Однажды в стране с символичным названием Либерия проходили выборы.
Диктатор, находившийся в тот момент у власти, сильно переживал за свое
будущее. В результате своевременных мер количество голосов, поданных за
него, в 15 раз превысило все население страны, включая несовершеннолетних
и лишенных избирательного права.
У нас пока до такого не доходило. Однако методы фальсификации результатов
выборов многочисленны, разнообразны, и о них стоит знать.
Подавляющее большинство манипуляций с голосами легче всего осуществить
непосредственно на избирательном участке. Что касается непосредственного
и наглого воздействия на волю избирателя, то тут стоит назвать, во-первых,
подмену бюллетеней: человека встречают возле участка с уже заполненным
бланком и предлагают некую сумму денег (в зависимости от состоятельности
кандидата) за то, чтобы он опустил в урну его, а свой бюллетень вынес чистым.
Дальше процесс приобретает конвейерный характер. Сюда же относится и случай,
когда пожилым людям подсказывают, за кого лучше проголосовать. Однако ясно,
что такими методами не обойтись, потому что в большинстве случаев избиратель
все-таки понимает, откуда дует ветер, и предпочитает двигаться в собственном
направлении. Поэтому основной процент искажений (как осознанных, так и
случайных) приходится на процедуру подсчета голосов в участковой избирательной
комиссии — благо лазеек для этого вполне достаточно.
Во-первых, комиссия не должна считать общее количество бюллетеней, извлеченных
из ящика; наоборот, сначала все они сортируются “по депутатам” (включая,
понятно, и те, которые “против всех”), а затем суммируются. Поэтому в момент
начала подсчета голосов еще не известно, сколько человек взяли бюллетени
и унесли их с собой. Таким образом, заинтересованный член комиссии может
занизить число голосов, поданных за конкретного кандидата, списав их именно
на это.
Теоретически забрать бюллетени может неограниченное число избирателей;
однако практика показывает, что такие случаи скорее единичны, и поэтому,
когда из тысячи человек двести уносят бюллетени с собой, это наводит на
размышления.
Во-вторых, наблюдатели имеют право следить за правильностью подсчета
(в чем, собственно, и состоит их основная функция); однако комиссия это
право обеспечивать не должна.
Поэтому добровольные помощники, как правило, находятся в противоположном
углу комнаты и только внимают называемым цифрам, а “по адресу” ли положен
бюллетень, остается на совести комиссии.
Наконец, их можно просто любезно позвать пить чай. И даже если право
наблюдателя “находиться на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость
содержания бюллетеня” (статья 29 Закона о выборах) соблюдено, остается
возможность, например, сделать дополнительную отметку в “нежелательном”
бюллетене и честно его показать: видите, недействителен? Для этой цели,
кстати говоря, достаточно кусочка карандашного грифеля под ногтем. Каким
бы детективным ходом ни казалась эта идея, согласитесь, что в нашей жизни
возможно практически все.
Еще один актуальный вопрос — использование ГАС “Выборы”. В наше компьютеризированное
время модны стали разговоры о ненадежности защиты этой системы и, соответственно,
возможности ее взлома хакерами и введения в нее новых результатов. Парадокс
состоит в том, что “Выборы” могли бы быть вообще не защищены и все равно
остались бы надежной системой. Дело в том, что назначение их, во-первых,—облегчить
процесс ввода значений и их суммирования, а во-вторых,—- зафиксировать
факт введения неправильного протокола участковой комиссии. Таким образом,
если выходные данные претерпят какие-либо изменения, говорящие о том, что
их “подредактировали” по пути, достаточно будет просто сверить их с бумажным
носителем. И именно возможность быть пойманным за руку при введении неправильных
протоколов, как правило, и заставляет протестовать против использования
“Выборов” или хотя бы стараться сделать так, чтобы они как можно позже
оказались на пути протокола.
Разговоры о “машинном” жульничестве всегда заставляют насторожиться:
не скрывается ли за ними стремление скрыть жульничество людское. |