Создать эффективный экономический оборот земли

Тезисы выступления Григория Явлинского на Круглом столе по проблемам Земельного кодекса

Позиция Объединения "Яблоко" и нашей фракции по вопросам земельной реформы заключается в том, что мы выступаем за экономически обоснованную частную собственность и прежде всего за экономически эффективный оборот земли.

Под этим мы понимаем переход земли от нерачительных хозяев к более удачливым и более умелым. Подчеркиваем, что сохранять ту систему, которая существует сегодня и которая закреплена в Земельном кодексе, мы считаем неверным.

Во-первых, говорят: "пусть сегодня землей распоряжается государство", забывая, что землей распоряжается не государство, а полукриминальная бюрократия, у которой в руках сегодня на самом деле находится земля. Как заклинание повторяется о необходимости гос ударственного контроля, а речь идет о полукриминальной бюрократии. Поэтому мы считаем, что ситуацию нужно изменить самым коренным образом. Но нельзя менять ее так, чтобы распределить землю от полукриминальной бюрократии к полукриминальным финансовым стру ктурам.

Во-вторых, мы считаем, что проведение земельной реформы возможно только при создании соответствующего законодательства: о почвах, о проведении земельного кадастра, о правилах залога, о процедуре продажи земли и т.д. Без решения этих вопросов невозможно п ровести земельную реформу.

Третьим важнейшим элементом реформы является учет особенностей регионов. Мы полагаем, что нужно поддержать инициативу тех регионов, которые самостоятельно начали работу по реформе землепользования. Только сравнивая достижения различных регионов, мы мож ем правильно установить, какая именно реформа нам нужна. Ее нельзя сделать сидя в Москве под зеленой лампой. Результаты, полученные в регионах, учитывающие их особенности, должны стать основой земельных преобразований.

Я хотел бы подчеркнуть, что "Яблоко" считает нынешнее Правительство неспособным к успешному проведению земельной реформы. Мы видели мало положительных результатов деятельности этого правительства вообще и плохие результаты ваучерной приватизации в частно сти. Не подготовлены документы, которые могут быть использованы для проведения успешной реформы. По нашим данным, только 7% средств, отпущенных на проведение кадастра земли и другие операции по подготовке реформы, были затрачены на эту работу. Мы полагае м, что нынешнее Правительство не сможет обеспечить эффективной реформы.

Наконец, проблема эффективности земельных отношений не описывается только Земельным кодексом. Реформа должна быть связана со всей экономической политикой в аграрном секторе: с созданием соответствующих инфраструктур и с соответствующей структурой законо в, выстраиванием всей цепочки от поля до конечного потребителя на основе реального законодательства и практики. В конечном счете, успех реформы зависит от того, насколько будет правильно выработана стратегия аграрной политики России в 21 веке. Мы должны ответить на вопрос: экстенсивный или интенсивный сельскохозяйственный путь выберет Россия? Каким образом Россия предполагает решать продовольственные вопросы в будущем веке?

Цель всей работы - создание эффективного экономического оборота земли, условий для эффективной работы собственника на земле. И еще: геополитическое положение России таково, что если мы не начнем активной политики заселения нашей территории на восток от У рала, где у нас численность населения 3 человека на км2, где сосредоточено 60% экономически выгодных ресурсов мира, а у наших соседей - 170 человек на км2. Поэтому цель заключается и в проведении такой политики, чтобы заселить наши восточные территории. Так мы сможем отстоять свою независимость в следующем веке.

Успех же зависит не столько от Земельного кодекса, сколько от политической воли и правильно выбранной стратегии.

(26.12.97г.)

К предыдущей статье | Оглавление | К следующей статье