Две недели в галерее “Раменки” проходила выставка, организованная Центром
Современной Русской Культуры (New-York — Paris —Moscow), Объединением
ЯБЛОКО и дирекцией галереи “Раменки” и посвященная 25-летию так называемой
“Бульдозерной выставки” — обросшего легендами, воспоминаниями, книгами
и каталогами события.
15 сентября 1974 года группа художников, возглавляемая художником Оскаром
Рабиным и коллекционером Александром Глезером организовала в лесопарке
Беляево выставку под открытым небом.
Несколько сотен москвичей смогли тогда увидеть неофициальное советское
искусство, произведения художников-нонконформистов. Об открытии выставки
Моссовет и чиновники от министерства культуры были заблаговременно
уведомлены организаторами показа. Не имея реального
повода запретить показ и зная, что зарубежная пресса внимательно следит
за развитием событий, власти не рекомендовали художникам осуществлять задуманное.
Тем не менее, в 11 утра на пустыре под серым мелким дождем, на мокрой
земле были расставлены картины художников, чьи имена сегодня в списке
классиков русского искусства XX века, а картины хранятся в самых
престижных музеях и частных коллекциях мира. Александр Глезер вспоминает
о событиях того дня: “Люди в штатском набрасывались на художников,
выламывали им руки, вырывали холсты и швыряли на самосвалы, которые сразу
же куда-то уезжали. Три бульдозера, словно танки, не спеша передвигались
по пустырю. Художники стремились развернуть картины к зрителям. И тут случилось
невероятное: разъярившийся и, как выяснилось впоследствии, сильно подпивший
бульдозерист наехал на картины и раздавил холсты”.
Всего тридцать минут продолжался этот безумный спектакль. Пятеро художников
и двенадцать зрителей были арестованы, несколько корреспондентов иностранных
газет были избиты. Все зарубежные средства массовой информации сообщили
о московском побоище, как о новости номер один.
Выставка в “Раменках” была инициирована и сделана руками молодых художников,
работы которых, вместе с работами “шестидесятников” находятся в коллекции
Центра Современного Русской Культуры (New-York — Paris — Moscow) Александра
Глезера, с успехом путешествующей по Европе и Америке. В трех залах были
представлены работы, участвовавшие в выставке 1974 года (Бордачев, Силис,
Вечтомов и другие), а также работы молодых талантливых художников
Демьяна Ленкова, Павла Жовнера, Маши Арент, Юрия Калистратова и Лизы Дмитриевой.
На открытие выставки пришли участники “бульдозерной выставки” Генрих
Сапгир и Николай Вечтомов. С приветственными словами выступили депутат
фракции “Яблоко” Госдумы В.Игрунов и депутат Московской городской думы
Е. Бунимович. Предисловие к каталогу выставки начинается словами Г.Явлинского:
“Бульдозеры прошлись не только по картинам — грубо подавлялось все, что
выламывалось из общего ряда. С тех мрачных пор жизнь настоящего таланта
не стала легче, но, слава Богу, способы воздействия стали иными. Долой
бульдозеры! Ура — искусству!”. |