“Чем хуже, тем лучше что может быть нелепее “Бубнового валета”?”
— говорил Михаил Ларионов о названии художественной группы, которое сам
же он и придумал. Этот принцип стал двигателем авангарда — “чем хуже, тем
лучше”. Бубновый валет — значит, плут: так говорят карты.
“Бубновый валет” — союз живописцев, образованный в 1910 г.: “валетами”
были Петр Кончаловский и Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов и Казимир Малевич.
Они смотрели на картины Поля Сезанна и учились новой живописи. Те детали,
которые значимы для Сезанна, они сделали своим знаменем; интерес к игральным
картам — одна из таких деталей. В 1911 г. Ларионов, Бурлюк и компания вышли
из “валетов”. Они придумали название, которое было еще странней: “Ослиный
хвост”.
“Ослиный хвост” — группка молодых художников, которая еще дальше ушла
в авангард: от Сезанна — к примитиву, от тонкой живописи — к грубым формам.
Русский лубок и скифские каменные бабы, народная иконопись и вывески на
базаре — вот где начали искать свое искусство “хвосты”: рядом с собой,
а не в Париже. Название скандально: во Франции в начале века выставили
холст, якобы написанный ослом. “Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом,
так пусть мы будем для нее ослиным хвостом”, — считал Ларионов.
Третьим шагом на пути Ларионова была “Мишень” — выставка 1913 г. Логика
“Бубнового валета” и “Ослиного хвоста” дошла до своего предела. “Мы стремимся
к Востоку и обращаем внимание на национальное искусство. Мы протестуем
против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные
формы в опошленном виде и все нивелирующему...”, — утверждал Ларионов в
13-м году. А в 1915 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова уехали в Париж
— как позже оказалось, навсегда. Художник, который провозгласил культ национальной
формы в русском авангарде, большую часть жизни прожил в Париже, а не в
Москве. И теперь, через четверть века после его смерти, открылась выставка
в Третьяковской галерее, для Ларионова — первая на Родине персональная
экспозиция после 1980-го года.
Сергей Дягилев открыл талант Михаила Ларионова. В 1906 г. Ларионов
показал семь своих работ на выставке “Мир искусства”, устроенной
Дягилевым, и это было первой вершиной в карьере молодого художника. Дальше
Ларионов двинулся сам. Начиная с выставки “Стефанос” в 1908 г. он сам был
куратором своего успеха: не только писал картины, но и организовывал выставки,
писал декларации, устраивал скандалы. Дягилев же был виновником того, что
великолепная пара — Ларионов и Гончарова — покинула Россию. Сергей Дягилев
и Игорь Стравинский пригласили их в 1915 году работать для “Русских балетов”.
В промежутке между этими датами — расцвет творчества Гончаровой и Ларионова.
Наталия Гончарова (1881 — 1962) и Михаил Ларионов (1881 — 1964) вместе
учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (хотя и в разных
классах). Они вдвоем захаживали в “Башню” (смесь студии и дискуссионного
клуба, где бывали многие художники авангарда). Ларионов писал картины,
спорил о новом, скандалил и декларировал. Гончарова просто писала. Ларионов
был признанным вожаком авангарда. Но с течением времени фигура Наталии
Гончаровой все больше вырастает в глазах искусствоведов. Центр экспозиции
в Третьяковской галерее — религиозные композиции Наталии Гончаровой. Многие
из них выставлены впервые через десятки лет. И эти картины переворачивают
представление об искусстве русского авангарда. Из “отрицания отрицания”
выросла великая художница, рядом с которой некого поставить в истории русского
искусства. |