно, что я избран в России, представляю Россию. Израиль для меня - дружественная страна, в процветании которой я заинтересован. Были подчас и досадные накладки. Скажем, там присутствовали трое депутатов от Грузии. Но Грузия на английском языке пишется "Georgia", и, поскольку там были представители не только конгресса США, но и отдельных штатов, грузинскую делегацию включили в группу американцев, посчитав их за представителей соответствующего американского штата. По-английски они, естественно, не говорили, поэтому вечер на приеме они провели, просто вкушая яства. - В одном из телерепортажей из Израиля уличный прохожий сказал, что мы - "русские" - победим на следующих выборах в кнессет. На ваш взгляд, такое возможно? - Во-первых, израильская система содержит такие элементы, которые мы вычистили из нашей избирательной системы. Это пропорциональная система без барьера. Она обеспечивает множественность самых различных партий. И поэтому никакое правительство в Израиле не было и не может быть правительством одной партии. В Израиле есть две наиболее крупные партии: "Авада", которая является членом социнтерна, и "Ликуд" - правая или право-центристская партия. Как раз во время нашего пребывания там министр иностранных де л, который возглавляет группу из пяти депутатов, вышел из коалиции, и в результате парламентская поддержка правительства сократилась до одного голоса - у них 61 из 120 голосов. Но особенность израильской системы заключается в том, что одновременно с д епутатами избирается отдельно премьер-министр. И премьер-министром был избран Натаньяху - представитель "Ликуда". Если, скажем, "Ликуд" полностью потеряет поддержку, то Натаньяху должен будет проводить новые выборы: или парламента, или парламента и премь ер-министра. Поэтому любое будущее правительство будет коалиционным правительством. Оно будет опираться на некую мозаику - это первое. Второе. Все-таки исторически в Израиле ядром в коалиции являлись или "Ликуд", или "Авада", или предшественники этих партий. Среди шестимиллионного населения Израиля, по разным оценкам, от 800 тысяч до миллиона - это граждане из России и других стран С НГ и Прибалтики. Они тоже не едины, хотя бы в силу разного происхождения, но все-таки это не большинство населения. Они будут играть свою достаточно важную роль. В ситуации такой мозаичной структуры правительства маленькая партия, которая дает недостающи е несколько голосов, может обретать непропорционально большой удельный вес, большое влияние, но ведущей партией она не станет. - Как складываются взаимоотношения между разными "волнами" эмигрантов? - Мне трудно об этом судить, поскольку я пробыл в Израиле лишь неделю и из этой недели большую часть времени просидел на конференции и у меня не сложилось достаточно четкого представления о том, какие разнопластовые группы там существуют. Я знаю, что существует достаточно большая группа, которая приехала в 50-х годах через Польшу. Есть группа, которая в начале века приехала. И есть эмигранты сравнительно новой волны. Об отношениях между ними я не берусь судить. Но думаю, что русский язык, русская к ультура являются стержнем, который может их объединить. Беседу вел Сергей Кочеров
|