В Краснодарском крае есть город Кропоткин. Ничем не примечательный
населенный пункт, каких в стране сотни. И название его вы, возможно, слышите
впервые. Известней расположенная в нем станция Кавказская. Через нее идут
поезда на Адлер и Баку.
Схож Кропоткин со многими городами России и своим незавидным материальным
положением — он у центра на дотациях. Но местные власти вынашивают идею
превратить Кропоткин в 2000 году в самодостаточный город, чтобы зарабатывал
не меньше, чем тратил.
Для этого, по мнению властей, надо немного: дать работать тем, кто
может, и не давать воровать тем, кто хочет. Все началось с того, что в
декабре 1996 года на местных выборах победили два кропоткинских предпринимателя,
гендиректор строительного АО Мурат Ахеджак и хозяин частной многопрофильной
компании Олег Юртаев. Они были известны тем, что работой обеспечивали и
зарплату платили вовремя. Их и избрали.
В качестве идеологической поддержки будущие кропоткинские лидеры выбрали
ЯБЛОКО — партию, утверждающую, что власть должна быть честной и прозрачной.
В результате, Юртаев стал мэром, Ахеджак — председателем городского собрания,
крошечной Думы, состоящей из депутатов-общественников.
Мэр и председатель городского собрания, естественно, не на общественных
началах работают. У них гарантированная зарплата, небольшая по меркам коммерсантов.
А из бюджетных денег было решено — не брать. Выход нашли: у городских чиновников
остался свой бизнес. Не всем, наверное, это нравится. Но неужели лучше,
когда чиновник носит часы за полторы тысячи долларов и по телевидению утверждает,
что живет на полторы тысячи рублей государственного довольствия?
Надо сказать, что бюджет города далеко не московский, особо и воровать
из него нечего, он давно уже зависит от федерального центра. Что ж, решили
городские управители, чтобы жить лучше, надо больше собирать налогов и
меньше из бюджета тратить.
Для большей собираемости в Кропоткине ввели налоговые посты. Схема предельно
проста. Торгует некий предприниматель водкой. Неплохо торгует: дом построил,
машину купил, а налогов совсем почти не платит. Никто, говорит, ко мне
в магазин не заходит. Сам удивляюсь, как концы с концами свожу. Тогда сотрудники
из налоговых органов приходят в магазин и смотрят: сколько спиртного в
день привозят? Сколько продается? Сколько к вечеру в кассе лежит? Раз придут,
два придут, и говорят: при таких объемах торговли платить налогов нужно
не рубль, а минимум десять. И не надо, уважаемый, нас обманывать, себе
дороже выйдет. И платить начали честно, во всяком случае, больше. Посты
выставляли и на АЗС, и на заводах по переработке сельхозпродукции.
Естественно, требовать можно с тех, кто зарабатывает. А если предприятие
еле дышит? Есть в Кропоткине завод МиССп. Когда-то на нем работало 2000
человек, сейчас — в десять раз меньше. Площади, причем не малые, простаивают.
В администрации Кропоткина решили создать СП по производству аккумуляторов.
Совместным предприятие решили сделать потому, что в одиночку город такой
проект не потянул бы; а аккумуляторный профиль выбрали оттого, что на юге
России автомобильных батареек никто не производит. Был найден итальянский
партнер, компания Cosmic. Уговорили ее вложить в кропоткинский завод 490
тысяч немецких марок и получить 30% акций ОАО “Аккумуляторы Пума”. Вклад
города оценен в 750 тыс. марок — у него 70% акций предприятия. С лета в
Кропоткине собирают аккумуляторы. Уже сделано более трех тысяч батарей
“жигулевского” и “волговского” размеров. Аккумуляторы хорошие: рассчитаны
на 6-7 лет службы и не прихотливы — воду в них можно доливать из-под крана.
Через пару лет, если планам суждено сбыться, завод выйдет на отметку 20
тысяч батарей в месяц и ежегодно будет выплачивать налогов на 1,2 млн.
долларов. Все промышленные предприятия Кропоткина, вместе взятые, сегодня
дают меньше.
До последнего времени в Кропоткине не было ни хороших дорог, ни денег
на их ремонт. Зато была и есть станция “Кавказская”, а у нее — долги перед
городом за коммунальные услуги. Городская администрация долги у работников
рельсов и шпал “взяла дорогами” — материалами и работой. Теперь дороги
в городе есть, не Германия, конечно, но ночью можно ездить спокойно, не
рискуя попасть в яму и потерять колесо.
А вот с детским пособиями положение по-прежнему плохое: долги как были,
так и есть. И город перешел к адресной помощи, рассудив, что раз всем денег
не хватает, нужно отобрать самых нуждающихся. Потому что одному ребенку
пособие — это канадские ботинки, а другому — единственная пара валенок
на зиму. И каждое заявление с просьбой предоставить материальную помощь
в Кропоткине рассматривается отдельно: какой доход в семье, какая обстановка
дома? Вот приходит в комитет социальной защиты женщина и просит выплатить
своему ребенку пособие. “Так, — отвечают ей в собесе, — посмотрим. Парикмахером
работаете? И зарплата ваша 86 рублей в месяц? Нет, сожалеем, однако на
пособие вам рассчитывать не приходится. Потому что если вы надеетесь на
помощь государства, то, наверное, и государство вправе надеяться, что вы
платите налоги”.
Жестоко так ответили, но правда жестока — денег не хватает. Но это
уже другая проблема — государственная. |