Будни предвыборной кампании озаряются сполохами нешуточных информационных
войн. У телекомментаторов сводит скулы от серьезности, когда настает урочное
время для выливания очередного ушата помоев на того, кого “заказали” хозяева.
Чем ближе выборы, тем более мрачными становятся лица политиков и настроения
той части общества, что собирается голосовать. Тем интереснее, что в эти
же предвыборные дни в Москве проходила выставка коллажей Андрея Будаева,
напрямую связанных с политической жизнью России, но выдержанная совсем
в ином эмоциональном ключе.
Гайдар верхом на свинье-копилке. Зюганов с усиками и бородкой Ильича.
Жириновский, тискающий венгерско-итальянскую порнозвезду Чиччолину. Чубайс,
неумело вкручивающий лампочку. Скуратов в окружении домочадцев и соседей
читающий письмо (не с фронта!) от Карлы дель Понте. Примаков, развешивающий
портреты Лужкова на рекламных тумбах. Сам Лужков, метающий гранаты в известном
сюжете об обороне Севастополя. Макашов в компании Гитлера и офицеров СС,
рассматривающий выставку черепов. Ельцин, наставляющий “рожки” Горбачеву
на трибуне Мавзолея. Черномырдин, нависший над “Белым домом” в позе и одеянии
борца сумо. Писающий ангелок-Кириенко. Торжественный Лебедь в мундире Бонапарта,
позирующий где-то в районе Красной площади. Явлинский, поразивший на дуэли
Чубайса...
Знаменитые фотоработы прошлого, картины известных мастеров дополнены
лишь чуть-чуть — нет-нет, да и промелькнет знакомое лицо Назарбаева на
свадебной церемонии с... Аскаром Акаевым (“Равный брак”), проступит напряженный
потный лик Геннадия Андреевича З. у фигуры метателя оружия пролетариата
(“Продолжение булыжника”) или вдруг с ужасом узнаешь Валерию Новодворскую
в расфуфыренном трансвестите (“Про это”).
Метод коллажа не нов. Использование его в политической сатире — тоже
изобретение, как минимум, довоенное. Но работы Андрея Будаева обнадеживают.
Это скорее юмор, понимание того, что даже “великие и всемогущие” могут
выглядеть не только торжественно, но и смешно.
Представьте себе выставку с изображением Сталина, наставляющего рога
Ленину — при жизни “отца народов”, или Хрущева в онучах, или Брежнева с
двумя рядами бровей — соответственно в 1962-м и 1982-м. Разумеется, такое
было невозможно. Очень хорошо, что сейчас мы можем смеяться над политиками
открыто, не оглядываясь на человека в штатском. Хотелось бы продлить такую
возможность на жизнь еще хотя бы нескольких поколений. Глядишь, все в нашей
стране как-то и устаканится.
Кстати, как говаривал некто Карл Маркс, человечество, смеясь, расстается
со своим прошлым. И дело не в том, что сейчас кто-то уже и не знает, кто
такой Карл Маркс. Дело в том, что, в принципе, он был прав. |