Секретарь Совета обороны - государственный военный инспектор Андрей Кокошин считает, что в 1997 году реформа военной системы государства вышла за пределы концептуальных разработок. Прежде всего, началось конкретное обновление боевого потенциала Вооружен ных Сил РФ. Среди реальных, зримых перемен Кокошин назвал "появление боеготовых частей и соединений, в первую очередь в Сухопутных войсках". Решилась и проблема "других войск". По заверениям секретаря Совета обороны, с положением, когда в стране параллел ьно существуют без малого четырнадцать армий, отныне покончено. В состав Вооруженных Сил войдут войска, которые по своему предназначению призваны решать оборонные задачи. Часть ведомственных воинских формирований, утратив оргштатное, структурное и даже ч исто внешнее (форма одежды, погоны и пр.) сходство с армией, остаются при своих министерствах. В частности, внутренние войска - при МВД, войска Федеральной пограничной службы, соответственно, - при Погранслужбе. Процесс развития разноведомственных формир ований по армейскому образцу остановлен. Об этом Андрей Кокошин заявил 24 декабря 1997 года в ходе научно-практической конференции, организованной Институтом экономических проблем переходного периода.
Участие Кокошина в этом научном мероприятии было обусловлено темой конференции - "Финансово-экономические проблемы военного строительства и пути их решения". Все выступавшие сошлись на том, что при наличии прочих факторов финансовый является для военной реформы определяющим. Присутствовало и понимание того, что следующий экономический кризис в России может объявиться в военной шинели. Реформируемая армия требует больших денег, еще больших - нереформированная. Первый заместитель министра обороны и статс- секретарь Николай Михайлов подчеркнул, что в 1998 году Вооруженные Силы, согласно указанию президента, должны будут сократиться до 1 миллиона 200 тысяч "штыков", но "на фоне глубокого кризиса в экономике" решение столь "сверхмасштабной" задачи потребует и сверхусилий. О насущных тревогах говорил и Андрей Кокошин. Концептуально решено постепенно увеличивать ресурсообеспеченность (на одного военнослужащего), расходы на текущее обеспечение вооружением и военной техникой, расходы на боевую подготовку и дене жное довольствие. Сегодня по этим показателям мы уже почти скатились в компанию стран третьего мира. Вернуться на приличествующие России позиции планируется к 2005 году. Но все это возможно, по утверждению Кокошина, только при строгом исполнении оборонны х бюджетов. А сегодня сохраняется угроза "перетаскивания" триллионных долгов 1997 года в бюджет-98.
Отдавая себе отчет в том, сколь трудна финансовая ситуация в сфере обороны, большинство участников конференции держались грани, где сопрягались теория и практика. О глубине и даже драматизме поднятой проблемы говорило и признание первого заместителя мини стра экономики Ивана Матерова в том, что его ведомство еще не занималось финансово- экономическим просчетом военной реформы, поскольку в Министерстве "нет единой точки зрения на военное строительство". Он не раз подчеркнул в ходе своего выступления, что высказывает лишь частное мнение, но никак не официальное.
Ожидания журналистов услышать нечто конфиденциальное, разжиться фактурой и статистикой, столь трудно выбиваемых из Минобороны, не оправдались. Ученые и представители общественности строго придерживались рамок научной дискуссии. Из которой, собственно, вы текало одно - военная реформа в России опережает собственное финансово-экономическое обоснование. Итогом конференции, надо полагать, станут конкретные разработки, которые помогут практикам избежать шараханий и падений на пути реформы. Весомое присутствие на конференции Минобороны и Совета обороны в определенной степени гарантирует, что старания ученых не пропадут втуне.
В это же время Госдума принимала во втором чтении бюджет, и оборонный в том числе. Грубая практика попирала какую бы то ни было теорию. Заскочивший на минутку из думской "парилки" в компанию ученых Николай Михайлов выдал формулу момента. Ее суть - нам бы продержаться лет пять на старых ресурсах, не утратить управляемости Вооруженных Сил, а там будет полегче.
Владимир Костров
("Русский телеграф", # 69)