Кажется, широкую советскую общественность познакомил с феноменом андерграунда,
к которому в полный рост принадлежат и хиппи, Сергей Соловьев, режиссер
фильма АССА, попытавшийся подать к столу нации торт “Прага”, выпеченный
из перегноя контркультуры. Помните праведный гнев и сопереживание кинозрителей,
когда дяденька милиционер обращался к Бананану с циничным предложением:
“Серьгу сними!” И ту щемящую тоску, когда того же Бананана убивали на заднем
сиденье авто грубые преступники, а труп выбрасывали в море, незамерзающее
море Южного берега Крыма?
Вот примерно такие же чувства, наверное, испытывали молодые американцы
конца 60-х, впервые смотревшие “революционный” рок-мюзикл ВОЛОСЫ. В котором
столько всего про свободную любовь-морковь, наступающую прекрасную эпоху
Водолея (это типа такого мистического коммунизма), ненасильственное снятие
конфликта отцов-детей и пр., но в конце которого, несмотря на все демонстрации
протеста, сжигание армейских повесток и даже приподнимание над землей здания
минобороны способом коллективной медитации, главного героя все равно отправляют
в джунгли Вьетнама (это такая американская Чечня и Таджикистан в одном
флаконе) и там убивают. А что же ему, дурашке, бывшему дисциплинированному
отличнику, побоявшемуся сжечь повестку, подобно уличным бунтарям-хиппи,
еще и светило в чужом краю? Праведный меч Вьет Конга обрушился на его стриженую
глупую головку. In Memoriam (что означает — Вечная память!).
К чему я все это на фоне ставшего неизменным “задником” теленовостей
силуэта недружелюбных гор Кавказа, бравых ликов суровых генералов и тщательно
скрываемых потерь российской армии в Чечне?
Нашелся человек (и этот человек зовется — кроме шуток! — Стас Намин),
который взял, да и потратил 200 тыс. долларов на постановку в сумрачной
России 99-го музыкальной пиесы, рисующей жизнь того самого, якобы беспечного
поколения американских волосатых, боровшихся против денег, войны и семейно-религиозного
ханжества. Речь там о другой, не-нынешней Америке, — Америке со всеобщим
призывом и всеобщим убоем (впятеро больше укатали под землю своих солдат,
чем “наши” в Афганистане, а уж об убитых вьетнамцах, лаосцах и камбоджийцах
лучше и не вспоминать!), с практикой судебных приговоров без определенного
срока (это значит — на усмотрение администрации тюрьмы!), с массовым отстрелом
политиков первого эшелона (а не второго-третьего, как покамест у нас) и
прочими радостями наглого империализма, еще не потрепанного победившей/проигравшей
революцией цветов.
Мы этого всего, разумеется, про Америку не знаем. Поэтому смотрим спектакль
позевывая, отмечая неловкости перевода (зачем Стасу понадобились, кроме
показавшей класс Умки, еще каких-то три переводчика?), неловкости хорового
и индивидуального пения (кое-кто из актеров, чуть ли не половина, набраны
нынешним летом на Арбате, прямо среди тамошних хипанов), неловкости актуализации
(мертвое тело несчастного хиппи накрывают российским “матрасным” флагом,
а не американским звездно-полосатым; генерал командует: “Грозный! Поход!
Шагом марш!”) и общее несоответствие сценических движений актеров духу
60-70-х...
Но полноте! Стас Намин, конечно, персонаж до некоторой степени одиозный:
бывший “официальный советский хиппи”, разрешенный рок-музыкант и родственник
“вечного” Анастаса Микояна, в хайрах и клешах посещавший закрытые просмотры
после церемонии вручения Ленинских премий... Но вот ведь какая штука: именно
он создал на излете советской эры радиостанцию, которую до сих пор с придыханием
вспоминают все настоящие ценители музыки рок. И именно он сейчас сказал
то слово о войне и мире, которое в российском образованном обществе всегда
принято было ожидать от писателей, да с театральных подмостков.
А кто еще на новенького, дорогие товарищи мастера культуры?
Вопрос “С кем вы?” даже и не задаю, ибо ответ известен: “С теми, кто
платит”. И хорошо, что Стас Намин, чисто по-буржуазному, оплатил свой патлатый,с
сединою на висках, но все ж таки — протест. |