Слово “первый” в названии чего бы то ни было, если относится к хронологии,
всегда настораживает. Слишком много памятно благих начинаний, оставшихся
благими начинаниями. Однако строить мрачные прогнозы по нижеизложенному
поводу совершенно не хочется; вместо кликушества лучше поговорим о поэзии.
Первый Московский международный фестиваль поэтов прошел с 22 по 26 сентября.
Три патронирующих организации, включая Московскую Городскую Думу, шесть
проводящих, в том числе журнал “Знамя” и Российский Фонд Культуры, и двадцать
один спонсор от Центрального ТВ до “Ярпива”... — гаранты оказались весьма
многочисленными и весомыми для “культурного мероприятия”, как говорил герой
фильма “Мимино”. Со стороны МГД самым активным организатором стал учитель,
поэт и депутат-яблочник Евгений Бунимович. На открытии в ЦДЛ ему удалось
сделать почти невозможное: совершенно неофициально открыть официальное
мероприятие, пожертвовав приветственными речами в пользу поэтов, читавших
стихи.
Всего было заявлено больше двадцати мероприятий, но, по некоторым источникам,
общее число — вместе с проведенными почти спонтанно — оказалось чуть ли
не вдвое большим.
За счет такого обилия площадок удалось установить близкий к идеальному
баланс между “удельными весами” признанных мэтров (Белла Ахмадулина, Сергей
Гандлевский, Александр Кушнер, Евгений Рейн, Генрих Сапгир — список и дальше
слишком соблазнителен, где-то надо и остановиться) и почти начинающих авторов.
Так, в организованной Игорем Волгиным в Литературном институте дневной
встрече действительно на равных выступали Кирилл Ковальджи, Дмитрий Быков,
Инна Кабыш и молодые участники различных семинаров.
Наконец, даже слово “международный”, не менее опасное в последнее время,
чем “первый”, не оказалось капканом для устроителей. Помимо Украины и Литвы
на фестивале были представлены Австралия, Англия, Мексика, США — всего
порядка десяти стран (для поэтов из-за рубежа в Музее Маяковского был устроен
специальный вечер гостей фестиваля).
Ко всему этому, конечно, стоит мысленно прибавить некоторую долю традиционно
русской — и московской в частности — “раскрепощенности”. Сергий Жадан,
не успев приехать в Москву, отбыл в депо на поезде метро (кончилось все
хорошо)... ну и так далее. Легкая расхлябанность — это как приправа: много
быть не должно, но и совсем без нее скучно. Ведь без этого, согласитесь,
какой же фестиваль посмел бы называться московским? |