Местное самоуправление развивается в России крайне неравномерно. В
ряде регионов оно вообще не предусмотрено законодательством. В других действует
только на ограниченной территории (как правило, в региональных столицах).
В третьих, будучи признанным на уровне регионов, является пустым звуком
для жителей множества малых городов и поселков (бывших сельсоветов).
Но там, где оно существует, отвечает ли оно по сути своему гордому названию?
Можно ли называть самоуправлением систему, при которой вся власть сосредоточена
в руках одного человека (мэра, главы администрации)? Где представительный
орган (Дума, Совет) является послушной машиной голосования в руках этого
человека? Где о том, как тратятся бюджетные средства, не знают не
только граждане, но даже депутаты? А жизнь вокруг не только не улучшается,
но даже наоборот.
Глядя на подобные города и районы, очень легко прийти к выводу о том,
что местное самоуправление — это система, при которой на территории есть
некий начальник, который сам всем управляет.
Настоящего самоуправления сегодня в России нет — утверждают многие.
И я с ними согласен. Правда, с некоторыми оговорками.
Увидев первый раз в жизни изображение человеческого зародыша на самой
ранней стадии развития, трудно себе представить, что перед нами — будущий
человек. В лучшем случае можно сказать: это еще не человек, но когда-нибудь
при определенных условиях таковым станет. Если, конечно, его жизнь не будет
пресечена хирургическим вмешательством.
Местное самоуправление в России сегодня — это даже еще не младенец,
это — зародыш. На каком же основании мы делаем вывод, что из него когда-нибудь
разовьется один из базисных институтов гражданского общества? Да на том,
что в этом зародыше уже заложены основные структурные элементы, необходимые
для его превращения в полноценный организм.
Да, мэры в большинстве случаев концентрируют в своих руках всю полноту
власти и финансовых средств. Но должность мэра — выборная. Следовательно,
есть возможность в следующий раз его не избрать, преподав важный урок его
преемнику. Точно так же можно поступить и с “карманными” депутатами. Конечно,
может случиться так, что после выборов ничего не изменится. Придется терпеть
еще четыре года. Но возможность переизбрать власть остается как залог будущих
перемен.
Однако совсем не обязательно дожидаться следующих выборов. Допустим,
вас возмущает положение в вашем городе, поселке, районе. В один прекрасный
день вы просыпаетесь с отвращением к окружающей разрухе и желанием действовать.
Именно в этот момент для вас приобретут жизненно важное значение, казалось
бы, абстрактные статьи федеральных и региональных законов — об отзыве мэра
и депутата, о местном референдуме, о народной правотворческой инициативе
и многие другие. Таким образом, вы неожиданно для себя обнаруживаете, что
законодательство о местном самоуправлении — это помощник и союзник тех,
кто хочет действовать. А если законодательство несовершенно, то и это —
не трагедия, потому что существует возможность его исправить.
Допустим, вы лично к таким действиям еще не готовы. Но в вашем городе
есть организации (группы взаимопомощи, жилтоварищества, общественные комитеты
и так далее), которые не смогут реализовать своих целей, не имея возможности
повлиять на местную власть. Лучше, если они будут добиваться изменений
в вашем муниципальном образовании вместе с вами.
Есть, наконец, политические партии, для которых борьба за изменения
— это способ завоевать себе авторитет. Именно этим сегодня занимается,
скажем, городская организация ЯБЛОКА в Хабаровске, разработавшая новый
Устав города, в котором ставится крест на системе безраздельного мэрского
господства. Предстоит огромная работа по утверждению Устава на городском
референдуме, вовлечению горожан в эту инициативу. Но ведь это и есть “хлеб”
для любой политической партии. И не только на местном уровне, но также
на региональном и федеральном, где то же ЯБЛОКО постоянно работает над
совершенствованием муниципальных законов.
Таким образом, существует очень много лиц и групп, объективно заинтересованных
в том, чтобы местное самоуправление не было законсервировано в его нынешнем
зачаточно-уродливом виде, либо уничтожено путем хирургического вмешательства.
Они-то и являются теми рабочими лошадками, которые неизбежно будут раскручивать
маховик развития системы.
Действующее же законодательство устроено так, что это движение в конечном
счете должно привести нас к цивилизованному местному самоуправлению, отстаивающему
интересы не власти, а граждан.
Всем нам необходимо усвоить простую истину: местное самоуправление —
это саморазвивающаяся система, позволяющая любому гражданину в любой момент
стать инициатором изменения своей жизни к лучшему. Разумеется, если он
сам этого захочет. |