С Юрием Петровичем Щекочихиным - заместителем главного редактора "Новой газеты", депутатом Государственной Думы ("Яблоко") беседует Николай Рыбаков
- Юрий Петрович, Вы - член комитета Госдумы по безопасности. По вашему мнению, отставка Андрея Николаева с поста начальника Российской погранслужбы повлечет за собою ослабление национальных границ и снижение обороноспособности страны?
- Думаю, да. Я лично знаю Андрея Николаева, в Думе отвечаю за пограничную службу... Честный, порядочный человек. Отставка - следствие того, что он понял, что не может оказывать сопротивление тем, кто работает для того, чтобы наша граница была открытой. Е сли бы все российские военачальники были такими, как Николаев, у нас была бы иная армия, ее реформа была бы действенной и шла бы на пользу стране. Хочу напомнить, что единственная социально защищенная силовая структура - пограничники. Только они полность ю получили заработную плату. Я считаю, что если Президент предложит Николаеву пост в руководстве страны, то он поступит правильно.
- Согласны ли Вы с утверждением, что "Новая газета" - самая влиятельная газета в стране?
- Только за последние несколько месяцев мы сняли двух вице-премьеров -Альфреда Коха и Максима Бойко. Это очень важная работа нашей газеты, в ней мне помогает членство в комиссии Госдумы по коррупции в высших эшелонах власти.
- Вы сможете "снять" Анатолия Чубайса?
- Перед нами не стоит такой задачи. Мы хотим, чтобы в России было цивилизованное общество. Поэтому, в частности, наша газета борется против Собчака. Да, Анатолий Собчак - мой коллега по Съезду народных депутатов СССР. Но надо соблюдать некоторые правила игры. А он не считает это для себя необходимым. "Новая газета" за последние месяцы посвятила несколько материалов деятельности экс-мэра Собчака в Петербурге - Игры Доброй Воли, ремонт здания прокуратуры, приватизация жилья и другое.
- "Новая газета" почти в каждом номере публикует статьи, которые откровенно неугодны "сильным мира сего".
- Журналист - одна из самых опасных профессий в нашей стране.
- Вам угрожают?
- Лично мне - нет. Когда я занимался расследованием убийства Владислава Листьева, то у меня была официальная охрана. А сейчас я сам, лично несу ответственность за каждого человека своей команды. Я защищаю своих коллег.
- В России приведение в исполнение смертных приговоров приостановлено до отмены смертной казни. А каково Ваше мнение по вопросу об отмене смертной казни в нашей стране?
- Я - противник смертной казни. Жизнь человеку дает Бог, он и должен ее отнимать. А вот общественность, это ни для кого не секрет, - против отмены смертной казни. Недавно ко мне попали результаты проведенного недавно социологического опроса. Так вот, 51% опрошенных считают, что публичные казни в Чечне - это правильно...